Работа над однокоренными словами на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


На уроках русского языка учащиеся начальной школы знакомятся фактически со всеми разделами русской орфографии: передача на письме морфем, слитное и раздельное написание слов, перенос слов, употребление прописных букв, сокращение слов на письме. Основное внимание в программе по русскому языку(I-IV кл.) уделяется первому разделу, т.е. усвоению правописания корней. окончаний, приставок и суффиксов.

Написание большинства морфем подчиняется морфологическому принципу орфографии. Сущность данного принципа заключается в том, что морфема на письме передаётся единообразно, независимо от произношения. В современной русской орфографии имеются и такие написания морфем, которые являются отступлением от морфологического принципа. К ним относятся фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Успех в обучении орфографии зависит от того, насколько правильно учитель определит тип орфограммы, изучаемой на конкретном уроке. Тип орфограммы определяет выбор упражнений.[1]

Изучение правописания корневой морфемы - основное содержание орфографической работы в третьем классе четырёхлетней начальной школы. С написанием гласной или согласной буквы в корне слова связаны темы: "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова", "Правописание безударных гласных в корне слова", "Правописание непроизносимых согласных". При изучении данных тем с учащимися можно составить следующий алгоритм:

Найди орфограмму в слове (вспомни слабые позиции гласных и согласных звуков).

Определи в какой части слова находится орфограмма (приставка, корень, суффикс, окончание)

Если в корне, то:.

  1. измени форму слова или подбери однокоренное слово, чтобы гласный (согласный) звук был в сильной позиции.
  2. непроверяемые написания вспомни или обратись к словарю.
  3. определи, какую букву нужно писать .
  4. напиши правильно.

Рассмотрим подробнее третий шаг данного алгоритма - подбор проверочного слова. Возможность использовать в качестве проверочного форму слова на данном этапе обучения русскому языку у учащихся весьма ограничена. Например, образование краткой формы имени прилагательного для проверки согласной в корне слова редкий (редок). Поэтому дети в качестве проверочных слов используют однокоренные слова: редеть, реденький. Но и подбор однокоренного слова далеко не лёгкая задача для учащегося третьего класса. Несмотря на то, что тема " Состав слова" уже изучена и учащиеся получили достаточную грамматическую базу для этого. Трудности в подборе однокоренного слова объясняются следующими причинами: ограниченность словарного запаса ребёнка, неумение отличать родственные слова от слов с похожим звуковым комплексом (слизал - слезал), неумение отличать родственные слова от слов с одинаковым графическим обозначением корня (горе- гора), а также от слов близких по значению.

Повседневное внимание учителя к работе над однокоренными словами - основное методическое условие, от которого во многом зависит успешное формирование орфографического навыка у учащихся. Работу над однокоренными словами можно проводить на разных этапах урока и формы данной работы достаточно разнообразны.

Узнавание однокоренных слов.

Помимо традиционных упражнений, направленных на выработку умения узнавать в тексте однокоренные слова, можно предложить следующие задания:

1. При проведении словарно- орфографической работы использовать загадки, в которых раскрывается значение слова:

Красна, сладка, душиста:
Растёт низко, к земле близко.
(земляника)

2. Определение количества групп однокоренных слов: полёт, летучая, лето, летчик, летний.

3. Дидактические игры:

1) "Третий лишний" (необходимо указать слово, которое не является однокоренным)

- Медный, медовый, медок.

- Гусь, гусеница, гусята.

- Лев, левша, левый.

2) "Словарное домино" (Карточки прямоугольной формы разделить на две половины. На каждой половине написать по одному слову, взятому из нескольких групп однокоренных слов. Дети подбирают родственные слова по принципу игры "Домино".)

3) "Проложи маршрут" (На доске или листе бумаги вразброс записать несколько групп однокоренных слов. Предложить учащимся линией соединить однокоренные слова.)

Подбор однокоренных слов.

Научить учащихся подбирать однокоренные слова помогут следующие упражнения:

1. Выстраивание ряда однокоренных слов при ответах на вопросы учителя.

- Как называется прибор для измерения времени? (часы)

- Как называют мастера, который изготовляет и чинит часы? (часовщик)

- Как называют военнослужащего, который стоит на посту? (часовой)

- Единица измерения времени, равная 60 минутам? (час)

2. Подбор однокоренных слов по аналогии.

Сад, садовник, садовый.

Газета, :::, ::...

Сапог, :::. , :.... .

3. Подбор однокоренных слов по их грамматическим признакам.

- Образуй слова с корнем - бег, которые обозначают предмет, признак предмета, действие предмета (беглец, беговая, убегать).

- Образуй слова с корнем - лес, которые соответствуют схемам:

а) корень, окончание. (лес)

б) корень, суффикс, окончание (лесник, лесной)

в) приставка, корень, суффикс, окончание (перелески).

4. Вставить в текст подходящие по смыслу слова с заданным корнем. При выполнении данного задания у учащихся нет возможности вставить слово с ошибкой в корне.

Например, вставь в текст слова, подходящие по смыслу с корнем - гриб.

В леса пришла осень. Скоро наступит :::.. пора. В лесу можно будет встретить людей с корзинами :::.. . Это :::. . Срезать :::.. нужно осторожно, стараясь не повредить :::.. . Маленькие :::: можно засолить, а из больших :::. сварить :::: суп.

5. При работе над подбором однокоренных слов можно предложить дидактические игры:

- "Повтори и добавь" ( Учитель записывает на доске или показывает карточку, на которой записан корень слова. Первый ученик образует слово с заданным корнем, второй повторяет слово, названное первым учеником, и добавляет ещё одно однокоренное. Третий ученик повторяет слова, сказанные первым и вторым учениками, добавляет своё однокоренное слово и т.д.

Например: - золот

первый ученик- "золото";

второй ученик- "золото, золотой";

третий ученик - " золото, золотой, золотник";

-" Подумай и ответь"

Учащиеся в быстром темпе дают ответы на вопросы учителя. Например:

  • Почему дождь называют грибным?
  • Почему червя называют дождевым?
  • Где находится морской берег?
  • Что делает грелка?
  • Что в яйце белого цвета?
  • Чего много в солёном супе?
  • Какого цвета ягода черника?
  • А какого цвета ягода голубика? и т. п.

Работа над составленным рядом однокоренных слов.

После того, как составлен ряд однокоренных слов, детям можно предложить следующие задания:

1. Образовать группы однокоренных слов близких или противоположных по значению данным словам. Например:

Веселье, весёлый, веселиться, весело.

Грусть, грустный, грустить, грустно.

Радость, радостный, радоваться, радостно.

2. Подчеркнуть слова, которые необходимо проверять при написании или слова, которые являются проверочными.

3. Разобрать слова по составу, выяснить при помощи каких морфем они образовались, вспомнить слова с другими корнями, образованными этими же морфемами.

Например: глаз, глазок, глазной, глазунья, глазливый.

(глазок- листок, глазной- мясной, глазунья- шалунья, глазливый- трусливый).

4. Предложить учащимся задания, направленные на развитие умений сравнивать, наблюдать, классифицировать. Проводятся такие упражнения по принципу игры "Найди лишнее слово". Например, детьми составлен ряд однокоренных слов: голова, головушка, головка, головной, головастик. Учитель предлагает детям назвать лишнее слово в данном ряду и сформулировать признак, по которому оно исключается из ряда.

(- "голова", так как в составе слова нет суффикса.

- "головной", так как относится к имени прилагательному, а остальные слова- к имени существительному.

- " головастик", так как в этом слове, в отличии от остальных слов, нулевое окончание.)

Подбор однокоренных слов при проведении работы над ошибками.

Проводя работу над ошибками, допущенными в письменных работах, учащиеся к каждому слову с неверно написанной корневой морфемой традиционно подбирают проверочное слово. Целесообразнее к таким словам подбирать группу однокоренных слов. Выяснять какие из них являются проверочными, а какие требуют проверки при письме. Составлять с данными словами словосочетания или предложения. Такая работа способствует запоминанию корневых морфем.

Систематическая работа над однокоренными словами способствует практическому уяснению значений морфем, составляющих слово, их роли в словообразовании, позволяет учащимся осознанно проводить морфемный анализ слова не только для уяснения его структуры, но и в специальных орфографических целях, знакомит учащихся с определёнными словообразовательными моделями языка.

Использованная литература

  1. Методика обучения русскому языку в начальных классах \ Под редакцией М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской. 2-е изд., перераб.М.: Просвещение, 1987.