Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: всё главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребёнка мы ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И всё же, главное – ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей ребёнка. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Жизнь неизбежно столкнёт ребёнка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было – резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый - потерпит поражение.
Важнейшим условием воспитания здорового ребёнка является его двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Малыш по своей природе – деятель, а деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.
Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, снижению двигательной активности детей с нарушением зрения и ухудшению общего функционального состояния здоровья ребёнка.
Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению достигнутых по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо для растущего и развивающегося детского организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организации и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость организма ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. А недостаток движений вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряжённости и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к быстрой утомляемости организма ребёнка.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие детского организма. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно с детства. У детей с нарушением зрения скорость восприятия, его точность и полнота нарушены или снижены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошибками, появляются необоснованные паузы при выполнении различных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и амблиопией наблюдается фрагментарность, пропуски деталей техники движений. В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечаются узость обзора, нарушение стереоскопии, смешение форм действия, несформированность пространственных представлений. Таким образом, неполноценное зрительное восприятие вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.
Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому восприятию, принимая во внимание, что восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.
Совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребёнка. Отсюда первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитее творческого воображения – главного завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы, её эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой. Так, имитируя позу «кошечки», ребёнок естественно «преображается». Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы, его образная память воспроизводит яркие «кошачьи» черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребёнок пластично выгибает спину, «урчит», ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе «кошечки» ребёнок чувствует себя комфортно и непринуждённо. Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, это – формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Осмысленная моторика лежит и в основе навыков рационального дыхания. Особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает активизацию воображения: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи - «паровозик», медленные и размеренные – «океанский лайнер»). Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется, благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые рекомендуется применять в дошкольных учреждениях. Определённые участки тела становятся своего рода психосоматическими «голограммами» - массируя их, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто новое и прекрасное, способствует развитию у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал. Наконец, четвёртый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Например, когда дети делают массаж друг другу, они обмениваются «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребёнка к другому. Через тактильный контакт («взялись за руки!») ребёнок выражает своё внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ» на своё обращение.
Младший дошкольный возраст – период пристального наблюдения за развитием ребёнка, что находит отражение в медицинских картах развития детей. Все дети по состоянию здоровья распределены по медицинским группам. Что способствует определению для каждого ребёнка оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания. Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма. Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения. Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями.
Программа «Детство» предусматривает три уровня освоения: низкий, средний и высокий. Диагностика, проведённая в младшей специализированной группе, показала, что у 78% детей низкий уровень овладения основами двигательной культуры, высокая утомляемость, неуверенность в себе, боязливость, низкая моторная активность. Руководствуясь результатами диагностического обследования детей, я поставила перед собой следующие задачи:
- Создать эмоциональный комфорт для детей в группе.
- Стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.
- Развивать скоростно-силовые качества детей.
- Развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве.
Для решения поставленных задач я изготовила для детей в группе нестандартное оборудование, которое внесло в каждое занятие физкультурой элемент необычности, вызвало у детей интерес и желание играть, помогло малышам преодолеть свой страх. Кроме того, использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
-
Сшила яркий матрас-мат, на котором дети с удовольствием прыгают, лежат, ползают, перекатываются.
- Изготовила «Гамачок» (игра «Кто наберёт больше очков»). В двухцветном полотнище (одна сторона красная, другая – синяя) вырезаны два круглых отверстия диаметром 20 см, в середине между ними на верёвочке прикреплён пластмассовый шарик.
Дети играют вдвоём: движением (взмахом) рук «Гамачок» поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника». Попавший получает выигрышное очко. В этой игре происходит сочетание педагогических и коррекционных задач: развитие координации движений, глазомера, внимания, быстроты реакции и ловкости рук. К этой игре я часто привлекаю детей с расходящимся косоглазием, так как им необходимо направлять взгляд вниз.
- Чтобы заинтересовать детей, из обычных обручей я сделала «Цирковые обручи», обтянув их кистями жёлтого, синего и красного цветов. Обручи лучше видны детям и привлекают своей необычностью.
Для игры «Мяч через обруч» я подвешиваю обруч на гимнастическом комплексе. К этой игре я привлекаю детей со сходящимся косоглазием - им надо направлять взгляд вверх. Цирковые обручи используются на занятиях по развитию движений (метанию, пролезанию). В этих упражнениях совершенствуется глазомер, ловкость движений и происходит активизация зрительных функций.
- Также я изготовила мягкое «Брёвнышко» из свёрнутого поролона, обтянув его яркой тканью. Оно используется для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания. Дети с удовольствием играют с «бревном», развивая ловкость, равновесие, уверенность в себе, укрепляются мышцы ноги и стопы.
- Обтянув полоску ДВП разноцветной тканью, я сделала дорожку-раскладушку из трёх частей: на первой наклеила следки с нашитыми пуговицами, на второй – поролоновые губки, а на третьей части дорожки - мешочки с крупой. При ходьбе по этой «Умной дорожке» происходит массаж стопы у детей – профилактика плоскостопия.
- Чтобы организовать соревнования для маленьких силачей, наполнила пластиковые ярко-оранжевые бутылочки камушками, украсила их аппликацией – получились «Весёлые гантели».
Освоить ходьбу и бег «змейкой» детям помогли необычные зрительные ориентиры – кегли, изготовленные из различных пластиковых бутылок, наполненных камушками и кусочками цветной бумаги. Для этой же цели я использую
- Шнур «Пёстрая змейка», сплетенный из цветной верёвки, также может послужить зрительным ориентиром, а иногда он выполняет роль каната для перетягивания.
Нестандартное оборудование я использую на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Наряду с этим, я разработала и провела ряд спортивных мероприятий для детей: «Летние забавы», «Спортивная семейка», «Гимнастика для мамы и дочки». Родители не только охотно посещают мероприятия, но и принимают в них активное участие.
Использование нестандартного оборудования позволило применить дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию.
В результате систематической работы по применению нестандартного оборудования на занятиях и в свободной деятельности детей, я добилась повышения уровня двигательных навыков у детей, улучшения их эмоционального настроя, появления уверенности и самостоятельности, что положительно сказалось на их здоровье – уровень заболеваемости снизился по сравнению с предыдущим годом на 20%. У детей наблюдаются соответствующие их возрасту пространственная ориентировка, зрительное восприятие, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции. Результаты диагностики уровня освоения программы «Детство» по разделу «Основы двигательной культуры» показали, что к концу учебного года количество детей с высоким уровнем освоения программы составило 28%, со средним – 72%.
Спортивный праздник для детей младшей группы «Летние забавы» – Приложение 1.