Цели:
- обобщить и повторить знания учащихся о частях речи, продолжить развивать умение различать части речи, правильно употреблять их в речи;
- расширять знания учащихся о лексических значениях слов, обогащать словарный запас новыми словами;
- вызвать интерес к предмету, учить беречь время, воспитывать любовь к родному краю, родному языку.
Оборудование: игровой диск, волчок, конверты с вопросами, фотографии “почемучек”, аудиозаписи. Карточки с заданиями, предложением и пословицей, “черный ящик”, репродукции картин, ручки, листочки, песочные часы.
Ход игры
I. Организационный момент
Учитель: Друзья, сегодня мы проводим весеннюю интеллектуальную игру “Что? Где? Когда?”, в которой определится команда победителей. В состязании примут участие команда “знатоков” русского языка – учеников нашего класса и команда “почемучек” - учеников и учителей нашей школы.
Участники игры, займите свои места! (Называются имена “знатоков”, капитана команды, секретаря, “хранителя” времени.) Я очень за вас волнуюсь и переживаю. Желаю вам удачи, ребята, и победы!
II. Раунд 1Задание 1. (От президента нашей страны Д. Медведева – фото.)
Уважаемые знатоки! Я очень люблю свою страну и русский народ. Попробуйте за 1 минуту записать 6 слов на тему “Родина” и просклонять одно из них. Желаю удачи!(Подводятся итоги.)
III. Раунд 2Задание 2. (От учителей русского языка нашей школы… – фото.)
Уважаемые знатоки! Подумайте и через одну минуту скажите, что объединяет данные группы слов, какое слово лишнее и почему? Желаем удачи!Сани, очки, кусты
Шорты, боты, брюки
Носки, ножницы, грабли
(Ответ: это существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа, лишние слова – кусты, боты, носки.)
(Подведение итогов 2-го раунда.)
IV. Раунд 3Задание 3. (От сестры Максима … – фото.)
Я учусь в 6-м классе и уже много что знаю о частях речи, особенно мне интересны имена существительные. Перед вами слова. Через 1 минуту расскажите все, что вы о них знаете.Ира | торт | окно |
– часть речи;
– начальная форма;
– род;
– число;
– собственное или нарицательное;
– одушевленное или неодушевленное.
(Подведение итогов 3-го раунда.)
V. Раунд 4Задание 4. (От учителя рисования… – фото.)
Уважаемые знатоки! Перед вами репродукции картин русских художников. Подумайте 1 мин. и назовите художников, авторов этих замечательных картин. (И. Грабарь “Февральская лазурь”, А. Саврасов “Грачи прилетели”, К. Юон “Мартовское солнце”.)(Дети под музыку рассматривают картины, отвечают.)
(Подводятся итоги 4-го раунда.)
(Зачитываются 2 лучших сочинения, которые писали раньше.)
VI. Музыкальная пауза(Исполняется музыкальный номер.)
VII. Раунд 5Задание 5. (От меня – вашего учителя.)
Уважаемые знатоки! За 1 мин вы должны собрать разрезанное предложение, назвать главные и второстепенные члены, определить части речи.(Подбирается любое предложение по усмотрению учителя.)
(Подведение итогов.)
VIII. Раунд 6Задание 6. (От ученика 7-го класса отличника … – фото.)
Уважаемые знатоки! Попробуйте за 1 минуту объяснить значение фраз, замените их одним словом. Скажите, как называются такие словосочетания в русском языке?Бить баклуши – …
Задирать нос – …
Высасывать из пальца – …
Работать спустя рукава – …
Зарубить на носу – …
Как снег на голову – …
(Ответ: бездельничать, задаваться, придумывать, лениться, запомнить, неожиданно).
Это фразеологизмы.
(Подведение итогов 6-го раунда.)
IХ. Раунд 7Задание 7. (От бабушки Никиты … – фото.)
Я очень люблю наше село. Оно очень красивое и большое. Уважаемые знатоки, придумайте и запишите 2-3 предложения о нашем селе. Желаю удачи!(Подводятся итоги.)
Х. Раунд 8Задание 8. (От учителя английского языка… – фото.)
В этой записи буквы русского алфавита перемешаны с английскими буквами. Через 1 минуту попробуйте прочитать и догадаться, какая пословица находится в черном ящике, как вы ее понимаете?QСWКRУYЧUЕISНD FДGЕHJЬ LДZОV NВQЕWЧERРYАU,
IКSОDЛFИG JДLЕZЛVАNТQЬW EНRЕYЧUЕSГDFОG.
(Ответ: Скучен день до вечера, коли делать нечего.)
(Подводятся итоги игры.)
ХI. Рефлексия, награждение лучшего игрока, оценивание– Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?
– Какой вопрос вам больше всего понравился?
– Назовите лучшего игрока.
– Спасибо всем за работу. Поздравляю команду “знатоков” - победительницу в этом сезоне.
(Вручаются грамоты, медали с изображением совы – символа мудрости и сладкие призы.)