Цели:
- Закрепление умений составлять предложения по схемам и записывать их; ставить вопросы от слова к слову и устанавливать связь в предложении при помощи стрелок.
- Закрепление умения самостоятельно записывать предложения, оформлять предложения на письме.
- Развитие орфографической зоркости. Привитие любви к слову через поэзию наших классиков.
- Обогащение и пополнение словарного запаса детей.
- Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Над какой темой мы с вами работали? (Над связью слов в предложении.)
Эту работу мы продолжим и сегодня.
Прочитайте девиз урока: Мир освещается солнцем, а человек знанием (на доске).
Как вы его понимаете? (Мир красив при солнце, а человек красив своими знаниями.)
Так покажите свои знания!
Для этого на уроке надо быть внимательными.
2. Минутка чистописания.
Найдите закономерность и продолжите дорожку из букв.
а г ё и л о с ф ч ъ э (на доске).
Проверка.
Какая закономерность? (Каждая следующая буква повторяется через две буквы в алфавите.)
Кто написал правильно? Поставьте "+". Хорошо! Работаем дальше.
3. Письмо по памяти.
Послушайте строчки из стихотворения С.Есенина.
И ст:ит б:реза в сонной т:ш:не,
И горят сн:жинки в з:л:том :гне.
Представьте себе эту картину.
Как вы понимаете строчки? И стоит береза в сонной тишине. (Утро, вся природа спит.)
Почему снежинки горят в золотом огне? (Заря всходит, свет зари.)
Откуда золотой огонь?
Подберите синоним к слову "горят". (Сверкают, сияет, переливаются, светятся.)
Почему именно это слово - "горят"? (Слово яркое емкое, впитывает в себя и переливается, и светится.)
Вставьте пропущенные буквы и объясните. Прочитайте так, как написано.
А теперь постарайтесь запомнить.
Кто повторит?
Запишите по памяти.
Выделите орфограммы.
Проверка.
Прочитайте что написали?
Проверьте орфограммы (открыть доску).
У кого правильно? Поставьте "+".
Кто ошибся? Исправьте.
4. Работа в группах (индивидуальные задания).
- 1 группа. Найти имена прилагательные и выписать их с вопросами.
- 2 группа. Подчеркнуть грамматическую основу в первой части предложения.
- 3 группа. Звукобуквенный анализ слова береза [б'эр'оза]
- 4 группа. Разобрать по составу слово снежинки и подобрать однокоренные слова.
Проверяет группа.
Оценки.
Хорошо! Молодцы! Продолжаем работать в группах.
5. Проверка теоретических знаний детей.
Сейчас я раздам карточки с вопросами, вы ответите на все вопросы, когда будете готовы, поднимите руку.
1 группа. 1. Имена
прилагательные отвечают на вопросы ____________ Для чего в речи используются имена прилагательные? |
2 группа. Глаголы отвечают на вопросы ___________________________. Глаголы обозначают ___________________________________. Чем являются глаголы в предложении? |
3 группа. 1. Имена существительные отвечают _____________ и обозначают ________. 2. Имена существительные бывают _____________. Когда мы ставим вопрос кто? а когда что? Чем являются имена существительные в предложении? |
4 группа. 1. Предложение состоит из ____________. 2. Предложение выражает ______________. 3. Первое слово в предложении _____________________________________. 4. В конце предложения ___________________________________________. Слова в предложении связаны _____________________. |
Поднимите руку, кто уже хорошо знает изученные части речи и может легко находить их в тексте?
А кто еще затрудняется?
6. Составление предложений по схемам.
Как связаны слова в предложении? (по смыслу)
Составьте предложение по схемам и подчеркните грамматическую основу предложения, обсудите в группе. (Предложения составляют сообща. У всех в группе предложение должно быть одинаковым.) Схемы на доске.
Проверка.
Физкультминутка.
Игра: "Поймай основу". (Учитель читает предложение, ученики называют основу.)
Белые облака плывут по небу.
Сильный ветер рвет листья с деревьев.
Смолкли птичьи голоса.
Резкий ветер гулял по лесу.
Снегири прыгали по шишкам елей.
А теперь попробуйте сравнить подлежащее и сказуемое. Обсудите (выделить общее и различие).
7. Как связаны слова в предложении?
Как можно установить связь слов в предложении? (По вопросам.)
А теперь поставьте вопрос к каждому слову в предложении и установите связь с помощью стрелок (обсуждают в группах, затем выходят к доске и объясняют).
1. Стоят сильные морозы.
2. В воздухе закружились снежинки.
3. Пеньки надели снежные шапки.
4. Пушистый снег укрыл полянки.
Если завтра в самостоятельной работе будет такое задание, установить связь слов в предложении поднимите руку, кто справится с ним?
А кто еще затрудняется?
8. Задание в группах.
Придумайте и задайте вопрос с ошибкой для другой группы.
9. Творческое задание.
Что записано у меня на доске? (текст)
Зима. (Звучит музыка.)
Вот и настала зима.
Что вы знаете про текст?
Прочитайте первое предложение. Дальше составьте предложение по схеме и придумайте свои предложения.
Проверка.
10. Подведение итогов.
Прочитайте девиз урока.
Показали мы свои знания?
А сейчас подсчитайте свои плюсики, хорошо подумайте и поднимите руку те, кто считает, что он работал на "5", кто на "4".
Спасибо за урок, вы все хорошо работали. Молодцы!
11. Домашнее задание.
Продолжить рассказ и проиллюстрировать его.