Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепление умений составлять предложения по схемам и записывать их; ставить вопросы от слова к слову и устанавливать связь в предложении при помощи стрелок.
  • Закрепление умения самостоятельно записывать предложения, оформлять предложения на письме.
  • Развитие орфографической зоркости. Привитие любви к слову через поэзию наших классиков.
  • Обогащение и пополнение словарного запаса детей.
  • Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Над какой темой мы с вами работали? (Над связью слов в предложении.)

Эту работу мы продолжим и сегодня.

Прочитайте девиз урока: Мир освещается солнцем, а человек знанием (на доске).

Как вы его понимаете? (Мир красив при солнце, а человек красив своими знаниями.)

Так покажите свои знания!

Для этого на уроке надо быть внимательными.

2. Минутка чистописания.

Найдите закономерность и продолжите дорожку из букв.

а г ё и л о с ф ч ъ э (на доске).

Проверка.

Какая закономерность? (Каждая следующая буква повторяется через две буквы в алфавите.)

Кто написал правильно? Поставьте "+". Хорошо! Работаем дальше.

3. Письмо по памяти.

Послушайте строчки из стихотворения С.Есенина.

И ст:ит б:реза в сонной т:ш:не,

И горят сн:жинки в з:л:том :гне.

Представьте себе эту картину.

Как вы понимаете строчки? И стоит береза в сонной тишине. (Утро, вся природа спит.)

Почему снежинки горят в золотом огне? (Заря всходит, свет зари.)

Откуда золотой огонь?

Подберите синоним к слову "горят". (Сверкают, сияет, переливаются, светятся.)

Почему именно это слово - "горят"? (Слово яркое емкое, впитывает в себя и переливается, и светится.)

Вставьте пропущенные буквы и объясните. Прочитайте так, как написано.

А теперь постарайтесь запомнить.

Кто повторит?

Запишите по памяти.

Выделите орфограммы.

Проверка.

Прочитайте что написали?

Проверьте орфограммы (открыть доску).

У кого правильно? Поставьте "+".

Кто ошибся? Исправьте.

4. Работа в группах (индивидуальные задания).

  • 1 группа. Найти имена прилагательные и выписать их с вопросами.
  • 2 группа. Подчеркнуть грамматическую основу в первой части предложения.
  • 3 группа. Звукобуквенный анализ слова береза [б'эр'оза]
  • 4 группа. Разобрать по составу слово снежинки и подобрать однокоренные слова.

Проверяет группа.

Оценки.

Хорошо! Молодцы! Продолжаем работать в группах.

5. Проверка теоретических знаний детей.

Сейчас я раздам карточки с вопросами, вы ответите на все вопросы, когда будете готовы, поднимите руку.

1 группа.

1. Имена прилагательные отвечают на вопросы ____________
и обозначают ________________.

Для чего в речи используются имена прилагательные?

 

2 группа.

Глаголы отвечают на вопросы ___________________________.

Глаголы обозначают ___________________________________.

Чем являются глаголы в предложении?

 

3 группа.

1. Имена существительные отвечают _____________ и обозначают ________.

2. Имена существительные бывают _____________. Когда мы ставим вопрос кто? а когда что?

Чем являются имена существительные в предложении?

 

4 группа.

1. Предложение состоит из ____________.

2. Предложение выражает ______________.

3. Первое слово в предложении _____________________________________.

4. В конце предложения ___________________________________________.

Слова в предложении связаны _____________________.
В предложении от слова к слову можно _________________________.

Поднимите руку, кто уже хорошо знает изученные части речи и может легко находить их в тексте?

А кто еще затрудняется?

6. Составление предложений по схемам.

Как связаны слова в предложении? (по смыслу)

Составьте предложение по схемам и подчеркните грамматическую основу предложения, обсудите в группе. (Предложения составляют сообща. У всех в группе предложение должно быть одинаковым.) Схемы на доске.

Проверка.

Физкультминутка.

Игра: "Поймай основу". (Учитель читает предложение, ученики называют основу.)

Белые облака плывут по небу.

Сильный ветер рвет листья с деревьев.

Смолкли птичьи голоса.

Резкий ветер гулял по лесу.

Снегири прыгали по шишкам елей.

А теперь попробуйте сравнить подлежащее и сказуемое. Обсудите (выделить общее и различие).

7. Как связаны слова в предложении?

Как можно установить связь слов в предложении? (По вопросам.)

А теперь поставьте вопрос к каждому слову в предложении и установите связь с помощью стрелок (обсуждают в группах, затем выходят к доске и объясняют).

 

1. Стоят сильные морозы.

 2. В воздухе закружились снежинки.

 3. Пеньки надели снежные шапки.

 4. Пушистый снег укрыл полянки.

Если завтра в самостоятельной работе будет такое задание, установить связь слов в предложении поднимите руку, кто справится с ним?

А кто еще затрудняется?

8. Задание в группах.

Придумайте и задайте вопрос с ошибкой для другой группы.

9. Творческое задание.

Что записано у меня на доске? (текст)

Зима. (Звучит музыка.)

Вот и настала зима.

Что вы знаете про текст?

Прочитайте первое предложение. Дальше составьте предложение по схеме и придумайте свои предложения.

Проверка.

10. Подведение итогов.

Прочитайте девиз урока.

Показали мы свои знания?

А сейчас подсчитайте свои плюсики, хорошо подумайте и поднимите руку те, кто считает, что он работал на "5", кто на "4".

Спасибо за урок, вы все хорошо работали. Молодцы!

11. Домашнее задание.

Продолжить рассказ и проиллюстрировать его.