Цели:
- cовершенствование умения определять падежи,
- формирование у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм имён существительных.
Задачи:
Образовательные:
- определять и различать падежи имён существительных,
- сравнивать и анализировать падежные формы имен существительных и местоимений,
- подбирать родственные слова, делить их на группы родственных слов,
- совершенствовать умение составлять словосочетания.
Развивающие:
- способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, формулировать свои мысли в процессе подведения итогов ,
- развивать представления об исторических родственниках слов, умения работать с учебником, со словарями
Воспитательные:
- воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи,
- прививать любовь к произведениям русской литературы, интерес к русскому языку,
- способствовать воспитанию аккуратности, здорового образа жизни.
Оборудование:
- медиапроектор (Приложение слайд-презентация),
- учебники русского языка 1,2 части,
- карточки с тучкой и солнышком.
Ход урока
I Организационный момент.
(Слайд 1)
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
Создание спокойной деловой обстановки, знакомство с гостями.
-С каким настроением вы пришли на урок?
-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите какая из карточек отражает ваше настроение.
Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой.
- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
II Формулирование учащимися темы урока.
На экране слова. ( Слайд 2 )
Страна, о стране, страной, страны, стране, страну.
-Внимательно прочитайте слова, в какой форме находятся эти слова?
-Как определить падеж данных существительных?
И.п.- есть кто? что? страна
Р.п.- нет кого? чего? страны
Д.п. – дам кому? чему? стране
В.п. – вижу кого? что? страну
Т.п. – восхищаюсь кем? чем? страной
П.п. – думаю о ком? о чём? о стране
-Сформулируйте тему урока?
-Тема: Различение падежей.
- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение определять падежи и различать падежные формы имён существительных.
III Определение падежных форм имён сущ-х.
Упр.95, стр 104.
-Прочитайте отрывки из сказки.
-Кто является автором этих отрывков? (А.С.Пушкин) “Рисунок 1” ( Слайд 3)
-Из какого произведения эти отрывки?
(Из сказки “Сказка о рыбаке и рыбке”) “Рисунок 2” ( Слайд 4 )
-А вы знаете ребята, что А.С.Пушкин не сам придумал историю о золотой рыбке. На самом деле это народная сказка. Она была известна в разных уголках мира.
Пушкин рассказал нам её в стихах. Именно благодаря А.С.Пушкину появилось такое устойчивое выражение
(Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, потерять что-то. ) “Рисунок 3” ( Слайд 5 )
-Как вы думаете какова основная мысль этого произведения, что автор хотел нам сказать, ради чего он написал эту сказку.
-Какие черты характера высмеивает Пушкин?
-Загляните в словарь устойчивых выражений, есть ли это выражение в нашем словаре.
Задание: Спишите вставляя пропущенные буквы, определите падеж выделенных существительных, образуйте недостающую падежную форму.
Доп.задание для сильных учеников: Выпишите две пары родственных слов
- Пряжа - пряла
- Старик - старуха
Физминутка
а) Упражнения для рук
- “Солнышко, заборчик, камешек”
б)Упражнения для глаз
- -Проследите глазами полёт снежинки.
- -Посмотрите влево, вправо, вниз, вверх.
в)
Я сом большой, усатый,
Спинка полосатая.
Я ловко плаваю везде,
Не найти меня нигде.
IV Работа со словарём
Упр. 98.
-Составьте словосочетания со словами чужой и чудесный
-Что такое словосочетания?
-В каком падеже стоят существительные в этих словосочетаниях?
V Определение падежных форм местоимений.
Упр. 99
-Прочитайте шуточное стихотворение
-Вы понимаете, кого увидели собаки и за кем они помчались?
-Замените каждое выделенное слово именем существительным. Вернитесь к определению местоимения. Докажите, что выделенные слова – местоимения?
-Определите в каком падеже стоят выделенные местоимения?
( Слайд 6 )
И.п. - не растерялся кто-то
Р.п. - вскочили с чего-то
Д.п. - подкрались к чему-то
В.п. - взобрался на что-то, увидели что-то
Т.п. - помчались за чем-то
П.п. - сидели на чём-то
- Все ли падежи представлены?
- Какие представлены два раза?
Физминутка ( Слайд 7 )
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
VI Подведение итогов.
-Какая тема урока? ( Слайд 8 )
-Как определить падеж у существительных?
-Какое настроение у вас к концу урока. Покажите карточку с тучкой или с солнышком.
Оценки. Д/з упр №97 (у)
Рисунок1
Рисунок 2
Рисунок 3