Цели:
- образовательные: получить первоначальные представления о классе соединений (общая формула, конкретные представители, их состав и строение);
- воспитательные: в целях формирования научной картины мира показать действие законов диалектики (переход количественных изменений в качественные) при изучении гомологии, продолжить воспитывать культуру поведения в обществе, нравственность через изучение темы углеводороды;
- развивающие: в целях развития логического мышления продолжать развивать у учащихся умения наблюдать, делать выводы по результатам наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи.
Урок формирования новых знаний и умений.
МПС: физика, математика.
Оборудование и реактивы: эвдиометр, штатив лабораторный, столик подъемно-поворотный, склянка с нижним тубусом, резиновые трубки и пружинные зажимы, генератор высокого напряжения, баллон с газом, ингаляционная трубочка; вода (подкрашенная красными чернилами).
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны знать общую формулу класса, уметь составлять формулы конкретных представителей и давать им названия, учащиеся должны понимать смысл понятия предельные углеводороды, получить представления об их строении.
Ход урока
I. Мобилизующее начало урока.
- организация класса.
- актуализация знаний.
Проведение урока следует начать с вопросов к
учащимся. А как вы понимаете название
углеводороды? Для того, что бы выяснить так ли
это, давайте обратимся к химическому
эксперименту.
Учитель демонстрирует опыт: “Разложение бутана
под действием тихого электрического разряда”. В
данном опыте возможно использование любого
газообразного предельного углеводорода.
Наиболее удобно использовать для опыта бутан –
газ для зажигалок. Но в методическом плане,
целесообразнее использование метана (но
заполнение метаном эвдиометра требует большей
затраты времени), но его строение проще и
учащимся будет легче прийти к нужным выводам.
Цель: установить формулу метана.
Подготовка к проведению опыта.
- Собрать прибор по рисунку 1 и проверить его на герметичность (пробки прибора должны плотно входить в отверстия эвдиометра и не допускать проникновения веществ).
- Заполнить склянку и эвдиометр при открытых зажимах водой (подкрашенной красными чернилами).
- При проведении этого опыта необходимо использовать защитный экран, а так же белый фоновый – для лучшего восприятия учащимися.
a. Заполнить водой склянку. Как только уровень
воды в склянке и эвдиометре станет одинаковым,
открыть верхнюю пробку и заполнить эвдиометр до
верха водой.
b. Закрыть пробкой (не допуская попадания под
пробку пузырьков воздуха).
Заполнение прибора газом.
Заполнить прибор углеводородами возможно несколькими способами. Мы предлагаем наиболее простой способ. В прибор не должен попадать кислород т.к. в его присутствии может произойти взрыв!
- Закрыть верхнее отверстие эвдиометра пробкой с трубкой и зажимом, вставить в прибор электроды (расстояние должно быть не более 1 см).
- Заполнить его через нижнее отверстие подкрашенной водой (“с горочкой”).
- Прикрыть отверстие эвдиометра и опустить его в кристаллизатор с водой, так, чтобы в эвдиометр не попали пузырьки воздуха.
- В пробирку поместите смесь для получения метана, закройте пробкой с газоотводной трубкой (проверить на герметичность прибор) и начинайте нагревание. Как только вытиснится воздух и установится равномерный ток газа, ввести нужное его количество – методом вытеснения воды. Наиболее просто заполнить прибор можно заполнить бутаном – газ для зажигалок. Используя баллон с газом и насадку от ингалятора.
- Закрыть нижнее отверстие прибора пробкой с газоотводной трубкой, соединить ее со склянкой с водой закрепить эвдиометр в штативе.
Проведение опыта.
- Присоединяют к электродам прибора клеммы генератора высокого напряжения.
- Включить прибор, установить максимальное напряжение. При установленном напряжении образуется тлеющий разряд. При этом происходит разложение метана. Объем при этом увеличивается почти в два раза. На корпусе прибора появляются частицы углерода. Опыт необходимо проводить до прекращения увеличения объема газа.
- Отключить прибор от сети.
- Доказать наличие образовавшегося водорода.
a. Поднять склянку с жидкостью вверх.
b. Поджечь лучину, открыть верхний зажим и поднести лучину. Водород загорится.
Если использовать другие углеводороды можно получить аналогичные результаты. При использовании одинаковых объемов углеводородов можно показать различия в количественном составе углеводородов. Так при разложении этана объем увеличивается в три раза, а бутана – в пять раз.
С4Н10 > 4С + 5Н2.
Аналогичные опыты можно провести с метаном, этаном, пропаном. Если в качестве исходных веществ взять одинаковые объемы метана и этана, то при проведении опытов устанавливается различие в составе этих газов: при разложении образуется тройной объем водорода (С2Н6>2С + 3Н2).
После проведения эксперимента необходимо обсудить с учениками, что они наблюдали и выяснить, как они могут интерпретировать свои наблюдения.
Итак, мы предположили, что в состав изучаемых нами веществ входят углерод и водород. В результате опыта мы наблюдали увеличение объема газа? Почему? Какое вещество является газообразным? (Водород) Во сколько раз произошло увеличение объема газа? (в 2 раза) Рассмотрите внимательно стенки и электроды прибора в зоне проведения реакции. Что с ними произошло? (стенки покрылись темным налетом) Чем покрылись стенки прибора? (сажей – углерод) [3],[4].
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях пишут формулу метана уравнение его разложения.
II. Изучение нового материала.
Учитель сообщает тему урока: предельные углеводороды.
Предельные углеводороды или алканы – это сложные органические вещества молекулы которых содержат в себе только ординарные связи и состоят из атомов углерода и водорода.
Общая формула алканов - СnН2n+2, где n – число атомов углерода в молекуле.
На основании этой формулы мы можем построить формулы других представителей углеводородов (Ученики вместе с учителем составляют формулы алканов и дают им названия).
Название углеводорода | Брутто формула | Агрегатное состояние при н.у. | |||
Гомологический ряд | СН4 | Метан | Газы |
||
С2Н6 | Этан | ||||
С3Н6 | Пропан | ||||
С4Н10 | Бутан | ||||
С5Н12 | Пентан | Жидкости |
|||
С6Н14 | Гексан | ||||
С7Н16 | Гептан | ||||
С8Н18 | Октан | ||||
С9Н20 | Нонан | ||||
С10Н22 | Декан |
Изучение физических свойств углеводородов.
Демонстрация представителей углеводородов (газообразных, жидких, твердых) и природных источников. Кратко освещается области их применения. Учитель показывает парафин, вазелин, нефть.
Метан – это не только земное, но и комическое вещество: он содержится в атмосфере Сатурна и Юпитера, а в твердом состоянии его обнаружили на Уране и Нептуне.
Метан – главная составляющая часть природного газа (до 98%), а так же попутных газов которые выделяются при добыче нефти. Обнаружить метан возможно даже в любом болоте или пруду. Если палочкой пошевелить ил, то на поверхность воды поднимаются пузырьки болотного газа, который состоит в основном из метана. Он образовался из погибших растений и других веществ без доступа воздуха. Метан – газ без цвета и запаха. Поэтому, работая с метаном, необходимо соблюдать осторожность. Он образует с воздухом взрывоопасную смесь. Наиболее сильный взрыв возможен при соотношении метана и кислородом 1:2. Чтобы избежать утечки метана в шахтах устанавливают мощные вентиляционные устройства. Для контроля за поступлением метана работают автоматические приборы - анализаторы, сигнализирующие о появлении газа. В квартирах газовые анализаторы отсутствуют. Для обнаружения утечки метана к нему добавляют небольшое количество сильно пахнущего вещества. Обычно с этой целью используют меркаптаны. Например, метилмеркаптант – СН3SH.
Бутан и пропан применяются как топливо для зажигалок, для автомобилей, а так же при резке и сварке металлов.
Вазелин – это смесь жидких и твердых углеводородов.
Парафин – это смесь твердых высокомолекулярных (С17 и выше) углеводородов. Учитель показывает, что кусочек парафина плавает на поверхности воды (плотность меньше единицы) и легко плавится (при нагревании воды в пробирке кусочек парафина превратится в жидкость).
Физические свойства предельных углеводородов: это вещества, без запаха или с запахом бензина; не растворимые в воде, но растворимые в неполярных растворителях.
Учитель спрашивает у учеников: на какую разность отличается каждый следующий углеводород от предыдущего? (на СН2) Оказывается, что такое явление широко распространено в органической химии и носит название гомологии [1].
Гомологи – вещества, отличающиеся на группу СН2, имеющие сходное строение и свойства. Ряд углеводородов, который был нами записан выше, называется гомологическим.
Из определения углеводородов мы выяснили, что атомы углерода и водорода соединяются ординарными связями. Попробуйте на основании этого изобразить строение метана.
Строение молекулы метана.
Структурная формула метана
Учитель демонструрует шаростержневые и масштабные модели метана (используя таблицу).
Химическая связь – ковалентная полярная. Рассмотрим геометрию молекулы метана. Углерод образует четыре равноценные связи.
Атом углерода имеет два спаренных и два неспаренных электрона, а в молекуле метана их атом углерода образует - 4 равноценные связи. Согласно теории химической связи образование связей по обменному механизму происходит за счет перекрывания одноэлектронных облаков. Для объяснения связей применим модель гибридизации атомных орбиталей предложенную Л. Полингом. Образование 4-х связей возможно при участии одной s орбитали и трех р одноэлектронных орбиталей. Атом углерода подвергается возбуждению и при этом электрон с s-подуровня переходит на р. Энергия, затрачиваемая на этот процесс, компенсируется за счет образования новых связей. Поэтому тип гибридизации АО sp3 , валентный угол 109, 28?.
Рис 1. Строение молекулы метана.
Далее учитель вместе с учениками собирает шаростержневые модели других предельных углеводородов (этан, пропан, бутан, пентан) и обращает внимание учащихся
Рис. 2. Шаростержневые модели н-пентана, 2-метилбутана и 2,2-диметилпропана
на зигзагообразную структуру углеродной цепи. Причина такой структуры в тетраэдрическом направлении гибридных орбиталей атома углерода.
Собирая модели молекул бутана и пентана учитель подводит учащихся к явлению изомерии в органический химии. Для этого он может спросить у учащихся: “А можно ли, не меняя количество атомов, собрать молекулы этих соединений как то иначе”? Оказывается это является возможным и дается определение изомерии.
Изомерия – это явление существования изомеров.
Изомеры – это вещества, имеющие один и тот же качественный состав, но разное строение и свойства. Часто изомеры отличаются по температурам плавления и кипения. Например, бутан (tкип = -0.5?С) и изобутан (tкип = -11.4?С). Однако же встречаются случаи, когда вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение обладают свершено разными химическими свойствами (этиловый спирт и диметиловый эфир). Доходит даже до того, что один изомер является лекарством, а другой – ядом.
Составление формул изомеров для бутана (С4Н10).
1 2 3
2-метилпропан (изобутан) н-бутан
Правила названий органических соединений:
- Выбрать главную (самую длинную) цепь атомов углерода.
- Пронумеровать главную цепь, начиная с того конца, где ближе заместители.
- Назвать углеводород.
- Цифрами указать положение заместителей и назвать его (их). Для обозначения количества применяют приставки 2- ди, 3 – три, 4 – тетра [5].
Как мы видим атомы углерода в алканах могут быть окружены различным количеством заместителей. В зависимости от того, какое количество заместителей окружает атом углерода различают: первичные, вторичные, третичные и четвертичные. Например, в молекуле бутана крайние атомы углерода являются первичными, а находящиеся в центре – вторичными. Других видов атомов в его молекуле нет. В молекуле изобутана атомы углерода метильных радикалов являются первичными, а центральный атом – третичным.
III. Совершенствование и применение теоретических знаний и умений.
Учитель обобщает знания учеников о предельных углеводородах: повторяет общую формулу, физические свойства, понятия гомологи и изомеры. Учащиеся выполняют задание под руководством учителя по составлению изомеров и названию их.
Составить и назвать изомеры для пентана (С5Н12).
Н-пентан 2-метилбутан
2,2-диметилпропан
IV. Домашнее задание.
Составьте формулу алкана, состоящего из 6 атомов углерода, но имеющего симметричное строение, а также у которого отсутствуют вторичные и третичные атомы углерода, и назовите его по международной номенклатуре [2].
Литература:
- Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии / А.И. Артеменко. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
- Кузьменко Н.Е., Еремин Н.Н., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Издательство “Экзамен”, 2004.
- Марголин М.Я. Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ: Физика. Биология. Химия. География. Математика / В.М. Константинов, Т.С. Назарова, В.Ф. Шилов и др.; Под общ. ред. М.Я. Марголина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ООО Издательство “ВАРСОН”, 2006. – 392 с.: ил.
- Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. – Библиотека учителя химии. – М.: Просвещение, 1987.
- Нифантьев Э.Е. Органическая химия. 11(10) кл. Учеб. для общеобразоват. учережд. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 287 с.: ил.