Проблемный урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
  • Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролю человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

1. Организационный момент. (Презентация. Слайд № 2)

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете. 

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой… И. Никитин

- Что это за дом? (Лес)…(Слайд № 3)

- Сколько в нём этажей?

- Графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете:

Круг – если согласны,
Квадрат – если не согласны. (Приложение № 1)

- Что важно для лесного сообщества ?

3. Изучение нового материала

Введение в тему.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? - Тема урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество»…(Слайд № 4) - Какие цели поставим перед собой?

(Слайд № 5)

- Что изображено на слайде?

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников...)

- Значит что такое луг?

- Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах? Растения луга

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу?

- Что объединяет все эти растения?

- Рассмотрите в гербарии растения луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи определителя. (Работа детей).

- Проверка…

- Предлагаю подробнее познакомиться с растениями луга. Кормовые растения.

- Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них мятлик, ежа сборная, тимофеевка… (Слайд № 6) Они являются ценными кормовыми растениями.

Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинные корневища и растут в виде рыхлого куста.

- Легче всего узнать среди них ежу сборную…(Слайд № 7) Соцветие этих растений очень своеобразно - оно состоит точно из отдельных комков. Ежу можно узнать даже тогда, когда у неё нет соцветий: побеги сильно сплюснуты, словно проглажены утюгом. - Характерный облик имеет и тимофеевка луговая... (Слайд № 8) На верхушке стебля мы видим узкое соцветие - султан ( его называют ложным колосом). - Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер и мышиный горошек… (Слайд № 9) (Приложение № 9, фото № 1).

- Кто из животных больше всего любит клевер?

- Про клевер расскажет.. Слайд № 10) (Приложение № 2) ( Приложение № 9, фото №2)

- Кто из вас на лугу видел растение - мышиный горошек?...(Слайд № 11) -Как вы думаете, почему оно так называется?

- Про это растение расскажет… (Приложение № 3) (Приложение № 9, фото №3)

- Луг, на котором растут эти цветы, становится весёлым и радостным… (Слайд № 12) -Узнали? Об одуванчике расскажет…(Приложение № 4) (Приложение № 9, фото №4)

Ещё один красивый цветок растёт на лугах - это купальница…(Слайд № 13) Купальницу, которая растет в Европейской части страны, называют купальницей европейской. Лепестки золотистого цвета сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири же растёт другая купальница- купальница азиатская. Цветы у неё оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много - много ярких огоньков Купальницу ещё называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу.

Ядовитые растения

-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему? -На лугах растут и ядовитые растения, вех ядовитый, лютик едкий…(Слайд № 14) -По топким берегам рек и озер растёт одно из самых ядовитых растений- вех. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание.

На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название?

(В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики - ещё задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов — куриная слепота.)

Физминутка для глаз

-Многие из растений, растущие на лугах, являются лекарственными…(Слайд № 15)

- Растёт лекарство под ногами
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь их у нас так много!

- Что за растение? Подорожник

- Попробуйте назвать следующее растение…(Слайд № 16)

Ромашка - царица разнотравья.

(Слайд № 17)

Погляди на зверобой
Он на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.

- А вот ещё некоторые растения, растущие на лугу:

  1. Колокольчик …(Слайд № 18)
  2. Тысячелистник…(Слайд № 19)
  3. Нивяник…(Слайд № 20)
  4. Лисохвост… (Слайд № 21)
  5. Василёк луговой. Лопух…(Слайд № 22)
  6. Пастушья сумка… (Слайд № 23)

Животные луга

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга. - Где может обитать животное

- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность...).

- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений...).

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? (Не очень большие, маленькие...).

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается...).

- С помощью рисунка на стр. 184-185 учебника познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

- Каких животных вы узнали на рисунке? Ответы детей

- Давайте подробнее знакомиться с животными луга.

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук)

-На лугу обитают несколько видов жуков:

Жук – жужелица … (Слайд № 24)
Жук – навозник… (Слайд № 25)
Жук – могильщик… (Слайд № 26)

- Следующая «жительница» луга:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)… (Слайд № 27)

-На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.

И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся.

Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров. Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище. Вот на такие норки и набрёл голодный мышонок Пик из сказки В. Бианки. Отрывок из сказки прочитает…(Приложение № 5).

- Один маленький мышонок причинил столько хлопот шмелиному народцу.

А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок...).

- Кто может помочь такому лугу? (Разные хищники...)

- Составьте цепь питания (растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)

- Следующие обитатели луга…..

Разными крыльями
Машут красавицы.
То поднимаются -
То опускаются.
Носиком водят
По краю ромашки:
Мёд или чай
В этой беленькой чашке? (Бабочки)…(Слайд № 28)

-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений(Слайды № 29,30)

-Но вот гусеницы… (Слайд № 31) многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.

-Ребята, мне кажется, что от гусениц один только вред! Я прошу вас согласиться со мной! (Ответы детей.)

Физкультминутка. (Приложение № 6).

-Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам? (Птиц).

-И не только птиц! Я прочитаю «Страшный рассказ», а вы определите о ком речь.

Если присесть в высокую траву, то услышишь как они переговариваются.

А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. Уши у них находятся на ногах. Кто это?...(Слайд № 32)

-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать) -Составьте цепь питания (растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка)

- Дальше заселяем луг:

Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки жука.
Два блестящих лепесточка
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдет.

- Кто это? (Божья коровка)…(Слайд № 33)

- А как же она может жить на лугу, ведь она такая заметная? Что бы ответить на этот вопрос, прочитаем по ролям маленькую сценку. (Приложение № 7).

- Как вы думаете, почему?

-Кто может угрожать птицам луга и мелким животным? (Хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; другие хищники, попавшие на луг...).

Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.

Он, как рыба в воде,
Разгребает в земле.
Сам он чёрный, слепой,
Но добытчик какой!
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.

Кто же это? (Крот)…(Слайд № 34 – только картинка крота!!!)

- В одной сказке медведь решил оказывать медвежьи услуги. Он уговаривал зверей меняться своими квартирами. Кроту досталось беличье дупло. Попытался крот добраться до своего нового жилища, да ничего у него не вышло. Пришлось вернуться в старую квартиру.

- Почему у крота ничего не вышло? (Он не приспособлен к жизни на деревьях).

- Как крот приспособился к жизни в земле? …(Слайд № 34 - описание крота).

- Следующий житель луга -

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мыши)… ( Слайд № 35)

Птицы

- Живут ли на лугу птицы?

- Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников...).

- Где устраивают гнёзда птицы луга?

- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг - дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу?

- Среди травы можно встретить луговую курочку - перепелку… (Слайд № 36)

- Название другой птички – коростель…(Слайд № 37)

(Слайд № 38) Трясогузка

(Слайд № 39) -Ещё один обитатель луга – Жаворонок

-Составьте цепь питания (растение - слизни - коростель - другой хищник)

-На лугу можно встретить жаб… (Слайд № 40) и ящериц… (Слайд № 41)

-В луговой почве много червей… (Слайд № 42)

-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.

- Как поэтому можно назвать луг? ( экосистемой.)

- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)

- Мы пришли к выводу, что луг - это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет и никто и ничто не может уничтожить луг.

Я прочитаю стихотворение, а вы выскажите своё мнение по поводу того, действительно ли никто и ничто не может уничтожить луг…(Приложение № 8). -Может ли кто - нибудь уничтожить луг? (Человек.)

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу)

- А кто бы мог сам поработать с учебником и выделить из текста эти правила? Правила поведения на лугу…(Слайды № 43, 44, 45)

4. Закрепление пройденного

    • Какие растения луга вы запомнили?
    • Какие живые существа встречаются на лугу?
    • Почему луг называют природным сообществом?
    • Какое влияние человек оказывает на луг?
    • Как нужно охранять луг?

5. Домашнее задание:

Стр. 129-135 — пересказ. Задание 3, 4, 5.

6. Подведение итогов.

- А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, (Слайд № 46) спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

7. Выставление отметок

-А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!