Цель: изучение географического положения материка Австралия и история его открытия и исследования.
Задачи:
- Образовательные: отработка навыков составления характеристики географическое положение материка Австралия, познакомить учащихся с историей открытия и исследования Австралии, с наиболее значительными экспедициями и путешествиями;
- Воспитательные: привитие чувства ответственности, желание достичь успехов при работе в группе;
- Развивающие: развитие мышления (учить анализировать, выделять главное);
Оборудование:
- Физическая карта мира, физическая карта Австралии;
- Географический атлас 7 класс, глобус, картины, таблицы, карто-схемы;
- Компьютер с мультимедийной приставкой.
Ход урока:
I. Орг. момент:
Слайд 1
Ребята, мы совершили интересное путешествие по Африке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с ее природными особенностями, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить единый образ Африки, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
- Назовите, какие материки относятся к южным материкам, покажите их на карте?
- Что общего в природе этих материков?
- О каком материке идет речь?
Она располагается под нами Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там на изнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то) |
Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье… (Г. Усов) |
Итак, сегодня на уроке мы изучаем географическое положение и историю открытия Австралии.
(записать тему урока в тетрадь)
II. Изучение нового материала:
Ребята! Я предлагаю вам совершить путешествие на «пятый континент», а для этого выберем капитана и вид транспорта (самолет). Цель нашего путешествия – разработать маршрут и измерить расстояние по карте.
Учитель: Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, достаточно повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100 – 200 лет назад потребовался год. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 17 часов. (из Москвы – в Дели – Сингапур – о-ва Индийского океана – Индонезия – Джакарта-Австралия – Сидней). Итак, мы прибываем в аэропорт города Сиднея. Учитель: Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолета, как его почти тотчас же спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» И позже, ему уже не задают подобных вопросов, а просто говорят: «Австралия – самая лучшая страна в мире». Да, Австралия и вправду самый, самый материк. И вам предстоит это выяснить, какой он. Перед вами новая задача: познакомиться с особенностями природы материка. |
Работа у карты, обозначение маршрута главных точек |
Слайд 2 (S = 9 млн. км2 – 7,7 млн. км2) 100 ю.ш. 1420 в.д. |
Работа в группах с использованием карточек-заданий |
а) с севера на юг: по меридиану1420 в.д.; Учитель: Используя карто-схему (рисунок 1), рассмотрим, что представляет береговая линия материка? (рассказ на примере Большого Барьерного рифа). |
Работа в группах |
Рисунок 1. Береговая линия материка Австралия
Учитель: Проведя исследование, анализ карт позволяет сделать следующий вывод особенностей географического положения Австралии:
Слайд 4
а) Австралия расположена южнее экватора, следовательно, материк расположен в южном полушарии;
б) Северная половина материка расположена в субэкваториальном тепловом поясе, южная в тропическом тепловом поясе;
в) Начальный меридиан не пересекает Австралию, следовательно, она расположена в восточном полушарии;
г) Западные берега Австралии омывает Индийский океан, восточные Тихий океан;
д) Австралия ближе всего расположена к материку Евразия;
е) У южных берегов Австралии расположен крупный остров- остров Тасмания.
Учитель: Историю исследования и открытия материка Австралия можно выделить в четыре этапа:
|
|
(рассказ учителя; доклад «Первооткрыватели Австралии»; историю открытия материка, все сведения занесите в таблицу): | Опережающее задание |
Слайд 6
Годы | Исследователь | Что открыто |
1606г. | Торрес | Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пролив) |
1642-1644гг. | Абель Тасман | Северо-западное и Северное побережье материка, остров Тасмания (Вандименова Земля) |
1770г. | Джеймс Кук | Восточное побережье Австралии |
1797-1803гг. | М. Флиндерс | Исследовал Большой Барьерный риф |
1798г. | Д. Басс | Бассов пролив, отделяющий материк от острова Тасмания. |
1803-1806гг. | И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский | Экспедиции в Тихом океане. |
1870-1883гг. | Н.Н. Миклухо-Маклай | Остров Новая Гвинея, полуостров Малакка, Микронезия и Меланезия. |
III. Закрепление:
Слайд 7
Учитель: Внимательно выслушав ваши выводы о географическом положении и истории открытия Австралии, необходимо более объективно оценить каждого из вас. Для этого проведем географический диктант: «Проверь свои знания».
Укажите особенности географического положения и историю открытия Австралии. Затем дайте проверить и оценить друг другу, сверив результаты на доске:
- Слово «austral» в переводе с латинского языка означает – «южный».
- Восточное побережье Австралии открыл в 1770 году – Абель Тасман.
- Большая часть материка расположена в тропическом и субтропическом поясе.
- Южный тропик пересекает материк почти посередине.
- Тасмания – небольшой остров к северу от материка.
- Вдоль восточного побережья расположен Большой Барьерный риф – уникальное коралловое образование на дне моря.
- Австралию открыл Джеймс Кук.
- Крупнейший остров у берегов Австралии – Мадагаскар.
- Южная точка Австралии – мыс Йорк.
- Бассов пролив отделяет остров Тасмания от Австралии.
- Восточная точка Австралии – мыс Байрон.
- Тасманово море отделяет Австралию от Новой Зеландии.
- Большой Австралийский залив омывает южные берега Австралии.
Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13.
IV. Заключение (оценки за работу)
Австралия, Австралия, прекрасный материк,
Он многим очень нравится, хотя и невелик,
Растения, животные там редкие живут:
Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру,
Акация зонтичная, коала, лирохвост,
А также страус эму и даже утконос,
Австралия прекрасна, прекрасен материк.
Он всем, кто его видел,
Любить его велит. (О. Баранова)
V. Домашнее задание:
Страницы учебника – 148 – 149, работа с контурной картой Австралии.