Урок-презентация по теме "Географическое положение и история открытия Австралии"

Разделы: География


Цель: изучение географического положения материка Австралия и история его открытия и исследования.

Задачи:

  1. Образовательные: отработка навыков составления характеристики географическое положение материка Австралия, познакомить учащихся с историей открытия и исследования Австралии, с наиболее значительными экспедициями и путешествиями;
  2. Воспитательные: привитие чувства ответственности, желание достичь успехов при работе в группе;
  3. Развивающие: развитие мышления (учить анализировать, выделять главное);

Оборудование:

  1. Физическая карта мира, физическая карта Австралии;
  2. Географический атлас 7 класс, глобус, картины, таблицы, карто-схемы;
  3. Компьютер с мультимедийной приставкой.

Ход урока:

I. Орг. момент:
Слайд 1
Ребята, мы совершили интересное путешествие по Африке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с ее природными особенностями, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить единый образ Африки, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.

  1. Назовите, какие  материки относятся к южным материкам, покажите их на карте?
  2. Что общего в природе этих материков?
  3. О каком материке идет речь?
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там на изнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье…
(Г. Усов)

  Итак, сегодня на уроке мы изучаем географическое положение и историю открытия Австралии.
(записать тему урока в тетрадь)

II. Изучение нового материала:

Ребята! Я предлагаю вам совершить путешествие на «пятый континент», а для этого выберем капитана и вид транспорта (самолет). Цель нашего путешествия – разработать маршрут и измерить расстояние по карте.

Учитель:
Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, достаточно повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100 – 200 лет назад потребовался год. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 17 часов.
(из Москвы – в Дели – Сингапур – о-ва Индийского океана – Индонезия – Джакарта-Австралия – Сидней). Итак, мы прибываем в аэропорт города Сиднея.
Учитель: Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолета, как его почти тотчас же спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» И позже, ему уже не задают подобных вопросов, а просто говорят: «Австралия – самая лучшая страна в мире».
Да, Австралия и вправду самый, самый материк. И вам предстоит это выяснить, какой он. Перед вами новая задача: познакомиться с особенностями природы материка.
Работа у карты, обозначение маршрута главных точек
  1. Вспомните план характеристики географического положения материка.
  2. Слайд 2

  3. Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа?
  4. По физической карте мира определите: С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сходство? (Австралия целиком находится в Южном полушарии – от латинского austral – южный.)
  5. По рис.3 учебника сравните площадь Австралии с площадью других материков
  6. (S = 9 млн. км2 – 7,7 млн. км2)

  7. Определите, каким крайним точкам Австралии принадлежат географические координаты:

100 ю.ш. 1420 в.д.
390 ю.ш. 1470 в.д.
260 ю.ш. 1130 в.д.
290 ю.ш. 1530 в.д.
Слайд 3

Работа в группах с использованием карточек-заданий
  1. Вычислите протяженность в градусах и в километрах:

а) с севера на юг: по меридиану1420 в.д.;
б) с запада на восток: по параллели 260 ю.ш.

Учитель: Используя карто-схему (рисунок 1), рассмотрим, что представляет береговая линия материка? (рассказ на примере Большого Барьерного рифа).

Работа в группах

Рисунок 1. Береговая линия материка Австралия

Учитель: Проведя исследование, анализ карт позволяет сделать следующий вывод особенностей географического положения Австралии:
Слайд 4

а) Австралия расположена южнее экватора, следовательно, материк расположен в южном полушарии;
б) Северная половина материка расположена в субэкваториальном тепловом поясе, южная в тропическом тепловом поясе;
в) Начальный меридиан не пересекает Австралию, следовательно, она расположена в восточном полушарии;
г) Западные берега Австралии омывает Индийский океан, восточные Тихий океан;
д) Австралия ближе всего расположена к материку Евразия;
е) У южных берегов Австралии расположен крупный остров- остров Тасмания.

  1. Какие географические объекты входят в характеристику географического положения Австралии? Обозначьте их на контурной карте.

Учитель: Историю исследования и открытия материка Австралия можно выделить в четыре этапа:
Слайд 5

  1. Голландские экспедиции XVII века.
  2. Географические открытия и исследования Джеймса Кука.
  3. Русские географические открытия в Океании в первой половине XIX века.
  4. Путешествия Н.Н. Миклуха- Маклая.
 
(рассказ учителя; доклад «Первооткрыватели Австралии»; историю открытия материка, все сведения занесите в таблицу): Опережающее задание

Слайд 6

Годы Исследователь Что открыто
1606г. Торрес Пролив между Новой Гвинеей и Австралией (Торресов пролив)
1642-1644гг. Абель Тасман Северо-западное и Северное побережье материка, остров Тасмания (Вандименова Земля)
1770г. Джеймс Кук Восточное побережье Австралии
1797-1803гг. М. Флиндерс Исследовал Большой Барьерный риф
1798г. Д. Басс Бассов пролив, отделяющий материк от острова Тасмания.
1803-1806гг. И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский Экспедиции в Тихом океане.
1870-1883гг. Н.Н. Миклухо-Маклай Остров Новая Гвинея, полуостров Малакка, Микронезия и Меланезия.

III. Закрепление:
Слайд 7
Учитель: Внимательно выслушав ваши выводы о географическом положении и истории открытия Австралии, необходимо более объективно оценить каждого из вас. Для этого проведем географический диктант: «Проверь свои знания».
Укажите особенности географического положения и историю открытия Австралии. Затем дайте проверить и оценить друг другу, сверив результаты на доске:

  1. Слово «austral» в переводе с латинского языка означает – «южный».
  2. Восточное побережье Австралии открыл в 1770 году – Абель Тасман.
  3. Большая часть материка расположена в тропическом и субтропическом  поясе.
  4. Южный тропик пересекает материк почти посередине.
  5. Тасмания – небольшой остров к северу от материка.
  6. Вдоль восточного побережья расположен Большой Барьерный риф – уникальное коралловое образование на дне моря.
  7. Австралию открыл Джеймс Кук.
  8. Крупнейший остров у берегов Австралии – Мадагаскар.
  9. Южная точка Австралии – мыс Йорк.
  10. Бассов пролив отделяет остров Тасмания от Австралии.
  11. Восточная точка Австралии – мыс Байрон.
  12. Тасманово море отделяет Австралию от Новой Зеландии.
  13. Большой Австралийский залив омывает южные берега Австралии.

Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13.

IV. Заключение (оценки за работу)

Австралия, Австралия, прекрасный материк,
Он многим очень нравится, хотя и невелик,
Растения, животные там редкие живут:
Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру,
Акация зонтичная, коала, лирохвост,
А также страус эму и даже утконос,
Австралия прекрасна, прекрасен материк.
Он всем, кто его видел,
Любить его велит. (О. Баранова)

V.  Домашнее задание:
Страницы учебника – 148 – 149, работа с контурной картой Австралии.