Форма: путешествие-состязание.
Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особенностям детей. В процессе неформального общения решаются следующие цели:
- Активизировать участие школьников в неделе родного края;
- Проверить знания учащихся по краеведению;
- В игровой форме выявить лучшую команду знатоков-оленеводов;
- Способствовать воспитанию чувства гордости за край, в котором мы живем.
Реализация целей происходит через решение следующих задач:
- Формирование коллектива, умения работать сообща;
- Формирование интереса и уважения к традициям и культуре народов Ямала, чувства патриотизма.
При налаживании контакта между детьми, используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются различные методы стимулирования (поощрение, форма путешествия-состязания), методы активизации (слово, ТСО (музыка), иллюстративный ряд).
Благодаря использованию лирических стихотворений и музыки устанавливается эмоциональный настрой.
В содержательную сторону мероприятия входят различные жанры ненецкого фольклора (загадки, пословицы, сказки), реалии быта.
Создаются все условия для творческого самовыражения детей и формирования интереса и уважения к традициям своего народа.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, тематические слайды;
- Жетоны в виде оленей;
- Загадки народов Севера;
- Четыре чистых листа бумаги, две ручки;
- Карточки с изображением фрагментов орнаментов;
- Тексты стихотворений Л. Лапцуя (заранее даются для заучивания наизусть);
- Грамоты.
Ход мероприятия
Мы живем на Ямале, который смело можно назвать оленьим краем. Сегодня каждый из вас на короткое время станет оленеводом. Цель каждой команды – собрать в свое стадо как можно больше оленей. Откуда их взять? За каждый пройденный этап состязания команды получают по одному оленю, с каждым правильным ответом количество оленей в стаде увеличивается.
Приложение 1 <Слайд 1>
Жизнь в тундре была бы невозможна без оленей. Не случайно буквальный перевод дикого оленя илебць – средство для жизни.
«Что дает олень человеку?» Приложение 1 <Слайд 2> (Каждая команда письменно отвечает на поставленный вопрос. Побеждает та, которая даст более полный ответ).
Ответ: Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство. Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Оленье стадо является разнородным не только по своему многоголосому хорканью, но и по масти: сэр» - белый; хатар» - дымчато-белый; падвы – пестрый; париденя – черный; харха – серебристый и т. д.
По половой принадлежности олени именуются: яхадей – важенка; хабтарка – бесплодная важенка; хора – бык производитель; хабт – ездовой кастрированный олень.
Различают оленей и по возрасту: нгарка-ты – взрослый олень; няхара, хора – бычок, три раза давший потомство.
По степени прирученности их называют: нгавка (авка) – прирученный олень; Яна ты – олень, приученный к упряжке; хэхэдана – строптивый, трудно поддающийся поимке, но приученный к упряжке.
Олени различаются по рогам: малк – комолый (то есть безрогий); ваянгуй – однорогий; нямдриска – с большими, высокими рогами.
А кто знает, откуда (как) у оленя появились рога? (дети высказывают свои догадки) Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Сказка
Однажды зимой, в лютый мороз, нашли пастухи в сугробе раненого юношу. Стрела пронзила его сердце. Думали сначала, что умер он, а когда отогрели – ожил и вспомнил, что с ним произошло. Жил он, оказывается, в верхнем мире, который за облаками раскинулся. Великому Нуму – Владыке Неба – родным племянником приходился. Хорошо жилось. По мягким облакам за солнышком гонялся, звёзды, как морошку, на зубок пробовал. Но страшному колдуну, который в нижнем мире живёт-прячется, не нравилось это. Выточил он чёрную стрелу и пронзил ею доброе сердце юноши. Три дня и три ночи падал юноша на землю. а когда упал и ударился, дыхание совсем кончилось. Только сердце всё ещё боролось со смертью. Вот таким и нашли его…
Рассказал юноша о себе и говорит: «За своё спасение я в долгу не останусь». И говорит пастуху, который его к себе в чум принёс: «Тебе подарю очень дорогой подарок. С большим значением он будет. Слушай меня, пастух! Утром, когда подарок увидишь, не заблудись умом в живом кустарнике. А какую пользу от моего подарка получишь – сам догадаешься». На другое утро пошёл пастух к оленям. А там, где его стадо паслось, целый лес живых кустов качается. Смотрит – у каждого оленя красивые рога выросли. Вот ведь как получилось – рогатыми олени стали… Давно это было.
Как же научились народы Севера использовать оленьи рога? Приложение 1 <Слайд 3> (Каждая команда письменно отвечает на поставленный вопрос. Побеждает та, которая даст более полный ответ)
Ответ: Панты спасали от страшной северной цинги. Когда рога костенеют, из них вытачивают рукоятки для ножей, наконечники для стрел, украшения для праздничных поясов, шило для мастериц, детские игрушки… остатки же отдают собакам зубы точить – на всё оленьи рога пригодны. Но главное – перестали олени перед волками слабыми и беззащитными быть. Теперь не всякий волк на оленя-рогача набросится. Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Оленю посвящены многие стихи ямальских поэтов (заранее подготовленные учащиеся читают стихи). Чтение наизусть стихотворения Л. Лапцуя «Мой друг».
«Подскажи словечко» (ведущий читает стихи-загадки, команды по очереди отвечают).
Как спастись от злой погоды? – думали оленеводы.
Натянули на шесты из оленьих шкур холсты.
Развели очаг внутри, доски положили –
В том жилище кое-как среди тундры жили.
Ты же вспомни дом из шкур и скажи, дружище,
Как назвали пастухи скромное жилище?
(Чум.)Не по рельсам, не по шпалам
Поезд мчится разудалый.
Снежный наст прогнувши тяжко
За упряжкою упряжка,
Нарушая тундры тишь,
Называется…
(Аргиш.)Каюр величавый на нартах сидит,
Умело упряжкою руководит.
Едва прикоснувшись к оленям шестом
Как-будто на скрипке играет смычком
И лихо покрикивает: «Хэй, хэй!»
А шест называется просто…
(Хорей.)Бьет олень копытным боком,
Ищет корм в снегу глубоком,
Может, веточку какую иль травиночку сухую.
Но не то и не другое
Его, в общем не устроит –
Для него лишайник ценен!
Как зовется корм олений?
(Ягель.)
Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Чтение наизусть стихотворения Л. Лапцуя «Авка»
«Ты мне – я тебе» (Команды заранее подбирали загадки о Севере. По очереди команды загадывают друг другу загадки. По оленю получают за подготовку задания. Дополнительного оленя получает команда, ответившая правильно на большее количество загадок.) Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Чтение наизусть стихотворения Л. Лапцуя «Резвятся оленята».
Танцы народов Севера… Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта! Танцы северных народов, как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта и образа жизни. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку… В танцах оживает северная природа. Следующий конкурс:
«Танцы народов Севера» (команде необходимо в движениях танца сымитировать движения оленей и, объяснив их, дать название танцу). Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Приложение 1 <Слайд 4> (На фоне слайда звучит следующий текст).
Перед вами изделия коренных жителей Ямала. Глядя на них, можно многое узнать о жизни и обычаях коренных народов. Большинство вещей сшито из оленьего меха и украшено необыкновенными орнаментами, каждый из которых имеет свое название и предназначение. И следующий конкурс:
«Тайна, сокрытая в орнаменте» (На столах у учащихся лежат листы с изображением фрагментов орнамента. Команды должны подписать их названия и по возможности истолковать изображение. За правильное название 4-х орнаментов – 2 оленя, за истолкование – 1.) Подведение результатов конкурса, выдача оленей.
Итак, наше путешествие-состязание по оленьему краю подходит к концу. Подсчитаем, какая команда стала обладателем самого многочисленного стада. Этой команде присуждается звание лучшего оленевода.
Чтение наизусть стихотворения Л. Лапцуя «Оленья упряжка».