Урок-суд "Суд над глаголом" (систематизация и обобщение изученного о глаголе) (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


            Цели:

            Образовательные:

1.Систематизировать и обобщить знания по теме «Глагол»;
2.Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид глагола, наклонения и другие морфологические признаки глагола;
3.Проверить усвоение учащимися изученного материала.
           
            Развивающие:

1.Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации),  занимательного материала;
2.Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.
           
            Воспитательные:

1.Формировать дружеские отношения между учащимися;
2.Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);
3.Формировать умение быстро принимать решения;
4.Обучать умению корректно вести спор;
5.Формировать толерантное отношение к людям.
           
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Вид урока: ролевая игра (урок-суд)
Формы работы: индивидуальная, парная.
           
 Оборудование:

  • Бланки протокола заседания суда;
  • Листы с домашним заданием (кроссворды);
  • Костюмы (совершенного и несовершенного вида глагола, повелительного наклонения, судьи);
  • Жетоны-глагольчики, орден «Глаголовед», «ключ» к заданию «Засели дом»;
  • Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради);
  • Изображения обвиняемых;
  • Мяч;
  • Карточки-указатели действующих лиц;
  • Магниты, судейский молоток;
  • Экран настроения.

Ход урока

І. Орг. момент

Учитель: Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к какой-нибудь части речи? Ведь не всегда все языковые явления «укладываются» в рамки правил. Мы завершаем изучение темы «Глагол», вы задавали мне много вопросов о различных трудных или непонятных случаях написания. Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.

Итак, открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Виновный – Глагол, вот перед вами на лавке,
С ним рядом его наклоненья, частицы, отнюдь не приставки.
Тихонько в сторонке сидит мягкий знак,
Признаюсь, что очень он любит зевак.
Вы видите в этих рядах пострадавших,
Поникших и духом упавших.
Чуть дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновным он вынесет свой приговор.
Судебный процесс – состязательный,     
Участвуют в нем заседатели.
Свидетели – главные в деле,
Они-то уж все разглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья
Это я.
Представляю вам помощника и секретаря.
Адвокат. Он обвиняемого защита.
Итак, заседанье открыто. (Учитель надевает мантию)
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь: Встать, суд идет. (Входят заседатели)
Прошу всех сесть.
Допускали в глаголах ошибки вчера,
Сегодня мы судим их – это игра.
А завтра мы грамотно станем писать,
И в этом игра будет нам помогать.
О глаголе повторим и ошибок избежим!
Судья: Не составит нам труда
Сделать запись даты суда (Учитель на доске записывает дату, а дети в тетрадь).
Орфограммы выделяем,
Мы о них не забываем. (Выходит ученик, указывает орфограммы и условия их выбора).
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь: Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
Жетончик получай!
В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше.
Не надо лениться!
Судья: Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов-глагольчиков. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.

ІІ. Повторение и проверка знаний

Прокурор: Вы, наверно, удивились:
В чем глаголы провинились?
Они, мелькая тут и там,
Обвиняются по нескольким статьям.

Статья первая. Безответственность отдельных глаголов, не имеющих лица, числа, рода перед законом страны Морфологии. Речь идет о глаголах в неопределенной форме.
Статья вторая. Отсутствие стремления к совершенству (гражданский долг каждого в Морфологии) у глагола несовершенного вида.
Статья третья. Наклонность к мании величия у глаголов повелительного наклонения (нарушение закона о равноправии в стране).
Статья четвертая. Количество так называемых глаголов-оборотней, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «глагол» имеет древнюю историю. В старославянском языке было слово «глаголати» со значением говорить, отсюда «глагол» означало слово «речь». Хочу предоставить вещественные доказательства, а присутствующих подтвердить их примерами. (На доску вывешивается таблица «Значения глаголов».


Рисунок 1

Учащиеся по желанию приводят по одному примеру). Секретарь выдает жетоны.
Судья: Приобщите данный документ к делу. Уважаемые присутствующие, прошу вас заполнить данную таблицу: подпишите в своих протоколах заседания по одному примеру в каждую колонку. Итак, глаголы труда (1-2 ученика называют примеры, секретарь дает жетоны и т.д.)
Судья: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Группой всей совершено
Преступление одно.
В чем же дело состоит,
Пусть свидетель говорит.
Судья: Прошу вызвать свидетеля обвинения.
Принесите, пожалуйста, клятву на главном документе страны Морфологии – учебнике русского языка.
Свидетель обвинения: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Часто буквы Е и И
Дают нам звуки не свои.
Был диктант вчера у нас,
Мы писали целый час.
Но окончания глаголов сговорились:
Звучали так, что дети сбились.
Судья: Свидетель обвинения может занять свое место, слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Что касается безответственности (статья первая обвинения), Прошу вызвать свидетеля защиты.
Судья: Прошу вызвать свидетеля защиты.
Свидетель защиты: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Ваша честь, хочу восстановить справедливость и оправдать глаголы и Инфинитив. Есть сложнейшее правило «Буквы И и Е в безударном окончании глагола». Если бы не уважаемый Инфинитив, ученики никогда бы не писали окончания правильно. Есть даже специальный документ.


Рисунок 2


Адвокат: Прошу документ приобщить к делу.
Судья: Свидетель защиты свободен, а присутствующих прошу выполнить задание.
В этих буквах сила скрывается,
Если правильно их вставить,
Даже сейф открывается.
(Упражнение «Отопри сейф»).

 
Рисунок 3

Приложение 1 Проверка.  (Учащиеся сверяются с доской).
Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), теперь – те, кто допустил 1 ошибку (2 жетона), допустившие 2 ошибки получают 1 жетон.
Судья: Слово предоставляется обвинению.
Прокурор: К исковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 6 класса, в которой написано «опаздать» - «опаздывать». Учитель красной пастой исправил букву А в первом слове и снизил оценку. Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых – видовую пару глаголов. (Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты одинаковые надписи «делал», у одного из них добавлена буква С).
Обвиняемые: Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Судья: Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).
Обвиняемый: Глагол Делал.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, не степенный…
Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Судья: А ваше имя? (К стоящему слева).
Обвиняемый: Глагол Сделал.
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум.
Весь начищенный, степенный.
ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ.
Судья: А как же вас отличить?
Адвокат: Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся отвечает).
Судья: Обвиняемые могут занять свое место. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Прошу приобщить к делу этот документ. 


Рисунок 4


Судья: Прошу присутствующих выполнить задание,
Которое поможет добиться оправдания.
И хоть забот полон рот,
Однако, выполним упражнение
«Федот, да не тот…» Приложение 1
Проверка. (Ребята обменяйтесь с соседом листами протокола, я буду называть правильный ответ, если ваш сосед прав поставьте рядом со словом «+», если нет – «-». Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), 1 ошибку (2 жетона)). Секретарь выдает жетоны.
Судья: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь, очень хотелось бы выслушать Повелительное Наклонение, которое обвиняется в мании величия.
Судья: Вызывается обвиняемый Повелительное Наклонение.
Повелительное Наклонение: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
Судья: Обвиняемый может занять место в зале.
Прокурор: Конечно, теперь многое прояснилось, действительно, бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклоненияпросто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.
Судья: Как только мяч поймаешь,
Наклонение глагола называешь.
(Учитель бросает мяч и называет глагол, тот, кто поймал мяч, называет наклонение глагола). Секретарь выдает жетоны.
Судья: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы-оборотни, и из-за них все остальные глаголы считаются коварными. Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс –СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате – ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!». Прошу документ приобщить к делу.
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.
Например, мыться – мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или, наоборот,  забывать о нем.
Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы на –ТСЯ/- ТЬСЯ). Прошу суд приобщить данный документ к делу.


Рисунок 5

Судья: Прошу присутствующих выполнить упражнение «Засели дом»


Рисунок 6

суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Нужно распределить их по колонкам. Оцениваются первые пятеро справившихся. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить (1 жетон).
Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать,               
Где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Что делать? Учит…ся.
Что делает? Учит…ся.
Превосходный ученик
Из каждого получит…ся.
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Не пойму, зачем их судят?
Они ж глаголы, а не люди.
Орфограммам в них места указаны,
Где быть они обязаны.
Судья: Итак, должны сейчас решить:
Кто же прав, кого винить.
Перерыв заседания объявляется,
На совещание суд удаляется.
Секретарь: Прошу всех встать (члены суда уходят). Прошу всех сесть.
Секретарь: Суд идет. Прошу встать. Прошу сесть. Оглашение приговора.
Судья: Изучив обстоятельства дела Глагола, присвоившегося себе прозвище Непоседа, выслушав показания истцов, а также мнения обвинения и защиты, рассмотрев вещественные доказательства, суд постановляет:
Заседатель №1: Пункт первый. Оставить за глаголом прозвище Непоседа, как соответствующее его сути, а глаголы в неопределенной форме считать полезными для определения безударных личных окончаний глагола и спряжения.
Заседатель №2: Пункт второй. Признать целесообразным способность глагола образовывать видовую пару, позволяющую более точно выражать мысль.
Заседатель №1: Пункт третий. Узаконить право глаголов образовывать повелительное наклонение как необходимое в различных сферах жизни (приказы в армии, инструкции к бытовым приборам, обращение с просьбой).
Заседатель №2: Пункт четвертый. Закрепить навечно за суффиксами –СЯ и –СЬ право придавать добавочные значения возвратным глаголам.
Судья: Глагол оправдать. (Стукнуть судейским молотком).

ІІІ. Подведение итогов урока

Учитель: Подошел к концу наш урок. Мы вместе с вами переживали за Глагол. Хорошо, что справедливость восторжествовала.
Вы, ребята, будущее нашей страны, и кому, как не вам, предстоит решать ее проблемы. А значит, именно вам суждено сделать так, чтобы законы соблюдались и работали на благо человека. Поэтому нужно знать и уважать закон.

ІV. Организация домашнего задания Приложение 2

На доске перед вами
Орфограммы и морфологические признаки глагола,
Что мы оправдали.
Запомним их по именам,
Чтоб больше здесь не собираться нам.
А домашнее задание
Подтвердит лишь оправдание:
По желанью выбирай,
Честь Глагола защищай.
Повторить теоретический материал по теме «Глагол», упражнение 529.
Заполнить кроссворды по теме «Глагол».
Теперь оценки за урок.
Я верю: многим он помог.
Поднимите руку те, кто набрал 8 и более жетонов, вы получаете «5». Поднимите руку те, кто набрал 6-7 жетонов, ваша оценка «4». Ребята, набравшие 4-5 жетонов, получают оценку «3».
Понравился урок иль нет? (На фоне музыки).
Прошу вас дать сейчас ответ.
Если да, то ротик улыбается,
Если нет – он в точку превращается.
Прошу вывесить на доску.