Конспект урока по теме "Разнообразие климатов Земли" (с использованием интерактивной доски)

Разделы: География


Образовательная система “Школа 2100”,

учебник географии “Земля – планета людей” под редакцией И.В.Душиной.

Оборудование:

  • настенная карта “Климатические пояса и области мира”;
  • атлас для учащихся 7 класс;
  • интерактивная доска “SMART Board”, проектор, компьютер.

Цель урока: формирование знаний об основных и переходных климатических поясах

Задачи:

  • продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере и климате Земли;
  • познакомить учащихся с климатическими поясами;
  • выявить отличия между основными и переходными климатическими поясами;
  • продолжить формирование умения работать с климатической картой.

Ход урока

1. Повторение ранее изученного материала.

В 6 классе мы изучали, что воздух обладает разными свойствами, в том числе температурой и влажностью. Ответьте на вопросы: Какими свойствами обладает воздух, сформировавшийся над пустыней Сахарой? Над Антарктидой? Над Северным Ледовитым океаном? Как изменится погода, если воздух Сахары придет на территории, расположенные южнее? Если в Подмосковье проникнет воздух из Арктики? С Атлантического океана?

Одновременно, пока учитель проводит фронтальный опрос, ученик работает на интерактивной доске, выполняя задание на слайде № 1(Заполни таблицу) “Приложение № 1”

После выполнения учеником задания, учащиеся совместно с учителем проверяют правильность заполнения таблицы. И делают вывод, что погода меняется под воздействием воздушных масс.

2. Учитель объявляет тему урока.

Совместно с учащимися определяет те вопросы, на которые нужно ответить, чтобы раскрыть тему урока.

3. Учащиеся работают по картеКлиматические пояса и области мира” атласа.

Определяют количество климатических поясов и выписывают их названия в тетрадь.

Учитель объясняет материал, сочетая его с беседой. “Район экватора представляет собой хорошо прогреваемую территорию с низким давлением и, следовательно, значительным увлажнением. Какая воздушная масса, по- вашему мнению, господствует здесь? Учащиеся отвечают – экваториальная ВМ. Следовательно, назовите каковы там погодные условия в течение всего года? Назовите климатический пояс, который носит одноименное название с воздушной массой. Учащиеся называют тропический, умеренный, арктический климатический пояса. Какова погода в тропическом климатическом поясе, если здесь господствует тропический воздух? Учащиеся отвечают что, там высокая температура и низкая влажность. А в арктическом поясе какая погода? Учащиеся дают правильный ответ. И делают вывод, что в некоторых районах Земли погодные условия не меняются в течение года, т.е. складывается постоянный режим погоды, который и называется климат”.

4. Учитель открывает слайд № 2 (Климатические пояса мира), “Приложение № 1”

Учащиеся работают на интерактивной доске. Ученик перетаскивает названия тех климатических поясов, которые называли на уроке, а именно, экваториальный, тропический, умеренный, арктический и антарктический климатические пояса. Учитель еще раз концентрирует внимание учащихся на том, что там господствует одна воздушная масса, следовательно, бывает один сезон года (за исключением умеренного пояса) и говорит, что такие пояса называются основными климатическими поясами.

Учитель обращается к слайду “Климатические пояса мира” и просит учащихся назвать те климатические пояса, которые остались на слайде ниже карты. Учащиеся называют их: субэкваториальный, субтропический, субарктический и субантарктический. Что общего в их написании? Учащиеся выделяют приставку “суб”. Учитель объясняет, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса. Учащиеся высказывают свое мнение, почему пояса называются переходные. Мнения могут быть разные, но все равно учащиеся догадываются, что в переходных климатических поясах действуют две воздушные массы.

5. Учитель открывает слайд № 3 (Переходные климатические пояса), “Приложение № 1”

Механизм перемещения термического экватора вслед за солнцем сложен для понимания семиклассников, поэтому учитель только говорит о том, что летом в северном полушарии воздушные массы перемещаются к северу, а зимой смещаются в направлении экватора, т.е. в каждом переходном поясе летом господствует воздушная масса пояса, расположенного южнее, а зимой – того, который расположен севернее. ( Весь механизм движения воздушных масс учитель показывает по интерактивной доске).

6. Учащиеся работают по слайду № 3 (Переходные климатические пояса), “Приложение № 1”

При помощи маркера, расположенного на панели доски, ученик показывает движение воздушных масс для субтропического пояса. Следующий ученик показывает механизм перехода для субарктического пояса.

Данный материал еще не полностью воспринимается учащимися, требуется неоднократное повторение на следующих уроках.

7.Закрепление изученного материала. Учащиеся работают по слайду № 4 (Заполни пропуски в предложениях), “Приложение № 1”

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся выполнить задание. Ученик при помощи маркера, расположенного на панели доски, вставляет пропущенные слова и по возможности комментирует свой ответ.

8. Закрепление изученного материала Учащиеся работают по слайду №5 (Географический диктант), “Приложение №1”

Данное задание также выполняется для закрепления знаний, полученных на уроке. Ученик работает на интерактивной доске, остальные учащиеся выполняют это задание в тетради. Задание проверяется совместно. Учащиеся анализируют сделанные ошибки, по возможности дают правильный ответ

9. Домашнее задание. Прочитать материал на страницах 32 – 36, на стр. 36 даны вопросы повышенной сложности, ответить на вопросы № 6.7,9 (устно)

Литература

  1. О.В.Крылова, Уроки географии 7 класс; М; Просвещение; 1990
  2. Методическое пособие под редакцией В.А.Коринской; География материков и океанов, 7 класс, М; Дрофа; 2001
  3. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов для 7 класса. Учебное пособие; Санкт – Петербург; МиМ; 1998