ЦЕЛЬ:
- прививать интерес к познавательной деятельности;
- воспитание правильной артикуляции звука «р» в слогах и словах;
- формировать орфографическую зоркость;
- развивать фонематический слух, логическое мышление, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: жетоны, карточки с закрытой верхней частью слова, каточки для чтение слогов и слов, карточки с тремя вольерами и загадки, картинка «сороки-мороки».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
– Сядет тот, кто правильно прочитает слово ( у слова закрыта верхняя часть – городок, радуга, рукав, рынок).
– Какой звук есть во всех этих словах?
2. Сообщение темы.
– И сегодня мы будем работать над звуком «р», не просто работать, но ещё и играть в банк. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, если ответ не правильный, значит, я забираю, один жетон. В конце урока посчитаем, кто как трудился.
3. Чтение слогов
Говорим всегда красиво,
Смело и не торопливо
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим.
У нас во рту живёт язык
К словам знакомым он привык
Но пусть он скажет:
«Тигр, ракета, барабан»
Не задрожит ли он от страха.
– Возьмите карточки и прочитайте слоги и слова и послушайте свой язычок.
Ра-ра-ра рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры рыба, рынок, рыжик, рысь.
4. Вставить пропущенные слоги
– На доске написаны слова нужно, прочитать, вставить пропущенные слоги (ра, ро, ру, ры), и записать в тетрадь.
Зеб(ра), д(ро)зд, кед(ры), д(ра)кон, доб(ры)й, д(ру)г, вед(ро), квад(ра)т.
5. Игра «Зоопарк»
Разместите зверей по вольерам:
- Кобра
- Морж
- Зебра
- Пантера
- Барсук
- Крокодил
- Зубр
- Кенгуру
- Тигр
- Выдра
- Норка
- Бобр
- Барс
- Леопард
- Гепард
- Жираф
- Носорог
- Рысь
- Сорока
В первый – название, которого состоит из одного слога.
Во – второй - из двух слогов.
В третий – из трёх слогов.
1-ый вольер | 2-ой вольер | 3-ий вольер |
Дети называют зверей, которых разместили в 1-ом, во 2-ом, в 3-ем вольере.
6. Загадки
-Звери нас благодарят и отправляют нам загадки, которые мы должны расшифровать. Дети составляют слова из слогов по порядку номеров. Записывают в тетрадь и загадывают друг другу. (См. приложение 1)
7. Физкультминутка:
«Что мы делали, не скажем, а покажем».
8. Сорока
– А сейчас посмотрите на зверей, которые сидят в вольерах.
– Всё ли там правильно?
– Вы ничего не заметили?
– Все ли они относятся к зверям?
– Правильно! Сорока это птица!
Сорока торопилась к нам на занятие, и залетела в вольер к зверям. Посмотрите на эту «сороку-мороку». (см. приложение 2)
На хвосте несла сорока
Очень схожие слова.
Распустила хвост сорока.
Вот досада! Вот морока!
На концах осталась «а».
То-то не было печали!
Буквы выпали в начале,
Предпоследние упали…
Все – согласные они.
Вот лежат они, взгляни!
Собери их аккуратно
И поставь в слова обратно.
Стих внимательно прочти –
И поставь в слова обратно.
- Я принадлежность короля (корона).
- А я умнейшая птица (ворона).
- Во мне нуждается земля (борона).
- Я украшенье для лица (борода)
- Я генератор молока (корова).
- А я нередко нелегка (дорога)
9. Игра «Составь цепочку из слов»
Последующее слово начинается на последний звук предыдущего, но в слове обязательно должен быть звук «р». Первое слово: работа – …
10. Логическая задача.
– На остановке ждут троллейбуса девочка Рая, мальчик Рома с папой, старушка.
– Кто войдёт первым в подошедший троллейбус?
– А почему ты так думаешь?
Рассуждение детей.
11. Подведение итогов
Подсчёт жетонов за правильные ответы.
12. Пароль на выход
Замени в слове согласную букву на «р», чтобы получилось новое слово.
Нога – рога,
Танец – ранец,
Ночка – норка,
Забота – работа,
Паста – парта.