Логопедическое занятие во 2-м классе. Тема: "Автоматизация звука "р" в словах"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • прививать интерес к познавательной деятельности;
  • воспитание правильной артикуляции звука «р» в слогах и словах;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: жетоны, карточки с закрытой верхней частью слова, каточки для чтение слогов и слов, карточки с тремя вольерами и загадки, картинка «сороки-мороки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто правильно прочитает слово ( у слова закрыта верхняя часть – городок, радуга, рукав, рынок).

– Какой звук есть во всех этих словах?

2. Сообщение темы.

– И сегодня мы будем работать над звуком «р», не просто работать, но ещё и играть в банк. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, если ответ не правильный, значит, я забираю, один жетон. В конце урока посчитаем, кто как трудился.

3. Чтение слогов

Говорим всегда красиво,
Смело и не торопливо
Ясно, чётко говорим
Потому, что не спешим.
У нас во рту живёт язык
К словам знакомым он привык
Но пусть он скажет:
«Тигр, ракета, барабан»
Не задрожит ли он от страха.

– Возьмите карточки и прочитайте слоги и слова и послушайте свой язычок.

Ра-ра-ра рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры рыба, рынок, рыжик, рысь.

4. Вставить пропущенные слоги

– На доске написаны слова нужно, прочитать, вставить пропущенные слоги (ра, ро, ру, ры), и записать в тетрадь.

Зеб(ра), д(ро)зд, кед(ры), д(ра)кон, доб(ры)й, д(ру)г, вед(ро), квад(ра)т.

5. Игра «Зоопарк»

Разместите зверей по вольерам:

  • Кобра
  • Морж
  • Зебра
  • Пантера
  • Барсук
  • Крокодил
  • Зубр
  • Кенгуру
  • Тигр
  • Выдра
  • Норка
  • Бобр
  • Барс
  • Леопард
  • Гепард
  • Жираф
  • Носорог
  • Рысь
  • Сорока

В первый – название, которого состоит из одного слога.

Во – второй - из двух слогов.

В третий – из трёх слогов.

1-ый вольер 2-ой вольер 3-ий вольер
     

Дети называют зверей, которых разместили в 1-ом, во 2-ом, в 3-ем вольере.

6. Загадки

-Звери нас благодарят и отправляют нам загадки, которые мы должны расшифровать. Дети составляют слова из слогов по порядку номеров. Записывают в тетрадь и загадывают друг другу. (См. приложение 1)

7. Физкультминутка:

«Что мы делали, не скажем, а покажем».

8. Сорока

– А сейчас посмотрите на зверей, которые сидят в вольерах.

– Всё ли там правильно?

– Вы ничего не заметили?

– Все ли они относятся к зверям?

– Правильно! Сорока это птица!

Сорока торопилась к нам на занятие, и залетела в вольер к зверям. Посмотрите на эту «сороку-мороку». (см. приложение 2)

На хвосте несла сорока
Очень схожие слова.
Распустила хвост сорока.
Вот досада! Вот морока!
На концах осталась «а».
То-то не было печали!
Буквы выпали в начале,
Предпоследние упали…
Все – согласные они.
Вот лежат они, взгляни!
Собери их аккуратно
И поставь в слова обратно.
Стих внимательно прочти –
И поставь в слова обратно.

  1. Я принадлежность короля (корона).
  2. А я умнейшая птица (ворона).
  3. Во мне нуждается земля (борона).
  4. Я украшенье для лица (борода)
  5. Я генератор молока (корова).
  6. А я нередко нелегка (дорога)

9. Игра «Составь цепочку из слов»

Последующее слово начинается на последний звук предыдущего, но в слове обязательно должен быть звук «р». Первое слово: работа – …

10. Логическая задача.

– На остановке ждут троллейбуса девочка Рая, мальчик Рома с папой, старушка.

– Кто войдёт первым в подошедший троллейбус?

– А почему ты так думаешь?

Рассуждение детей.

11. Подведение итогов

Подсчёт жетонов за правильные ответы.

12. Пароль на выход

Замени в слове согласную букву на «р», чтобы получилось новое слово.

Нога – рога,
Танец – ранец,
Ночка – норка,
Забота – работа,
Паста – парта.