Цель:
- Познакомить с основными различиями в достижениях живописи XIX и XVIII веков в России;
- развивать эрудицию, интерес к живописи;
- воспитывать чувство прекрасного посредством живописи, литературы и музыки.
Оборудование:
- репродукции картин художников XIX века (А.И Куинджи «Тихая украинская ночь», И.И. Шишкин «Рожь», И.И. Левитан «Золотая осень».
- видеомагнитофон;
- карточки;
- учебник.
Структура урока:
1. Орг. Момент. | 1 |
2. Постановка цели урока. | 2 |
3. Изучение нового материала: | 24 |
– Работа в группах; | 8 |
– Беседа; | 7 |
– Слушание; | 7 |
– Просмотр видеофильма; | 3,5 |
4. Обобщение. | 4 |
5. Вывод. | 8 |
– Ответы на главные вопросы урока; | 3 |
– Отзыв о посещении выставки. | 5 |
Ход урока
1. Орг.момент.
«Краски, – говорил замечательный художник Илья Ефимович Репин, – должны выражать наши мысли; колорит … должен выражать … настроение картины, его душу, он должен расположить и захватить зрителя, как аккорд в музыке».
– Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке и попробуйте назвать тему нашего урока. (Живопись).
– Действительно, сегодня мы продолжим разговор о живописи, но уже другой эпохи – XIX века.
2. Постановка цели урока.
– В конце урока мы должны будем заполнить соответствующую графу нашей ленты времени.
– Помогут нам в этом вопросы:
- В чем отличия в развитии живописи XVIII и XIX веков:
- ……..
- …….
- Для чего художники организовали «Товарищество художников передвижников»?
- О чем хотели рассказать художники в своих картинах?
- Нравятся ли современным людям картины живописцев XIX века? Почему?
3. Изучение нового материала.
– Чтобы продолжить работу, посмотрите на доску и назовите фамилии художников XVIII века, которые вам известны.
Владимир Лукич Боровиковский
Исаак Ильич Левитан
Федор Семенович Рокотов
Иван Константинович Айвазовский
Дмитрий Левицкий
Архип Иванович Куинджи
Иван Иванович Шишкин
– Как называют этих живописцев?
Портретисты, т.к. писали парадные портреты.
– Сегодня мы познакомимся с живописью XIX века, представителями которой являются эти художники..
– Посмотрите на репродукции картин некоторых из них.
А.И. Куинджи «Украинская ночь».
– Постарайтесь определить, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
– Какое желание возникает у вас, глядя на эту картину? Почему?
– С помощью чего художнику удалось передать свое настроение?
И. И. Шишкин «Рожь».
– Что изображено на этой картин?
– Какое чувство старался передать художник? (восхищение, умиротворение, страх, грусть, печаль).
– Посмотрите внимательно на эти репродукции и скажите, какой жанр живописи их объединяет?
– Можем ли теперь ответить на главные вопросы урока?
Работа в группах.
– Чтобы ответить на вторую часть главного вопроса, предлагаю поработать в группах.
– Откройте учебник на стр. 117.
– Вы – историки. Изучая исторические материалы, вы отвечаете на вопросы, у каждой группы свои.
I группа | Ответы. |
Что такое «Товарищество художников передвижников»? | Объединение художников, которые организовывали выставки в разных городах России. |
С какой целью было организовано это товарищество? | Познакомить с творчеством живописцев большее количество людей: богатых, бедных. |
Когда образовалось «Товарищество художников передвижников»? Назовите первых представителей этого товарищества. |
II группа | Ответы. |
Что такое «Товарищество художников передвижников»? С какой целью было организовано это товарищество? | |
Когда образовалось «Товарищество художников передвижников»? |
В ноябре 1870 года. |
Назовите первых представителей этого товарищества. |
А.И. Куинджи, В.Г. Перов, И.И. Левитан. |
– Отвечая на вопросы, вы должны давать краткие, но точные ответы.
– Ответы слушаем внимательно, если необходимо, то дополняем.
– На эту работу отводим 5 мин.
Проверка.
– Давайте обобщим ответы, составив небольшой рассказ.
«Товарищество художников передвижников организовано в 1870 году с целью познакомить большее количество людей с творчеством живописцев. Первыми представителями этого товарищества можно назвать А.И.Куинджи, В.Г.Перов, И.И. Левитан».
– В чем еще отличие в достижениях живописи XIX века?
пейзаж, Товарищество художников передвижников, с целью познакомить с живописью знаменитых художников.
Слушание.
–Чтобы ответить на другие вопросы, прошу вас еще раз вернуться к фамилиям художников XIX века.
– Вспомните посещение выставки и назовите живописца, которого называют «Певцом русской природы».
Исаак Ильич Левитан.
– Давайте послушаем сообщение о творчестве этого живописца и постараемся ответить на вопрос: почему его называют Певцом русской природы.
«Исаак Ильич Левитан – 1860 – 1900гг. Выдающийся мастер пейзажного жанра И.И.Левитан все свое творчество посвятил изображению русской природы. Его произведения глубоки по содержанию, ясны по форме. Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные ее состояния: не летом и зимой, а весной и осенью. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Картины Левитана обычно и называют «пейзажи настроения». Известный искусствовед В.А.Алексеев так описывает полотна И.И.Левитана:
Кто самый тонкий, щедрый живописец?
Ну, кто горазд на выдумки такие в цвете,
Что даже безразличный восхитится?
Конечно, мудрая природа!
А пейзажист – лишь ученик ее, овладевающий движеньем.
Чем больше преуспел, тем больше наблюдает, тем кисть подвижней!
Как она точна, смела, изящна в весеннем половодье!
Голубизной ликует мир в картине Левитана!»
– Почему называют певцом русской природы?
– Какие времена года любил изображать художник, почему?
– Как называют его картины?
Просмотр видео.
–Чтобы узнать больше о творчестве этого живописца, давайте посмотрим отрывок из видеофильма и ответим на вопрос:
– О чем хотел рассказать художник?
– Какие случаи служили поводом для написания картин?
– Какие картины вы увидели?
(настроение, красоту русской природы).
– И.И. Левитан за короткую жизнь создал такие непреходящие ценности, которые не только питали его поколение, но перешагнули рамки столетия и видимо не один век будут волновать тревожить, радовать сердца и умы будущих поколений.
– Мы познакомились с творчеством одного художника золотого века русской культуры.
– Дома вам необходимо подготовить сообщение о творчестве других художников этой эпохи. Для этого вы можете использовать литературу из школьной библиотеки.
4. Итог урока.
– Итак. Подведем итог нашего урока, составив рассказ по главным вопросам.
Основными отличиями в достижениях живописи является то, что получил распространение новый жанр живописи – пейзаж и образовалось товарищество художников передвижников, с целью познакомить большее количество людей с творчеством живописцев. Они хотели показать красоту русской природы, передать ее величие.
– На все ли вопросы мы дали ответы?
– Вы должны были подготовить отзывы о впечатлении от посещения выставки Третьяковской галереи.
– Чтобы поставить окончательную точку в нашем уроке, давайте вернемся к таблице. Представьте, что вы художники XX века. О чем бы вы писали картины.
– А что было на самом деле, как развивалась живопись, вы узнаете на следующих уроках.