Урок окружающего мира по теме "Художники XIX века"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить с основными различиями в достижениях живописи XIX и XVIII веков в России;
  2. развивать эрудицию, интерес к живописи;
  3. воспитывать чувство прекрасного посредством живописи, литературы и музыки.

Оборудование:

  1. репродукции картин художников XIX века (А.И Куинджи «Тихая украинская ночь», И.И. Шишкин «Рожь», И.И. Левитан «Золотая осень».
  2. видеомагнитофон;
  3. карточки;
  4. учебник.

Структура урока: 

1. Орг. Момент. 1
2. Постановка цели урока. 2
3. Изучение нового материала: 24
Работа в группах; 8
Беседа; 7
Слушание; 7
Просмотр видеофильма; 3,5
4. Обобщение. 4
5. Вывод. 8
Ответы на главные вопросы урока; 3
Отзыв о посещении выставки. 5

Ход урока

1. Орг.момент.

«Краски, говорил замечательный художник Илья Ефимович Репин, должны выражать наши мысли; колорит … должен выражать … настроение картины, его душу, он должен расположить и захватить зрителя, как аккорд в музыке».

– Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке и попробуйте назвать тему нашего урока. (Живопись).

Действительно, сегодня мы продолжим разговор о живописи, но уже другой эпохи – XIX века.

2. Постановка цели урока.

В конце урока мы должны будем заполнить соответствующую графу нашей ленты времени.

– Помогут нам в этом вопросы:

  1. В чем отличия в развитии живописи XVIII и XIX веков:
    1. ……..
    2. …….
  2. Для чего художники организовали «Товарищество художников передвижников»?
  3. О чем хотели рассказать художники в своих картинах?
  4. Нравятся ли современным людям картины живописцев XIX века? Почему?

3. Изучение нового материала.

Чтобы продолжить работу, посмотрите на доску и назовите фамилии художников XVIII века, которые вам известны.

Владимир Лукич Боровиковский
Исаак Ильич Левитан
Федор Семенович Рокотов
Иван Константинович Айвазовский
Дмитрий Левицкий
Архип Иванович Куинджи
Иван Иванович Шишкин

– Как называют этих живописцев?

Портретисты, т.к. писали парадные портреты.

Сегодня мы познакомимся с живописью XIX века, представителями которой являются эти художники..

– Посмотрите на репродукции картин некоторых из них.

А.И. Куинджи «Украинская ночь».

Постарайтесь определить, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

– Какое желание возникает у вас, глядя на эту картину? Почему?

– С помощью чего художнику удалось передать свое настроение?

И. И. Шишкин «Рожь».

– Что изображено на этой картин?

– Какое чувство старался передать художник? (восхищение, умиротворение, страх, грусть, печаль).

– Посмотрите внимательно на эти репродукции и скажите, какой жанр живописи их объединяет?

– Можем ли теперь ответить на главные вопросы урока?

Работа в группах.

– Чтобы ответить на вторую часть главного вопроса, предлагаю поработать в группах.

– Откройте учебник на стр. 117.

– Вы – историки. Изучая исторические материалы, вы отвечаете на вопросы, у каждой группы свои.

I группа Ответы.
Что такое «Товарищество художников передвижников»? Объединение художников, которые организовывали выставки в разных городах России.
С какой целью было организовано это товарищество? Познакомить с творчеством живописцев большее количество людей: богатых, бедных.
Когда образовалось «Товарищество художников передвижников»? Назовите первых представителей этого товарищества.  

II группа Ответы.
Что такое «Товарищество художников передвижников»? С какой целью было организовано это товарищество?  

Когда образовалось «Товарищество художников передвижников»?

В ноябре 1870 года.

Назовите первых представителей этого товарищества.

А.И. Куинджи, В.Г. Перов, И.И. Левитан.

– Отвечая на вопросы, вы должны давать краткие, но точные ответы.

– Ответы слушаем внимательно, если необходимо, то дополняем.

– На эту работу отводим 5 мин.

Проверка.

– Давайте обобщим ответы, составив небольшой рассказ.

«Товарищество художников передвижников организовано в 1870 году с целью познакомить большее количество людей с творчеством живописцев. Первыми представителями этого товарищества можно назвать А.И.Куинджи, В.Г.Перов, И.И. Левитан».

– В чем еще отличие в достижениях живописи XIX века?

пейзаж, Товарищество художников передвижников, с целью познакомить с живописью знаменитых художников.

Слушание.

Чтобы ответить на другие вопросы, прошу вас еще раз вернуться к фамилиям художников XIX века.

– Вспомните посещение выставки и назовите живописца, которого называют «Певцом русской природы».

Исаак Ильич Левитан.

– Давайте послушаем сообщение о творчестве этого живописца и постараемся ответить на вопрос: почему его называют Певцом русской природы.

«Исаак Ильич Левитан – 1860 – 1900гг. Выдающийся мастер пейзажного жанра И.И.Левитан все свое творчество посвятил изображению русской природы. Его произведения глубоки по содержанию, ясны по форме. Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные ее состояния: не летом и зимой, а весной и осенью. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. Картины Левитана обычно и называют «пейзажи настроения». Известный искусствовед В.А.Алексеев так описывает полотна И.И.Левитана:

Кто самый тонкий, щедрый живописец?
Ну, кто горазд на выдумки такие в цвете,
Что даже безразличный восхитится?
Конечно, мудрая природа!
А пейзажист – лишь ученик ее, овладевающий движеньем.
Чем больше преуспел, тем больше наблюдает, тем кисть подвижней!
Как она точна, смела, изящна в весеннем половодье!
Голубизной ликует мир в картине Левитана!»

Почему называют певцом русской природы?

– Какие времена года любил изображать художник, почему?

– Как называют его картины?

Просмотр видео.

Чтобы узнать больше о творчестве этого живописца, давайте посмотрим отрывок из видеофильма и ответим на вопрос:

– О чем хотел рассказать художник?

– Какие случаи служили поводом для написания картин?

– Какие картины вы увидели?

(настроение, красоту русской природы).

И.И. Левитан за короткую жизнь создал такие непреходящие ценности, которые не только питали его поколение, но перешагнули рамки столетия и видимо не один век будут волновать тревожить, радовать сердца и умы будущих поколений.

Мы познакомились с творчеством одного художника золотого века русской культуры.

– Дома вам необходимо подготовить сообщение о творчестве других художников этой эпохи. Для этого вы можете использовать литературу из школьной библиотеки.

4. Итог урока.

Итак. Подведем итог нашего урока, составив рассказ по главным вопросам.

Основными отличиями в достижениях живописи является то, что получил распространение новый жанр живописи – пейзаж и образовалось товарищество художников передвижников, с целью познакомить большее количество людей с творчеством живописцев. Они хотели показать красоту русской природы, передать ее величие. 

На все ли вопросы мы дали ответы?

– Вы должны были подготовить отзывы о впечатлении от посещения выставки Третьяковской галереи.

– Чтобы поставить окончательную точку в нашем уроке, давайте вернемся к таблице. Представьте, что вы художники XX века. О чем бы вы писали картины.

– А что было на самом деле, как развивалась живопись, вы узнаете на следующих уроках.