Цели:
Общеобразовательные:
1. Обобщить знания детей по теме “Число от 1 до 10.”
2. Закрепить знания состава чисел от 2 до 10; решение задач, составленных по картинке.
3. Отрабатывать вычислительные навыки в пределах 10.
Развивающие:
1. Формировать умение анализировать, делать выводы, доказывать свой выбор действий.
2. Развивать внимание, речь, память.
3. Формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: конверты с набором геометрических фигур; карточки с числовыми лесенками; домики “состав числа” цифры, счетный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученного.
1. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока “Числа от 1 до 10”. На уроке мы будем повторять состав чисел до 10; решать задачи, составленные по картинкам; решать примеры.
Сегодня урок не совсем обычный. Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный остров, расположенный недалеко от жаркой Африки, со всех сторон окруженный океаном.
А живут на нем разные зверушки, которые приглашают нас в гости.
- Ребята, а вы знаете, какие животные живут у нас в Ставропольском крае?
- А какие животные живут в Африке? (Ответы детей)
Все эти звери очень любят математику и всегда рады тем, кто является истинным её ценителем. Без математики нельзя было бы запустить в космос ракету, да что ракету, даже купить продукты в магазине и то было бы нельзя. Вот такая это важная и нужная!
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.
- Итак, вы готовы отправиться в путешествие? (Да)
- А вот на чем мы отправимся? Это вы знаете, поработав в паре со своим соседом. На каждой парте лежит конверт с геометрическими фигурами. Сложив эти фигуры в определенном порядке, у вас получится тот транспорт, на котором мы и будем путешествовать.
2. Работа в паре.
- Что же у вас получилось? (П/о: кораблик)
- Какие геометрические фигуры вы использовали для построения кораблика? (П/о: треугольники, четырехугольники)
- Почему называется треугольник? (Чтобы назвать фигуру, вы должны знать три признака; углы, вершины, стороны)
- Почему называется четырехугольник?
3. Поиск, исследование.
- Состав какого числа мы получили, выложив кораблик из двух видов разных фигур? (П/о: состав 7, 7 – это 3 и 4)
- Исследуйте наш кораблик и скажите, какая фигура спряталась? (П/о: прямоугольник)
- Ребята, а чем эти четырехугольники различаются?
- Как еще можно назвать эти фигуры? (П/о: Квадрат, так как все углы прямые и стороны равны. А у прямоугольника – углы прямые, противоположные стороны равны.)
- Сколько всего фигур?
- Каких фигур больше?
- На сколько больше?
На остров нас доставят эти чудесные кораблики. Но попасть на них совсем непросто. Для этого надо выполнить задания, которые нам прислали звери. Чтобы справиться с ними, нужно быть очень внимательными, собранными и активными.
4. Устный счет.
1. Счет до 10 и обратно, передавая флажок.
2. Назвать ряд чисел от 3 до 9 в прямом порядке; от 2 до 8; от 1 до 7.
В обратном порядке от 8 до 3; от 7 до 4.
3. Назвать соседей числа 6, 4, 8.
4. Игра “Прибавь 1” (с мячом).
- Какие числа мы получали как одним словом их можно назвать? (П/о: последующие)
- Как получить последующее число? П/о: Чтобы получить последующее число, надо прибавить 1 или увеличить на 1)
5.
- Какие числа пропущены?
- Как одним словом назвать?
- Верно ли мое утверждение: “Чтобы получить предыдущее число, надо +1”? (П/о: нет, не верно, надо -1)
- Почему надо -1? (Ответы детей)
- Молодцы, вы с честью выдержали все испытания. Пора подняться на борт корабля. Посмотрим, кто сделает это быстрее?
- Мы продолжаем вырабатывать навык самоконтроля.
Ребята 1, 2 ряда работают по карточкам в паре, ребята 3 ряда - друг за другом (I в. один экипаж, II в. – другой экипаж) выходят к доске и заполняют числовую лесенку.
- Итак, наши корабли отправляются в путь.
Корабли по морю плыли,
К чудо – острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Первоклассных малышей
III. Физкультминутка.
Мы топаем ногами, ногами, ногами.
Мы хлопаем руками, руками, руками.
Качаем головой, качаем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем,
И в Африку плывём.
IV. Работа в тетрадях [2].
- Мы приближаемся к цели. Пора сделать записи в бортовых журналах.
- Откройте тетради на странице 19.
- Рассмотрите картинку и составьте задачу на сложение
- Сколько птичек сидит на ветке? (3).
- Сколько птичек прилетело? (?)
- Скажите, птичек станет больше или меньше? (больше).
- Значит, какой знак?(+).
- На сколько станет больше? (на 1).
- Сколько всего станет (4)
- Как вы узнали? (3+1=4).
- Запишите решение этой задачи в тетрадь.
(По аналогии составляем и разбираем задачу на вычитание)
- Суда почти у цели. Но вдруг неожиданно подул ветер.
На нашем пути новое испытание. Наши корабли смогут подойти к пристани, если мы с вами вспомним состав чисел 5, 7, 4. Из-за ветреной погоды некоторые цифры потерялись
- Какие цифры потерялись?
- Молодцы, а теперь закройте тетради.
- Вот мы и на острове. Смотрите, кто нас встречает?
(Попугай, обезьяна, слоненок, львенок)
- Львенок просит нас после долгого плавания размять свои пальчики.
V. Физкультминутка.
- Ребята, попугай мне что то говорит. (Использую игрушку “Говорящий попугай”)
Попугай: “Откройте учебник”.
VI. Работа с учебником [1].
Попугай: “Помогите! Помогите!”
- Ребята, он просит нас помочь ему выполнить первое задание из учебника.
Возьмите синие кружочки (счетный материал) и закройте примеры с ответом 5.
- Осуществляем самоконтроль. (Вывешиваю таблицу с выполненным заданием. Дети проверяют свои работы)
- Теперь попугай нам скажет: “Спасибо!”
- А вот обезьянка решила нас проверить. Мы должны выполнить задание № 2 из учебника.
- Как называются изображенные фигуры одним словом? (П/о: многоугольники)
- Какая фигура является лишней? (П/о: треугольник)
- Почему эта фигура лишняя? (П/о: потому что все остальные фигуры – четырёхугольники)
- А вот слонёнок. Он очень любопытный и постоянно задает математические вопросы со словом “сколько?”. И сейчас он опять спрашивает:
- Сколько крыльев у двух попугаев? (4)
- Сколько хвостов у двух ослов? (2)
- Сколько ушей у трех малышей? (6)
- Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)
- А сколько красных рыб плавает у берегов нашего острова? (5)
- А сколько желтых рыб? (3)
- Состав какого числа мы получили? (П/о: состав 8. 8 – это 3 и 5)
- Молодцы!
- Наше путешествие подходит к концу. Пора домой. А чтобы вновь оказаться дома, вы должны доказать мне, что вы все знаете состав чисел до 10.
5. Игра “Заселяем домик”.
Осуществляю разноуровневый подход. Домики разных цветов. Разные цвета – разные уровни.
Например:
6. Взаимопроверка.
- Ребята, пока вы заполняли свои домики, я тоже заселила жильцов в домик № 9.
- Проверьте, верно ли я выполнила задание?
(Дети находят ошибки и доказывают правильность своего ответа.)
VII. Итог урока.
Мы снова в классе.
- Чем мы занимались сегодня на уроке во время путешествия? (Ответы детей)
- Урок окончен.
Литература
- Учебник “Математика”, 1-й класс, автор М.И. Моро. УМК “Школа России”.
- Тетрадь по математике , 1-й класс, автор М.И Моро.