Тип урока: Урок-практикум «География Сельского хозяйства мира».
Форма урока: Деловая игра «Создание фирмы».
Учебно-методическое обеспечение: В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: «Просвещение» - 2006 г.
Учебно-наглядный комплекс
- Персональный компьютер (1 шт.), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, медиапроектор, экран.
- Политическая карта мира, Земледелие мира.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
- Операционная среда - Windows XP; Microsoft Office Power Point, CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», CD «География мира 10 класс», Интернет ресурсы.
- Вид медиапродукта – Наглядные презентации посреднических фирм, Microsoft Office PowerPoint.
- Целесообразность использования медиапродукта – повышение эффективности усвоения материала; развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся; интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- образовательная – формирование и закрепление системы знаний, умений по теме «География сельского хозяйства мира»
- развивающая – развитие проектно-исследовательских и творческих способностей обучающихся.
- воспитательная – формирование коммуникативных умений, способности работать в коллективе, повышения мотивации к изучению предмета.
План занятий и технологический сценарий:
Части-блоки урока | Краткое содержание деятельности учителя | Краткое содержание деятельности обучающихся | Временная реализация |
Подготовительный блок | Формирование групп(1группа – 1 фирма), опережающее задание группам, консультации.Подготовка таблицы, листа самоконтроля и рефлексии. | Подготовка группой презентации своей фирмы по закупке сельскохозяйственной продукции для России согласно требованиям к фирме.. | 14 дней |
Мотивационно-целевой блок: | Объявление темы, мотивация обучающихся, организация деловой игры. | Восприятие и деловой настрой на проведение игры «Создание фирмы». Подготовка таблицы. | 2 минуты |
Процессуально-содержательный блок творческие презентации | Организация подготовленных заранее презентаций фирм. | Наглядная презентация своих фирм.Вопросы и ответы на них.Заполнение таблицы. | 35 минут |
Итоговый блок: | Организация и проведение рефлексии и самооценки. | Заполнение листа самоконтроля.Рефлексия и самооценка. | 8 минут |
Домашнее задание: | Разъяснение задания | Уяснение и запись домашнего задания | 2 минуты |
Ход занятия:
1. Подготовительный блок (за 14 дней до урока):
- Формирование групп (1 группа – 1 фирма, 1 вид сельскохозяйственной продукции) :Хлопок
- Тропические фрукты
- Натуральный каучук
- Соя
- Кофе
- Чай
- Рис
- Сахарный тростник
Группы можно составлять разными способами, в группе 3-4 человека. Фирмы между группами распределяются согласно жребию.
Опережающие задания группам: подготовка презентации (c использованием Microsoft Office Power Point) своей фирмы согласно требованиям, используя все возможные ресурсы компьютера и дополнительной литературы. (Презентации могут готовиться и на уроках информатики, и в домашних условиях).
Задание группе:
Представьте, что Вам поручили руководство созданием посреднической фирмы по закупке сельскохозяйственной продукции для России. Проект создания фирмы должен определить зону вашей деятельности, целесообразность создания вашей фирмы, расположение представительств в странах. В каких странах вы их разместите? Какие города рекомендуете для размещения офисов? Почему? Выберите наиболее рациональные пути транспортировки закупленной продукции. Проект должен включать требования к будущим работникам фирмы, среди которых и знание языка, необходимого для работы в каждом из представительств.
2. Мотивационно-целевой блок:
Тема урока «Создание посреднических фирм по закупке сельскохозяйственной продукции для России». Урок будет проходить в форме деловой игры. Вам будут представлены авторские презентации фирм. По ходу презентаций вы заполняете систематизирующую таблицу и готовите вопросы выступающей группе.
По окончанию презентаций вам предстоит заполнить листы самоконтроля и рефлексии.
Итак, для работы приготовьте таблицу в тетради (ЛОК):
География сельского хозяйства мира
С/х продукция | Крупнейшие страны-производители | Крупнейшие страны-экспортеры | Главные грузопотоки |
3. Процессуально-содержательный блок:
Творческие презентации.
Группы поочередно проводят презентацию своей фирмы с применением компьютера. Отвечают на поставленные классом вопросы. Каждой группе на презентацию и вопросы отводится 4 минут. Пример презентаций, подготовленных обучающимися в Microsoft Office Power Point, прилагаются на диске (Приложение № 1, 2).
Обучающиеся по ходу презентации заполняют систематизирующую таблицу: «География сельского хозяйства мира».
4. Итоговый блок
По окончанию презентаций в классе проходит рефлексия и самооценка. Обучающиеся отвечают на вопросы листа самоконтроля и рефлексии и ставят группе самооценку. Тестовые вопросы по теме «Географии сельского хозяйства мира» (В.М.Смрнова. ЭСГМ, 10 класс. Дидактические материалы)Ответьте на вопросы рефлексии:Какой этап урока Вам больше всего понравился? Что особенно запомнилось на уроке? Что было трудным для Вас?Что лучше: писать практическую работу или получать материал в ходе деловой игры? Почему?
Дайте самооценку группе, описав вклад каждого участника группы в общий результат.
5. Домашнее задание: (опережающее)
Организация работы учебных центров по теме «Транспорт мира»
Список литературы:
- В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: «Просвещение» - 2006г.
- Атлас. География мира. 10 класс. М.: «Роскартография» - 2006г.
- В.М.Смрнова. ЭСГМ, 10 класс. Дидактические материалы. М., «Просвещение», 2003г.
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
- CD «География мира. 10 класс».
- Интернет (адреса указаны в авторских презентациях Microsoft Office Power Point).