Тема: Пожар. Действия при пожаре.
Цель: познакомить первоклассников с правилами действия во время пожара.
Задачи: научить учащихся действовать во время пожара, уметь эвакуироваться из здания школы, дома, соблюдая все правила эвакуации; закрепить знания учащихся в обращении с электрическими приборами и спичками; повторить единый номер службы спасения с домашнего телефона «01» и познакомить с номером службы спасения с сотового телефона «001».
Оборудование: герой Бравый Пожарный, раскраски, цветные карандаши, карточки со словами пословицы: «Мой дом – моя крепость», кроссворд, загадки, слова на карточках: пожар, спокойствие, эвакуация; правила техники безопасности с электрическими приборами, правила эвакуации из здания школы, план эвакуации из класса; предметные картинки: слон, попугаи, обезьяна, козёл, ослы, стрекоза, тигр, волк, енот; презентация к занятию, мультимедиапроектор, экран, диск «Азбука безопасности».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налёт?
К нам заходил бегемот?
Может быть дом не наш?
Может не наш этаж?
– Как вы думаете, что же произошло в доме?
II. Сообщение темы занятия
– Сегодня на уроке у нас необычный герой вы все его знаете по телепередаче: «Азбука безопасности» на телеканале «Ямал» и зовут его… Бравый Пожарный. Вместе с ним мы продолжим разговор о технике безопасности и о правилах поведения в различных ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни, дома и в школе.
III. Работа над темой занятия
– Значительную часть своей жизни вы проводите в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
Работа с пословицей.
– Бравый
Пожарный пришел к нам не с пустыми руками, он
предлагает вам собрать пословицу (из разрезанных
карточек) Мой дом – моя крепость.
– Как вы её понимаете? (Ответы детей).
– Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы
часто пренебрегаем самыми элементарными
правилами предосторожности: забываем выключать
утюги и телевизоры, ленимся проверять выключены
ли электрические приборы, играем спичками, пока
нет взрослых дома.
– Какие же опасности нас могут предостерегать
дома и в школе, и что может произойти, если не
соблюдать правила поведения и безопасности в
помещении? Вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
- На ней готовят еду. (Плита)
- На нем можно играть, работать, учиться.
Все ребята хотят иметь его у себя дома. (Компьютер) - Пузатый, носатый
На плите сопел.
Потом вдруг
Песню запел. (Чайник) - В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)
– Что же у вас получилось? Какое слово? ПОЖАР.
– Да, может произойти несчастный случай – это
пожар.
– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не
допустить пожара? (Ответы детей)
IV. Правила техники безопасности с электрическими приборами
- Не включай самостоятельно электрические приборы, они могут оказаться неисправными.
- Если уж включил, не забудь их выключить.
- Утюгом можно пользоваться только на специальной доске, погладил, не забудь выключить.
- При выключении электрических приборов не дергай за шнур, а аккуратно возьми за вилку и отключи прибор.
– Огонек предлагает нам прослушать стихотворение «Кто в пожаре виноват». Внимательно послушайте и ответьте мне на вопрос, который звучит в названии стихотворения, кто в пожаре виноват?
Стихи сопровождаются рисунками. (Приложение)
Платье гладила, спешила,
Утюг выключить забыла.
Вернулась с прогулки с дочкою кошка,
Огонь бушевал, выходя из окошка.
Веселились поросята у костра,
Опасная эта, ребята, игра!
Ветер на крышу занес уголек
И заметался по ней огонек!
Пожар уничтожил дом за минутки,
Вот до чего довели эти шутки!
Тополей подпалишь пух –
Загорится все вокруг
И охватится огнем
Дача, баня, крыша, дом!
Спички – это не игрушки,
А опасные подружки.
В них запрятан злобный бес –
Все сожжет, траву и лес!
Пожара здесь одна причина –
Не надо печь топить бензином!
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон 01.
– Кто виноват в пожаре? Может ли это произойти с
каждым из нас? (Да, если не соблюдать правила
безопасного обращения с электрическими
приборами, спичками, огнем и т.п.) Разбирается
каждая ситуация, после разбора, учащиеся
раскрашивают рисунки к стихам.
– По данным МЧС за последние три года на Ямале
произошло пять пожаров в детских садах и
тринадцать в школах. К счастью, на этих пожарах
никто не пострадал.
– Если мы с вами на уроке в школе, что нас может
оповестить, что в здании школы где – то
возгорание? (Три коротких звонка).
– Как мы должны поступить в этом случае? (Выбежать
из школы)
– Да, выбежать из здания школы или, другими
словами: ЭВАКУИРОВАТЬСЯ.
– Давайте вместе вспомним правила эвакуации из
помещения. (План эвакуации из класса)
V. Правила эвакуации из здания школы:
- Главное: сохранять спокойствие и слушать учителя, именно он пересчитает вас всех, возьмет журнал и построит вас для выхода из здания школы.
- Если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем или носовым платком и всем классом идите в безопасное место, старайтесь идти за учителем.
- На улице учитель еще раз пересчитает вас, сообщит директору школы. А пожарные точно узнают, есть ли в здании школы люди.
– Молодцы, все вы знаете правила эвакуации, а
что же самое главное при эвакуации?
– Это вы узнаете, если правильно разгадаете
слово. Из первых звуков каждого слова
составьте новое слово. (Даются различные
картинки, чтобы первые звуки каждой картинки
совпадали с буквами разгадываемого слова
«спокойствие» – Приложение).
– Правильно, молодцы, это – СПОКОЙСТВИЕ.
– Ребята, а как же быть, если рядом с вами нет
взрослого? Вы заметили очаг возгорания. Ваши
действия? (Ответы детей)
VI. Действия, при отсутствии взрослых.
- Звоните в пожарную охрану по телефону «01» (с сотового телефона «001») и сообщите: адрес, что и где горит, фамилию и номер телефона;
- Не бойтесь, зовите на помощь взрослых, даже если пожар произошел по вашей вине;
- Не прячьтесь, иначе пожарные могут вас не найти;
- По возможности немедленно покиньте помещение.
(Просмотр кадров с диска «Азбука безопасности»)
VII. Итог занятия
– О чем мы с вами говорили на занятии?
– Что нужно делать при возникновении пожара?
– Назовите номер телефона, по которому можно
сообщить о пожаре.
– Бравый Пожарный прощается с вами, говорит всем
спасибо и надеется, что все вы будете соблюдать
правила безопасного обращения с огнем.
Литература:
- Азбука безопасности. – Видеодиск
- Волина В.В. Загадки от А до Я. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999.
- Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности. – 2007. – №3.
- Кто в пожаре виноват: книжка – раскраска. – Новосибирск: ПИРАНТ, 2002.
- Пиль Андреас Пожарные / Пер. с нем. А.Косарева. – М.: «Премьера», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.
- Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 1 класса. – М.: Дрофа; ДиК, 1997.
- Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. М., 2004.