В сложившейся социально-педагогической ситуации развития российского общества очевидна необходимость глубокого осмысления сущности и природы образования.
Гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация и дифференциация, интеграция и вариативность становятся приоритетными направлениями развития образования. Происходит переориентация целей образования с усвоения знаний, умений и навыков на разностороннее интеллектуальное, нравственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка.
Формирование новых подходов в теории начального образования связано, прежде всего, с необходимостью разработки современного содержания начального обучения. Новые образовательные программы основаны на развитии проблемного мышления, педагогической интеграции, связаны с мультикультурным образованием, разносторонним развитием младшего школьника, созданием условий для индивидуализации, дифференцированного, разноуровневого обучения, развитием интеллектуальной сферы, индивидуальных вариантов умственного развития.
В работах ряда авторов, в связи с обоснованием и внедрением вариативных программ и учебников (А.Г. Асмолов, А.А. Леонтьев, Е.А. Агалакова, Н.Ф. Виноградова, А.Б. Воронцов, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Г. Петерсон, О.В. Пронина, В.И. Горовая, Н.Б. Истомина, Н.Г. Калашникова, Т.Н. Котло, О.А. Куревина, В.Г. Кинелев), отмечается необходимость признания вариативного обучения младших школьников, описываются его различные модели. В этих работах установлено, что идея индивидуального развития личности является ключевой в становлении вариативного образования.
Вариативность образования в начальной школе можно рассматривать на трех уровнях:
1. Вариативность целостных систем начального образования: традиционная, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;
2. Вариативность предметных курсов внутри образовательных областей действующих систем;
3. Вариативность в рамках учебного предмета УМК.
В настоящее время разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учеников в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.
Целостные модели позволяют выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения.
К целостным моделям вариативного начального образования относятся:
- система Л.В.Занкова (научный руководитель – Наталия Владимировна Нечаева),
- система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (научный руководитель Борис Даниилович Эльконин),
- «Гармония» (научный руководитель-Наталья Борисовна Истомина),
- «Начальная школа 21 века» (научный руководитель-Наталия Федоровна Виноградова),
- «Школа 2000»… «Школа 2100» (научные руководители- Алексей Алексеевич Леонтьев, Людмила Георгиевна Петерсон).
Перечисленные УМК участвуют в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования,
- «Школа России» (под редакцией Андрей Анатольевич Плешакова),
- «Классическая начальная школа» (научный руководитель-Наталия Александровна Чуракова),
- «Планета знаний» (научный руководитель-Ирина Анатольевна Петрова),
- «Перспективная начальная школа» (научный руководитель - Р.Г.Чуракова).
Данные учебно-методические комплекты являются завершенными. Есть еще незавершенный комлект, находящийся в разработке - это УМК «Перспектива» (научный руководитель- Людмила Федоровна Климанова)
Практическая реализация вышеуказанных программ обеспечивается усилиями педагогической общественности. Вместе с тем, происходящие изменения в системе образования показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и её адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Данные свидетельствуют об актуальности противоречия между востребованностью развивающих и личностно-ориентированных систем начального обучения и недостаточностью у учителей знаний для реализации потребности самореализации в выбранной системе обучения. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Выбор- сложное дело , поэтому педагог должен быть компетентен, обладать определенным набором качеств личности, способной нести ответственность за предоставленную свободу.
Поэтому учителю при выборе УМК важно знать:
- концептуальные положения комплекта;
- принципиальные отличительные особенности данного комплекта от других УМК, используемых на 1 ступени обучения;
- особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики, ИЗО, технологии:
- особенности формирования у младшего школьника ОУУН и способов деятельности при реализации на практике выбранного УМК.
Еще большую ответственность за качество предоставляемых образовательным учреждением услуг, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта, несет заместитель директора, курирующий начальное образование. Поэтому заместителю директора важно:
- Владеть оперативной информацией по обновлению содержания образования на 1 ступени в рамках модернизации российского образования, своевременно доводить данную информацию до педагогов начальной школы.
- Ориентироваться в нормативных документах, регламентирующих использования принципа вариативности начального образования, знать концептуальные основы и отличительные особенности, используемых в работе УМК.
- Проводить маркетинговые исследования по изучению спроса родительской общественности на оказание образовательных услуг, используя вариативные УМК, а так же pr-мероприятия (родительские, собрания, консультации, презентации) с целью ознакомления родителей с дидактическими системами начального образования.
- Соотносить выбор УМК с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
- Создать условия для безболезненного
внедрения и эффективного использования
УМК вариативного начального образования,
включающие в себя наличие:
- учебников, дидактического материала и методических пособий (бесплатно в школьной библиотеке или приобретенных на родительские средства с добровольного согласия каждого)
- педагогов соответствующей квалификации, владеющих методикой преподавания учебных предметов по данному УМК, прошедших курсовую подготовку.
- системы мониторинга, целью которого является отслеживание эффективности использования в УВП вариативных УМК.
Алгоритм внедрения и реализации вариативного образования:
- Личное детальное изучение концептуальных основ и особенностей УМК (сбор информации).
- Проведение маркетинговых исследований:
- анализ социума, потенциального контингента, поступающего в школу;
- степень востребованности данного УМК в образовательной среде (соответствие образовательных ориентиров приоритетным целям ОУ);
- анализ социального заказа (опросы, анкетирование);
- наличие определенных условий (материально-техническая оснащенность, кадровый потенциал) - Принятие обдуманного решения
- Организация PR-компаний (для родителей и
педагогов)
- информация на сайте;
- стендовый материал;
- родительские собрания, конференции;
- дни открытых дверей;
- презентации. - Организация методической работы
- создание творческих групп учителей и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность данной группы (Положение о деятельности временной творческой группы педагогов начальной школы);
- планирование деятельности творческой группы;
- перечень основных средств обучения;
- создание и целесообразное использование контрольно-измерительных материалов;
- выявление дидактических единиц, которые при усвоении вызывают особые затруднения учащихся;
- обобщение и распространение опыта. - Мониторинг, который осуществляется на уровне учителя, реализующего данный УМК, руководителя творческой группы учителей и заместителя директора, курирующего начальной образование.
Использование вариативных УМК, несомненно, способствует повышению эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире, основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.
Выявлены следующие критерии эффективности применения принципа вариативности в учебно-воспитательном процессе начальной школы:
- Созданы условия для индивидуально-дифференцированного, разноуровневого обучения;
- Плодотворно осуществляется педагогическая интеграция и мультикультурное образование;
- Созданы условия для самоопределения и самоутверждения педагога;
- Эффективно реализуется субъектная парадигма образовательной деятельности учителя начальной школы;
- Созданы условия для вариантов разностороннего развития личности, творческого саморазвития и культурной самореализации младших школьников.