"Прощание с Азбукой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Прививать любовь к художественной литературе.
  2. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость.
  3. Развивать мыслительную деятельность.
  4. Формировать умение дружить, общаться в коллективе.

Ход занятия.

I. Вводная часть. (1 слайд)

- Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили изучать первую школьную книгу – «Азбуку».

- Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. За это время вы научились читать, считать, писать. «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками.

II. Основная часть.

- Ребята, к нам на праздник придут наши друзья, которые посещали наши уроки и учились вместе с нами.

- Итак, праздник начинается.

- Ребята, отгадайте загадку.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

- Ребята, кто к нам пришел?

- Белочка. (2 слайд)

- Какая орфограмма « спряталась» в этом слове? (ЧК, ЧН пишется без мягкого знака)

- Белочка хочет знать: «Чему учат в школе?»

Исполнение песни «Чему учат в школе?»

-Ребята, а что вы знаете о буквах и звуках?

(Дети читают стихи)

1. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

2. Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

3. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельке ребенка качать.

Буква А- алфавита голова.

Е – на грядке пригодилась,
Вместо грабель потрудилась.

А у буквы Ё – две точки
Словно к лесенке гвоздочки.

На калитку посмотри,
Ведь совсем как буква И.

Посмотри на колесо,
Ну совсем как буква О.

У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.

Это Э с открытым ртом
И с большущим языком.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

Любят хрюшки букву Ю
Без неё не скажут: «Хрю».

Каждый знает, буква Я
Самая хвастливая.

4. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!

5. С-с-с - змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.

6.Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог:
« Ма» и « ша», а вместе - Маша
К нам явилась на урок.

7. Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
«Ты» и «ква», а вместе – тыква.
«Со» и « ва», итак – сова.

8. Соединили мы два слова,
И предложение готово:
« Дождь идет».
« Гремит гроза».
« Улетела стрекоза».

9. Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

- Молодцы, ребята, теперь Белочка знает, чему учат в школе.

III. Конкурс « Буквы и звуки»

Ребята, послушайте, кто-то стучит в нашу дверь.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

« Здорово, Дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел) ( 3 слайд)

- Ребята, а что вы знаете о дятле? (лесной доктор, лечит деревья)

- Дятел задаёт вам свой вопрос:

Тридцать три богатыря
На страницах букваря.
Мудрецов- богатырей
Знает каждый грамотей.

- Что это? (буквы)

- Ребята, среди этих 33 мудрецов – богатырей есть особенные буквы, которые отличаются от других.

- Какие это буквы? (Я, Ю, Ё, Е )

- Почему эти буквы особенные? ( В начале слова и после гласных обозначают 2 звука: [йа], [йу], [йо], [йэ] ; обозначают мягкость согласных ).

- Ребята, дятел предлагает вам поучаствовать в конкурсе.

- На экране написаны слова. Прочитайте эти слова. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков?

( дети разделились на 2 команды)

Ёлка, тень, яблоко, метель, юла, пень

- Молодцы, ребята, вы все правильно справились с заданием.

VI. Игра «Собери слово»

- Ребята, и вновь на наш праздник кто-то спешит, угадайте кто это?

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц) (4 слайд)

- Ребята, а что вы можете сказать о слове « заяц»? (словарное слово)

- Зайчик нес для нас слова, но так спешил, что упал, и все слова рассыпались.

- Соберем слова для зайчика.

 

- Проверим, какие слова нес зайчик. (5 слайд)

(роща, туча, чудо, Вера) (пища, свеча, щука, Рома)

- Молодцы, все слова собрали правильно

- А на какое правило эти слова? ( жи-ши, ча-ща, чу-щу, заглавная буква в именах людей)

V.  Музыкальная пауза

- Ребята, много заданий вы уже выполнили.

- А сейчас исполним для наших гостей танец – Польку.

VI.  Конкурс загадок

- Ребята, пока мы веселились, к нам на праздник прилетела мудрая сова.

- Она принесла вам загадки, хочет послушать, как вы научились читать.

- На столе лежат учебные вещи: портфель, карандаш, касса букв, книга. По 2 человека из команды выходят, берут понравившийся предмет и выбирают про него загадку.

1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.

2. Черный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведет-
Там и след кладет.

3. Черные, кривые,
От рождения немые,
Сядут в ряд,
Все заговорят.

4. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает

- Молодцы, ребята, вы все хорошо читали. Сова довольна вашими знаниями.

VII. Конкурс «Составь предложение»

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

- Что за гость к нам пожаловал? ( Лиса) (6 слайд)

-Что вы знаете про эту плутовку? (очень хитрая)

- Вот и задание у неё хитрое.

-У одной команды - первая часть предложения, а другой команды - вторая часть предложения. Вам надо найти эти части и встать рядом, а ребята прочитают предложение, которое получилось (у детей карточки с частями предложений).

1 команда  2 команда
Кто много читает, всё перетрут
Поздно встанешь - тот много знает
Ученье и труд - мало сделаешь

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

-Объясните смысл пословиц.

VIII. Библиотека – дом книги (7 слайд)

Перед детьми выступает библиотекарь, приглашает детей посетить школьную библиотеку.

IX.  Страна Литературия

- Близится к завершению наш праздник. На уроках вы познакомились с произведениями русских писателей. Читая произведения великих мастеров слова, вы обогащаете свою память, учитесь правильно говорить, точно и правильно излагать свои мысли. Наши герои поведут вас дальше, в страну Литературию. Рядом с вами будет дружба и ваши знания.

(дети читают стихи)

1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки для всех подарок
На столах своих нашли.

2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.

3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти».
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.

Исполнение песни « Азбука»

X. Итог

- Вот и завершился наш праздник.

- На память о празднике примите подарок – книгу.

Звучит музыка, дети рассматривают книги, обмениваются мнениями.

Приложение