Цели:
- Прививать любовь к художественной литературе.
- Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость.
- Развивать мыслительную деятельность.
- Формировать умение дружить, общаться в коллективе.
Ход занятия.
I. Вводная часть. (1 слайд)
- Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили изучать первую школьную книгу – «Азбуку».
- Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали, благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. За это время вы научились читать, считать, писать. «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками.
II. Основная часть.
- Ребята, к нам на праздник придут наши друзья, которые посещали наши уроки и учились вместе с нами.
- Итак, праздник начинается.
- Ребята, отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Ребята, кто к нам пришел?
- Белочка. (2 слайд)
- Какая орфограмма « спряталась» в этом слове? (ЧК, ЧН пишется без мягкого знака)
- Белочка хочет знать: «Чему учат в школе?»
Исполнение песни «Чему учат в школе?»
-Ребята, а что вы знаете о буквах и звуках?
(Дети читают стихи)
1. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.2. Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.3. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельке ребенка качать.Буква А- алфавита голова.
Е – на грядке пригодилась,
Вместо грабель потрудилась.А у буквы Ё – две точки
Словно к лесенке гвоздочки.На калитку посмотри,
Ведь совсем как буква И.Посмотри на колесо,
Ну совсем как буква О.У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.Это Э с открытым ртом
И с большущим языком.А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!Любят хрюшки букву Ю
Без неё не скажут: «Хрю».Каждый знает, буква Я
Самая хвастливая.4. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!5. С-с-с - змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят.6.Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог:
« Ма» и « ша», а вместе - Маша
К нам явилась на урок.7. Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
«Ты» и «ква», а вместе – тыква.
«Со» и « ва», итак – сова.8. Соединили мы два слова,
И предложение готово:
« Дождь идет».
« Гремит гроза».
« Улетела стрекоза».9. Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
- Молодцы, ребята, теперь Белочка знает, чему учат в школе.
III. Конкурс « Буквы и звуки»
– Ребята, послушайте, кто-то стучит в нашу дверь.
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
« Здорово, Дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел) ( 3 слайд)
- Ребята, а что вы знаете о дятле? (лесной доктор, лечит деревья)
- Дятел задаёт вам свой вопрос:
Тридцать три богатыря
На страницах букваря.
Мудрецов- богатырей
Знает каждый грамотей.
- Что это? (буквы)
- Ребята, среди этих 33 мудрецов – богатырей есть особенные буквы, которые отличаются от других.
- Какие это буквы? (Я, Ю, Ё, Е )
- Почему эти буквы особенные? ( В начале слова и после гласных обозначают 2 звука: [йа], [йу], [йо], [йэ] ; обозначают мягкость согласных ).
- Ребята, дятел предлагает вам поучаствовать в конкурсе.
- На экране написаны слова. Прочитайте эти слова. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков?
( дети разделились на 2 команды)
Ёлка, тень, яблоко, метель, юла, пень
- Молодцы, ребята, вы все правильно справились с заданием.
VI. Игра «Собери слово»
- Ребята, и вновь на наш праздник кто-то спешит, угадайте кто это?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц) (4 слайд)
- Ребята, а что вы можете сказать о слове « заяц»? (словарное слово)
- Зайчик нес для нас слова, но так спешил, что упал, и все слова рассыпались.
- Соберем слова для зайчика.
- Проверим, какие слова нес зайчик. (5 слайд)
(роща, туча, чудо, Вера) (пища, свеча, щука, Рома)
- Молодцы, все слова собрали правильно
- А на какое правило эти слова? ( жи-ши, ча-ща, чу-щу, заглавная буква в именах людей)
V. Музыкальная пауза
- Ребята, много заданий вы уже выполнили.
- А сейчас исполним для наших гостей танец – Польку.
VI. Конкурс загадок
- Ребята, пока мы веселились, к нам на праздник прилетела мудрая сова.
- Она принесла вам загадки, хочет послушать, как вы научились читать.
- На столе лежат учебные вещи: портфель, карандаш, касса букв, книга. По 2 человека из команды выходят, берут понравившийся предмет и выбирают про него загадку.
1. Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.2. Черный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведет-
Там и след кладет.3. Черные, кривые,
От рождения немые,
Сядут в ряд,
Все заговорят.4. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
- Молодцы, ребята, вы все хорошо читали. Сова довольна вашими знаниями.
VII. Конкурс «Составь предложение»
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
- Что за гость к нам пожаловал? ( Лиса) (6 слайд)
-Что вы знаете про эту плутовку? (очень хитрая)
- Вот и задание у неё хитрое.
-У одной команды - первая часть предложения, а другой команды - вторая часть предложения. Вам надо найти эти части и встать рядом, а ребята прочитают предложение, которое получилось (у детей карточки с частями предложений).
1 команда | 2 команда |
Кто много читает, | всё перетрут |
Поздно встанешь - | тот много знает |
Ученье и труд - | мало сделаешь |
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
-Объясните смысл пословиц.
VIII. Библиотека – дом книги (7 слайд)
Перед детьми выступает библиотекарь, приглашает детей посетить школьную библиотеку.
IX. Страна Литературия
- Близится к завершению наш праздник. На уроках вы познакомились с произведениями русских писателей. Читая произведения великих мастеров слова, вы обогащаете свою память, учитесь правильно говорить, точно и правильно излагать свои мысли. Наши герои поведут вас дальше, в страну Литературию. Рядом с вами будет дружба и ваши знания.
(дети читают стихи)
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки для всех подарок
На столах своих нашли.2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти».
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Исполнение песни « Азбука»
X. Итог
- Вот и завершился наш праздник.
- На память о празднике примите подарок – книгу.
Звучит музыка, дети рассматривают книги, обмениваются мнениями.