Цель:
- показать связь явлений изучаемых в физике с окружающей средой и другими предметами.
- продолжить обучение самостоятельной работе с источниками информации.
Задачи:
- Закрепить и углубить знания об атмосферном давлении.
- Продолжить развитие внимания и мышления при наблюдении за окружающей средой.
- Сформировать навыки поиска информации по заданной теме.
- Научить библиографическому описанию и составлению списка литературы.
Ход урока
1. Вступление.
(Загадка)
На стене висит тарелка
По тарелке ходит стрелка
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт.
Что такое барометр? Как с помощью него можно предсказать погоду?
(ответы учащихся)
Жизнь и живое вещество на нашей планете занимает большую область земного шара, называемую биосферой. В состав биосферы входят нижняя часть атмосферы - тропосфера, вся водная часть - гидросфера и верхняя часть поверхности Земли - литосфера. Биосфера как сложная, саморегулирующаяся система живого и неживого вещества служит местом и источником жизни всего живого на Земле.
Атмосферный воздух - это механическая смесь газов, входящих в состав атмосферы. Воздух и создаёт то самое атмосферное давление, о котором так много говорят при определении погоды с помощью барометров. Воздух имеет вес и оказывает давление на поверхность Земли и на все находящиеся, на ней предметы и живые существа.
Современные расчёты показывают, что на поверхность тела взрослого человека воздух давит с силой 16 тонн. Природа обеспечила все живые организмы равной силы встречным или внутренним давлением, которое нейтрализует огромное внешнее давление. Поэтому для освоения космоса людьми были созданы скафандры. В них создаётся повышенное давление для нейтрализации внутреннего давления организма (фильмы - фантастика).
Колебания атмосферного давления обуславливают значительные изменения погоды. При высоком атмосферном давлении наблюдается хорошая погода - безоблачное небо, сухой воздух и отсутствие сильного ветра. Низкое давление - облачность, образование тумана, выпадение осадков, ветер. Физическое состояние атмосферы определяется давлением, влажностью, температурой, направлением ветра, интенсивностью солнечной радиации, осадками.
Все эти компоненты погоды оказывают влияние на организм людей, животных, растений, вызывая у них определённые физиологические, а порой и патологические реакции.
Изучением влияния погоды на организм человека занимается наука биометеорология. В круг её задач входит выяснение воздействия на организм не только температуры, влажности и давления воздуха, но и таких факторов, как солнечная радиация и солнечная активность, атмосферное электричество, ионизация воздуха, действие космических лучей, радиоактивных веществ, различных газов и примесей к атмосферному воздуху и многое другое. в настоящее время уже имеется большое число примеров, доказывающих влияние этих факторов на живые организмы. Причём в восприятии их, помимо общеизвестных пяти основных чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, - людьми и животным помогают ещё и многие другие рецепторные аппараты. В их числе - органы кожного и мышечного чувства, терморегулирующие механизмы, системы, регулирующие кровяное давление и окислительно-восстановительные процессы в организме, и иные приспособления, обеспечивающие целостность организма и взаимосвязь его с условиями существования.
При воздействии неблагоприятных погодных условий у животных возникает изменения привычных рефлекторных реакций, появляется нарушение обменных процессов и другие сдвиги в состоянии организма. Животные реагируют изменением своего поведения. Например, у птиц полые кости, таким образом, уменьшение атмосферного давления ведёт к увеличению давления в костях, это приводит к беспокойному поведению птиц. (Объяснение учащимся ломоту костей и суставов у пожилых людей на примере "магдебургских полушарий", так как у каждого человека такие полушария имеются: головка бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением).
2. Постановка поисковой задачи.
Вам необходимо найти, как влияют изменения погоды на живые организмы и как реакции животных можно использовать для предсказания погоды. Для этого вы можете воспользоваться различной литературой, которая находится у вас на столах.
Результатом вашей работы будет стенгазета со стихами, пословицами, описанием поведения различных животных. Не забудьте указать список используемой литературы
Учащиеся делятся на 5 групп: "Морские предсказатели", "Пернатые синоптики", "Животные - метеорологи", "Цветочные барометры", "Членистоногие синоптики"
Пример задания для группы:
КОМАНДА "Пернатые синоптики"
- Задание 1 - Выбрать из книг и периодических изданий информацию о приметах изменения погоды по поведению птиц.
- Задание 2 - "Азбука народной мудрости". Отобрать стихи, пословицы, поговорки о народных календарных приметах погоды.
- Задание 3 - Создать список используемой литературы.
- Задание 4 - Оформление работы в виде газеты.
Результаты работ учащихся - см. фотографии газет.