"Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учителей начальных классов с видами цифровых образовательных ресурсов, раскрыть возможности их использования в урочной и внеурочной деятельности.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, памятки работы с компьютером, дидактический раздаточный материал (карточки для групповой работы; карточки с вопросительным , восклицательными знаками и многоточием), презентация Power Point, презентации учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие гостей

При входе в класс гости получают осенние листочки со следующими терминами:

  • АРМ
  • Маршрутизатор
  • Драйвер
  • Флеш-карта
  • Бит
  • Браузер
  • Операционная система
  • Жесткий диск

2. Актуализация

Звучит стихотворение.

Компьютеры детям и взрослым нужны.
В отпуск билеты где нам купить?
Родственникам новость как сообщить?
Все это можно свершить в Интернете
И обо многом узнать “все на свете”.
В игры забавные можешь поиграть,
Ум, память, логику будешь развивать.
Word, Power Point, Excel, Photoshop
Каждый учитель с ними знаком.
Однако в ученье помогут всегда
ЦОРы, освоенные учителем. Да!
Чтобы шагать нам в ногу со временем
И технологии применять лишь новейшие
Возможности ЦОРов не отрицай,
Учись, совершенствуйся, твори и дерзай!

3. Постановка проблемы

– Как вы думаете какова тема нашего занятия? (Ответы коллег.). Приложение. Слайд 1.

– Посмотрите на осенние листочки. Кто из вас сможет объяснить все компьютерные термины?

– Мне приходят на ум слова Сократа: “Я знаю только то, что ничего не знаю”. Их можно отнести к проблеме использования компьютера и цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

4. Целеполагание

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.

Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством обучения?

Цель нашего занятия – познакомиться с существующими ЦОР и возможностями использования компьютера в учебной деятельности.

5. Введение в тему

Слайд 2. “Что такое ЦОР?”

Итак, ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач (мы обратимся к ним позже)

Слайд 3. “Объекты ЦОР”

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Вернемся к вопросу о задачах, которые решают ЦОР.

6. Работа в парах

Предлагаю подумать вместе и выбрать из предложенных задач те, которые соответствуют роли ЦОР в учебном процессе. (Коллеги работают с карточками)

7. Физкультминутка

Пока я просматриваю ваши варианты ответов, предлагаю вам отдохнуть. Встаньте все. И приготовьтесь исполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки (Звучит “Цыганочка”, “Макарена”, “Танец маленьких утят”.)

8. Продолжение

Просмотрев ваши варианты ответов, я пришла к выводу, что вы справились с заданием и вот что у нас получилось.

Слайд 4 .“Задачи ЦОР”

Вывод:

Учебные задачи ЦОР призваны решать,
Их нам умело надо в ученье применять.

9. Новый материал

Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов. Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

  • Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.(показ)
  • Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)
  • Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.(показ)
  • Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок. ( показ)
  • Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.(показ)
  • Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)
  • Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для контроля)

10. Самостоятельная работа

Хотите поработать с ЦОР?

Тогда предлагаю вам ответить на вопрос: Кто из вас использует в своей работе 5 из 5 инструментов? Слайд 12. Займите место за любым из компьютеров.

Кто использует 4 из 5 инструментов, займите место за оставшимися компьютерами.

Остальным предлагаю занять любые места. (коллеги рассаживаются по двое так, что один из них владеет компьютером лучше)

Кто в паре сел первым за компьютер, тот будет исполнять роль оппонента и будет искать отрицательные стороны использования ЦОР, второй- будет защитником. При необходимости используйте памятку работы с компьютером.

(После работы с ЦОРами идет коллективное обсуждение.)

Вывод: Таким образом, ЦОРы нам очень нужны,

В практике школы использовать должны.

Где же мы, учителя начальной школы, можем использовать ЦОРы? (в урочной и внеурочной деятельности)

11.

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования ,но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.

Представляю вашему вниманию ПМК “Семейный наставник”(Слайд 13), который предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

12.

Работа коллег за компьютером.

Каждый ребенок по – своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его родители, педагоги захотят, чтобы этот талант реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Создавая презентации вместе с детьми, они, тем самым ,обучают их. (Слайд 14. Показ презентаций учеников 3 класса, созданных вместе с родителями)

Ресурсы Интернет помогут нам в воспитании и развитии творческих способностей детей.

Слайд 15. “Воспитательные возможности Интернета”.

13. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с ЦОР, их видами, увидели слабые и сильные стороны. Надеюсь, вы заинтересовались этой проблемой. Ваши ощущения прошу выразить знаками. Я вижу много восклицательных знаков, и мне радостно, что вы приняли идею использования ЦОР. Многоточия, свидетельствуют о ваших сомнениях и размышлениях и, наверное, желании знать больше. Я вижу и вопросительные знаки, и это означает, что вам еще не все понятно. И это хорошо, у вас есть шанс самостоятельно изучить проблему. Желаю вам успехов!