Цель: познакомить учителей начальных классов с видами цифровых образовательных ресурсов, раскрыть возможности их использования в урочной и внеурочной деятельности.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, памятки работы с компьютером, дидактический раздаточный материал (карточки для групповой работы; карточки с вопросительным , восклицательными знаками и многоточием), презентация Power Point, презентации учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие гостей
При входе в класс гости получают осенние листочки со следующими терминами:
- АРМ
- Маршрутизатор
- Драйвер
- Флеш-карта
- Бит
- Браузер
- Операционная система
- Жесткий диск
2. Актуализация
Звучит стихотворение.
Компьютеры детям и взрослым нужны.
В отпуск билеты где нам купить?
Родственникам новость как сообщить?
Все это можно свершить в Интернете
И обо многом узнать “все на свете”.
В игры забавные можешь поиграть,
Ум, память, логику будешь развивать.
Word, Power Point, Excel, Photoshop
Каждый учитель с ними знаком.
Однако в ученье помогут всегда
ЦОРы, освоенные учителем. Да!
Чтобы шагать нам в ногу со временем
И технологии применять лишь новейшие
Возможности ЦОРов не отрицай,
Учись, совершенствуйся, твори и дерзай!
3. Постановка проблемы
– Как вы думаете какова тема нашего занятия? (Ответы коллег.). Приложение. Слайд 1.
– Посмотрите на осенние листочки. Кто из вас сможет объяснить все компьютерные термины?
– Мне приходят на ум слова Сократа: “Я знаю только то, что ничего не знаю”. Их можно отнести к проблеме использования компьютера и цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.
4. Целеполагание
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.
Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством обучения?
Цель нашего занятия – познакомиться с существующими ЦОР и возможностями использования компьютера в учебной деятельности.
5. Введение в тему
Слайд 2. “Что такое ЦОР?”
Итак, ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач (мы обратимся к ним позже)
Слайд 3. “Объекты ЦОР”
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Вернемся к вопросу о задачах, которые решают ЦОР.
6. Работа в парах
Предлагаю подумать вместе и выбрать из предложенных задач те, которые соответствуют роли ЦОР в учебном процессе. (Коллеги работают с карточками)
7. Физкультминутка
Пока я просматриваю ваши варианты ответов, предлагаю вам отдохнуть. Встаньте все. И приготовьтесь исполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки (Звучит “Цыганочка”, “Макарена”, “Танец маленьких утят”.)
8. Продолжение
Просмотрев ваши варианты ответов, я пришла к выводу, что вы справились с заданием и вот что у нас получилось.
Слайд 4 .“Задачи ЦОР”
Вывод:
Учебные задачи ЦОР призваны решать,
Их нам умело надо в ученье применять.
9. Новый материал
Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов. Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
- Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать.(показ)
- Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять)
- Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.(показ)
- Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок. ( показ)
- Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение.(показ)
- Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)
- Текстовые (ввод ответа и автоматическая проверка; тесты для контроля)
10. Самостоятельная работа
Хотите поработать с ЦОР?
Тогда предлагаю вам ответить на вопрос: Кто из вас использует в своей работе 5 из 5 инструментов? Слайд 12. Займите место за любым из компьютеров.
Кто использует 4 из 5 инструментов, займите место за оставшимися компьютерами.
Остальным предлагаю занять любые места. (коллеги рассаживаются по двое так, что один из них владеет компьютером лучше)
Кто в паре сел первым за компьютер, тот будет исполнять роль оппонента и будет искать отрицательные стороны использования ЦОР, второй- будет защитником. При необходимости используйте памятку работы с компьютером.
(После работы с ЦОРами идет коллективное обсуждение.)
Вывод: Таким образом, ЦОРы нам очень нужны,
В практике школы использовать должны.
Где же мы, учителя начальной школы, можем использовать ЦОРы? (в урочной и внеурочной деятельности)
11.
Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования ,но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.
Представляю вашему вниманию ПМК “Семейный наставник”(Слайд 13), который предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
12.
Работа коллег за компьютером.
Каждый ребенок по – своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его родители, педагоги захотят, чтобы этот талант реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Создавая презентации вместе с детьми, они, тем самым ,обучают их. (Слайд 14. Показ презентаций учеников 3 класса, созданных вместе с родителями)
Ресурсы Интернет помогут нам в воспитании и развитии творческих способностей детей.
Слайд 15. “Воспитательные возможности Интернета”.
13. Рефлексия
Наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с ЦОР, их видами, увидели слабые и сильные стороны. Надеюсь, вы заинтересовались этой проблемой. Ваши ощущения прошу выразить знаками. Я вижу много восклицательных знаков, и мне радостно, что вы приняли идею использования ЦОР. Многоточия, свидетельствуют о ваших сомнениях и размышлениях и, наверное, желании знать больше. Я вижу и вопросительные знаки, и это означает, что вам еще не все понятно. И это хорошо, у вас есть шанс самостоятельно изучить проблему. Желаю вам успехов!