Задачи:
- закреплять знания обучающихся о значении фразеологических единиц;
- способствовать формированию образности речи;
- воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
Подготовительная работа:
Дети получают задание подобрать фразеологические обороты по темам «Качества человека», «Фразеологизмы-синонимы», «Фразеологизмы-антонимы», фразеологизмы со словами «вода», «ветер», «части тела человека» и т.д., готовят приветствия соперникам, домашнее задание.
Ход внеклассного мероприятия
Учитель: «Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология – особый раздел лингвистической науки.
Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». А что говорит о фразеологизмах толковый словарь?» (Слайд 1-4)
Фразеологизмы делают нашу речь точной, яркой, образной. Многие из них имеют оценочное значение, поэтому наша задача – учиться умело пользоваться фразеологическими оборотами в повседневной речи и помнить о том, что «острый язык – дарование, длинный язык – наказание»
Сегодня на КВН прибыли сильнейшие команды знатоков фразеологизмов: «Риторики», «Фразеологи», «Знатоки».
Итак, мы начинаем КВН. (Презентация – Приложение 1, звучит музыка В. Шаинского)
1 конкурс «Приветствие команд»
Команда «Риториков»:
Своих соперников сегодня рады видеть.
И, чтобы слов на ветер не бросать,
Желаем им все конкурсы осилить,
А главное – победу одержать!
Команда «Фразеологи»:
«Риториков» и «Знатоков» мы уважаем,
На КВНе победить желаем!
Мы говорим всем с оптимизмом.
Вперед! Нас ждут фразеологизмы!
2 конкурс «Узнай фразеологизмы в тексте»
(Слайды 6–9)
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
Дед ворчит, что спать пора.
Закрывай тетради!
Занимался бы с утра,
А не на ночь глядя.
(А. Барто)
Э. Шим «Очень вредная крапива»
– Придет ранняя весна, я тебе из крапивы зеленых щей наварю. Знаешь каких?
– А каких?
– Пальчики оближешь!
3 конкурс «Фразеологизмы-синонимы. Значение»
(Слайды 10-14)
К указанным фразеологизмам подобрать синонимы, объяснить значение.
- два сапога – пара
- мухи не обидит
- яблоку негде упасть
4 конкурс «Фразеологизмы-антонимы. Значение»
(Слайды 15-17)
К перечисленным фразеологическим оборотам подобрать антонимы, указать их значение.
- кот наплакал
- засучив рукава
- душа в душу
5 конкурс «Замени одним словом»
(Слайд 18)
- считать ворон
точить лясы
лодыря гонять
- морочить голову
зарубить на носу
бить баклуши
- как курица лапой
кормить завтраками
в ежовых рукавицах
6 конкурс «Подпиши рисунок фразеологизмом»
(Слайд 19)
(смотреть сквозь пальцы, толочь воду в ступе, чучело гороховое)
7 конкурс «Конкурс капитанов»
(Слайд 20, звучит музыка)
Исправь ошибки:
- ждать у океана погоды (у моря)
- несолоно евши (хлебавши)
- кричать во всю Петровскую (Ивановскую)
8 конкурс «Конкурс болельщиков»
Дополни фразеологизм:
- палец о палец…
- работать в поте…
- без задних…
- семи пядей…
- не богу свечка…
- как с гуся…
- семь пятниц…
- намылить…
- душа в пятки…
- с гулькин…
- после дождика…
- море по …
- родился в…
- остаться с…
- тертый…
- как кошка…
- на воре и шапка…
- волосы…
- как в воду…
- водой не…
- держать язык за…
- у разбитого …
- смотреть правде…
- мороз по коже…
- бить…
- сидеть сложа…
- как снег на….
- как две капли…
- двух слов не
- днем с огнём…
- пиши…
- зарубить на …
- смотреть в …
- медвежья …
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
- Грабчикова Е.С. Фразеологический словарь - справочник русского языка. – Минск., 2002.
- Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка – М., 1987.