Внеклассное занятие по русскому языку. Фразеологический КВН (4-й класс)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Задачи:

  • закреплять знания обучающихся о значении фразеологических единиц;
  • способствовать формированию образности речи;
  • воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.

Подготовительная работа:

Дети получают задание подобрать фразеологические обороты по темам «Качества человека», «Фразеологизмы-синонимы», «Фразеологизмы-антонимы», фразеологизмы со словами «вода», «ветер», «части тела человека» и т.д., готовят приветствия соперникам, домашнее задание.

Ход внеклассного мероприятия 

Учитель: «Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения фразеология – особый раздел лингвистической науки.

Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». А что говорит о фразеологизмах толковый словарь?» (Слайд 1-4)

Фразеологизмы делают нашу речь точной, яркой, образной. Многие из них имеют оценочное значение, поэтому наша задача – учиться умело пользоваться фразеологическими оборотами в повседневной речи и помнить о том, что «острый язык – дарование, длинный язык – наказание»

Сегодня на КВН прибыли сильнейшие команды знатоков фразеологизмов: «Риторики», «Фразеологи», «Знатоки».

Итак, мы начинаем КВН. (Презентация – Приложение 1, звучит музыка В. Шаинского)

1 конкурс «Приветствие команд»

Команда «Риториков»:

Своих соперников сегодня рады видеть.
И, чтобы слов на ветер не бросать,
Желаем им все конкурсы осилить,
А главное – победу одержать!

Команда «Фразеологи»:

«Риториков» и «Знатоков» мы уважаем,
На КВНе победить желаем!
Мы говорим всем с оптимизмом.
Вперед! Нас ждут фразеологизмы!

2 конкурс «Узнай фразеологизмы в тексте»

(Слайды 6–9)

Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.

Дед ворчит, что спать пора.
Закрывай тетради!
Занимался бы с утра,
А не на ночь глядя.
(А. Барто)

Э. Шим «Очень вредная крапива»

– Придет ранняя весна, я тебе из крапивы зеленых щей наварю. Знаешь каких?
– А каких?
– Пальчики оближешь!

3 конкурс «Фразеологизмы-синонимы. Значение»

(Слайды 10-14)

К указанным фразеологизмам подобрать синонимы, объяснить значение.

  • два сапога – пара
  • мухи не обидит
  • яблоку негде упасть

4 конкурс «Фразеологизмы-антонимы. Значение»

(Слайды 15-17)

К перечисленным фразеологическим оборотам подобрать антонимы, указать их значение.

  • кот наплакал
  • засучив рукава
  • душа в душу

5 конкурс «Замени одним словом»

(Слайд 18)

  • считать ворон
    точить лясы
    лодыря гонять
  • морочить голову
    зарубить на носу
    бить баклуши
  • как курица лапой
    кормить завтраками
    в ежовых рукавицах

6 конкурс «Подпиши рисунок фразеологизмом»

(Слайд 19)

(смотреть сквозь пальцы, толочь воду в ступе, чучело гороховое)

7 конкурс «Конкурс капитанов»

(Слайд 20, звучит музыка)

Исправь ошибки:

  • ждать у океана погоды (у моря)
  • несолоно евши (хлебавши)
  • кричать во всю Петровскую (Ивановскую)

8 конкурс «Конкурс болельщиков»

Дополни фразеологизм:

  • палец о палец…
  • работать в поте…
  • без задних…
  • семи пядей…
  • не богу свечка…
  • как с гуся…
  • семь пятниц…
  • намылить…
  • душа в пятки…
  • с гулькин…
  • после дождика…
  • море по …
  • родился в…
  • остаться с…
  • тертый…
  • как кошка…
  • на воре и шапка…
  • волосы…
  • как в воду…
  • водой не…
  • держать язык за…
  • у разбитого …
  • смотреть правде…
  • мороз по коже…
  • бить…
  • сидеть сложа…
  • как снег на….
  • как две капли…
  • двух слов не
  • днем с огнём…
  • пиши…
  • зарубить на …
  • смотреть в …
  • медвежья …

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература:

  1. Грабчикова Е.С. Фразеологический словарь - справочник русского языка. – Минск., 2002.
  2. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка – М., 1987.