Цели: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных.
Оборудование: учебник по русскому языку Л.М. Зелениной и Т. Е. Хохловой (2 класс, 2 часть), орфографический словарик школьника «Пиши без ошибок» О. Д. Ушаковой, картинный словарь, таблицы со словарными словами, видеофильм ВВС «Царство русского медведя», карточки с текстом, карточки-помощники для работы со словарями (с указанием номеров страниц), карточки с индивидуальными заданиями, стихотворение «Словарь» Я. Козловского.
Ход урока
Организационный момент.
– Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, орфографический словарик, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Начинаем урок.
Актуализация знаний.
– Ответьте на вопросы, которые вам задаст ученик нашего класса. Сначала назовите слово целиком, а затем проговорите его по слогам. (Ученик выходит к доске и начинает словарную разминку.)
– Столица России. (Москва.)
– Домашнее животное, друг человека. (Собака.)
– Тарелка, чашка, блюдце одним словом. (Посуда.)
– Ребёнок женского пола. (Девочка.)
– Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.)
– Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.)
– Сильный холод. (Мороз.)
– Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.)
– Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.)
– Страна, в которой мы живём. (Россия.)
– Чем похожи все слова ответы? (Это всё словарные слова.)
– Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
– Тема урока – словарные слова.
– Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)
– А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит.)
– Расскажите алфавит по цепочке.
– Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса. (Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?)
Чистописание.
– Сегодня как всегда мы повторяем написание одной из букв русского языка.
– Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске.
Ястреб, пятнистый, ребята. (Во всех словах встретилась буква я.)
– Проговорите задание по чистописанию. Выполните его. (Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.)
– Расскажите про букву я. (Буква я - йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.)
– Напишите слова с буквой я.
– Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный?
(Парные звуки можно проверить
С помощью звуков других.
Если вы рядом поставите гласный –
Чётко услышите их.)
– Какая орфограмма во втором слове? Как проверить безударную гласную?
(Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно.
Чтоб развеять все сомненья
Гласный ставь под ударенье.)
– Что вы можете сказать про слово «ребята»? (Это слово словарное. Его написание надо запомнить.)
Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке я познакомлю вас с новыми словарными словами, а ваша задача запомнить их правильное написание. Первое словарное слово начинается с буквы, которую вы писали на минутке чистописания. Послушайте загадку:
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
– Что это? (Это язык.)
– Как же правильно пишется это слово? (Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.)
– В какой словарь будете смотреть сначала? (В словарь в конце учебника.)
– Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его.
– Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. (Безударная гласная я, её надо запомнить. Парный согласный к, проверочное слово «языки».)
– Подумайте, какое значение имеет слово «язык»? (Язык – орган вкуса в полости рта. Язык – металлический стержень у колокола. Язык пламени. Русский язык, иностранный язык, как средство общения людей. Язык – пленный, которого привели из разведки солдаты.)
– Что же это за слово? (Это многозначное слово.)
– Какие слова в русском языке называются многозначными? (Слова, у которых несколько разных значений.)
– Прочитайте слова, записанные на доске. Объясните пропущенные орфограммы.
языки пламя сухие др…ва л…зали к…стёр в
(Дрова – безударная гласная о, проверочное слово «много дров». Лизали – безударная гласная и. проверочное слово «лижет». Костёр – безударная гласная, проверочное слово подобрать нельзя, надо искать слово в словаре. В словаре учебника этого слова нет, надо посмотреть в орфографическом словарике школьника. Слово «костёр» пишется с безударной гласной о.)
– Составьте предложение с новым словарным словом, используя и те слова, которые записаны на доске. (Языки пламени лизали в костре сухие дрова.)
– Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте известные части речи.
Физкультминутка.
Продолжение объяснения нового материала.
– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Объясните их значение. Когда так говорят?
Держать язык за зубами, язык проглотишь, как корова языком слизала.
(Молчать, не болтать, не говорить лишнего. Очень вкусно. Что-то быстро и бесследно исчезло.)
– Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.)
– Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.)
– Запишите фразеологизм, в котором есть словарное слово, изученное ранее.
– С каким словарным словом вы выписали фразеологизм? (Со словом «корова».)
– Какие ещё словарные слова – названия животных вам знакомы? (Слова «ворона», «воробей», «сорока», «петух», «собака», «заяц».)
– Напишите в тетради названия детёнышей этих животных. При необходимости пользуйтесь словарями.
– Какие слова вы написали? (Воронёнок, воробьёнок, цыплёнок, телёнок, щенок, зайчонок.)
– Какое слово не нашли? (Нет слова «сорочонок».)
– Верно. Такого слова нет. Его употребляют только писатели в литературных произведениях.
– Сверьте правильность написания слов с их написанием на доске.
– А теперь познакомимся ещё с одним словарным словом – названием животного. Прочитайте загадку на доске.
В…л…кан в л…су ж…вёт,
Ест м…лину, любит мё….
(Великан в лесу живёт,
Ест малину, любит мёд.)
– Кто это? (Это медведь.)
– Как правильно пишется это слово? (Надо проверить по словарю.)
– Запишите это слово. Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. (Безударная гласная е, её надо запомнить, парный согласный д, проверочное слово «медведи», ь – показатель мягкости.)
– При проверке первой безударной гласной слово-помощник – «мёд». Медведь – мёд ведающий – знающий, где есть мёд.
– Подготовимся к письму по памяти загадки про медведя. Объясните написание пропущенных букв. («В лесу» - безударная гласная е, проверочное слово «лес». Слова «хозяин», «кабинет», «берлога» - словарные. Их написание надо проверить по словарю.)
– Учим загадку.
– Запишите эту загадку по памяти. Проверьте правильность друг у друга.
Закрепление изученного материала.
– Прочитайте текст на карточке.
Жили две сестры, очень ( ) похожие друг на друга. Однажды они проснулись рано ( ) и отправились в лес за ягодами. Зашли они далеко в чащу и вплотную ( ) столкнулись с медведицей, рядом с которой резвился медвежонок. Девочки испугались и быстро ( ) понеслись к дому. Так и вернулись они домой ни с чем ( ).
– Как его можно озаглавить? (Встреча в лесу, неожиданная встреча.)
– Что это за текст? Почему вы так считаете? (Это текст-повествование. В нём рассказывается о девочках, которые встретились в лесу с медведицей и медвежонком.)
– Какие слова, родственные словарному слову «медведь» в тексте встретились? (Слова «медведица» и «медвежонок».)
– Проговорите по слогам правильное написание этих слов.
– Из справочного материала выберите фразеологизмы, которыми можно заменить подчёркнутые слова, номера фразеологизмов вставьте в скобки.
Справочный материал:
- нос к носу
- как две капли воды
- что есть духу
- с пустыми руками
- ни свет, ни заря
– Прочитайте текст, который получился. Стал ли он более ярким?
Девочки не зря испугались. Медведицы – отличные мамы, они ревностно защищают своих детёнышей. Если заподозрят, что медвежонку кто-то угрожает, могут напасть на обидчика.
– Давайте посмотрим небольшой фрагмент из жизни медведей – очень интересных животных
Итог урока.
– Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя? (Это орфографический словарь.)
– В заключение урока послушайте стихотворение, которое подготовил ученик класса.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.