Цели урока: |
|
|
1 девочка |
Меня зовут Сима. Я учусь в 5-м классе. В этом году у нас новый предмет – история древнего мира. Она изучает страны и народы в далёком прошлом. Скоро будет урок повторения по Древнему Египту. Мне очень захотелось побывать в Египте, увидеть своими глазами пирамиды, жрецов, “живого бога”… И вот однажды, с помощью зеркала, я смогла побывать там, в царстве кривых зеркал – Египте. Я увидела себя в прошлом и звали меня… |
|
2 девочка (слайды 2) |
Да, да, Амис. Ведь это царство кривых зеркал. Как картинка из книжки старинной, |
|
1 девочка 2 девочка (слайд 3) |
Это стихи российского поэта Николая Гумилёва. Он побывал в Египте в начале ХХ века и, конечно, мог видеть верблюдов, которые в VII веке в страну завезли завоеватели-арабы. А вот в Древнем Египте верблюдов не было. Итак – Древний Египет. Кто из нас с самого детства не слышит слов: “Египет”, “египтяне”, “египетские иероглифы”, “египетские пирамиды”. Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну “Черной”, а себя — “людьми Черной (земли)”, по цвету плодородной почвы долины Нила. Еще в глубокой древности народы Аравийского полуострова, Передней Азии дали Египту своё название – Миср – “Населенное место, город”, так как их поразила населенность Египта и большое количество городов. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср. Слово же Египет происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса – Хикупта. В начале 1 тысячелетия до н.э., когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис. Его название греки и взяли за обозначение всей страны. Тема 3: Нил. Тема 9: География. (Слайды 4-6) |
|
1 девочка (слайд 7) |
В Египте первые образцы письменности появились между 3300 и 3100 годами до н.э. Египетская письменность известна под названием иероглифов. Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. Они верили, что искусство письменности было даровано им богом мудрости – богом Тотом. |
|
2 девочка |
Да. Верно, бог Тот научил египтян письму. А вот как сумели найти ключ к разгадке египетского письма? Давай спросим об этом учителя. |
|
Учитель (слайд 8) |
В 1789 году французская армия под командованием молодого генерала Наполеона Бонапарта находилась в Египте. В то время Египет принадлежал Турции. Франция начала войну с турками, чтобы захватить Египет и оттуда вторгнуться в Индию, которой владела Англия. Французские солдаты строили укрепления на берегу Средиземного моря, около посёлка Розетты. Вдруг лопата одного солдата ударилась о какой-то твёрдый предмет, лежащий в земле. “Не клад ли это?” – мелькнула заманчивая мысль. Ведь не раз во время земляных работ в Египте находили ценные вещи. Работа была продолжена, и вскоре из земли подняли большую чёрную плиту из базальта, высотой в метр, шириной в 75 см. Одну её сторону, гладко отполированную, сплошь покрывала надпись. Офицер, руководивший работами солдат, заинтересовался плитой. Ему часто приходилось видеть надписи, выполненные иероглифами. Но ничего подобного он ни разу не видел. Дело в том, что на плите вверху было 14 строк иероглифов, а в нижней части плиты шли 54 строки, написанные буквами греческого алфавита. “Значит, нижняя надпись греческая, – подумал офицер. – А что, если это перевод египетского текста? Ведь древнегреческий язык хорошо знают учёные, они смогут прочесть текст, и тогда станет известно, что написано иероглифами”. Офицер составил подробное описание находки и послал о ней донесение в Каир своему начальству. А затем туда отправили и саму плиту. По месту находки её стали называть “Розеттским камнем”. Впоследствии Розеттский камень был передан в Англию. Он и сейчас находится в Лондоне, в Британском музее. Вот так это было. Но вот как были прочтены египетские письмена спросите лучше у человека, которого называют первым Египтологом. |
|
Египтолог |
Я родился в 1790 году во Франции. Мой старший брат Жак был учёным-историком, он собирался поехать в Египет с экспедицией Бонапарта, но ему не удалось попасть в Египет. Однако интерес к этой стране, к её древней истории у нас не пропал. Особенно увлекался Египтом я. Мы жили с братом в Гренобле, когда туда приехал знаменитый французский физик Фурье. Несколько лет Фурье пробыл в Каире и привёз оттуда небольшую коллекцию египетских древностей, среди которых находились папирусы с надписями. Как загорелись мои глаза при виде египетских древностей! Как жадно слушал я рассказы Фурье! Мне было 11 лет и я сказал: “Я прочту иероглифы!” В 17 лет я стал членом Французской академии наук. Я знаю латынь, древнегреческий, арабский, древнееврейский, коптский, персидский и другие языки. Я изучил всё, что было написано о Египте. 14 сентября 1822 года я сделал самое выдающееся открытие в моей жизни. За него меня прозвали первым египтологом. Моё имя … Нолопмаш. |
|
1 девочка (слайд 9) |
Да, верно. Это имя человека, первого расшифровавшего египетские иероглифы. Назовите его. Тема 5: Великие учёные. Тема 2: Фараоны.(Слайды 10-11) |
|
2 девочка (слайд 12-13) |
А сейчас мы посетим Мемфис, древнюю столицу единого Египта. Как царственно в разрушенном Мемфисе, |
|
1 девочка (слайд 14) |
То вода ли шумит безмятежно Между мельничных тяжких колёс Или Апис мычит белоснежный, Окровавленный цепью из роз? И столетья затем не при мне ли Хороводы танцующих жриц Крокодилу хваления пели, Перед Ибисом падали ниц? |
|
Учитель |
Ребята, каких богов нам сейчас назвали? Тема 1: Животные и боги. Тема 6: Религия.(Слайды 15-18) |
|
1 девочка (слайд 19) |
Ой, смотри, там идёт войско. Давай послушаем, о чём поют воины. |
|
Воины (слайд 20) |
Это войско вернулось с
удачей, Тема 7: Военное дело.(Слайды 21-22) |
|
1 девочка (слайд 23) |
Смотри, пирамиды. Давай заглянем внутрь. |
|
2 девочка |
А ты разве не знаешь о проклятии фараонов? |
|
1 девочка |
О каком проклятии? Может нам об этом расскажет учитель? |
|
Учитель |
Я могу рассказать. Но нет ничего лучшего, чем свидетельство очевидца. Послушаем английского археолога Говарда Картера. |
|
Картер (слайды 24-26) |
Осенью 1922 года я обнаружил в Долине царей гробницу фараона Тутанхамона. 17 февраля 1923 года финансировавший экспедицию лорд Карнавон и я в присутствии нескольких приглашённых вскрыли усыпальницу. Кроме саркофага там находилось множество драгоценностей. В погребальной камере я наткнулся на глиняную табличку. На ней было написано: “Смерть сразит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона”. Шесть недель спустя 57-летний лорд Карнавон внезапно скончался, в момент его смерти во всём Каире на несколько часов погас свет, а в английском родовом имении лорда его любимый пёс завыл и рухнул замертво. На протяжении года совершенно внезапно умерли ещё пять человек, побывавших в гробнице. То же произошло и с двумя врачами-патологоанатомами, проводившими вскрытие мумии. Так родилась легенда о проклятии фараонов. |
|
Учитель (слайд 27) |
Кого последними увидели миндалевидные глаза фараона Тутанхамона (1361-1352), прежде чем закрыться навсегда? Учёные, исследовавшие мумию фараона, склоняются к версии о его насильственной смерти. Фараон умер в возрасте 18 лет – это необычайно ранняя смерть. А рентгеновские снимки головы мумии фараона показали, что кости черепа необычайно утончены в области уха. Это даёт основания полагать, что именно в это место был нанесён один или даже несколько ударов каким-то тупым предметом, скажем, деревянным молотком для гонга. Но он лишь оглушил его. Тогда последовал второй удар, роковой для фараона, который перед этим, похоже, был предусмотрительно одурманен наркотиками. Однако и тогда смертельно раненный Тутанхамон попытался подняться. Ему придавал силы выработавшийся у древних египтян рефлекс, связанный с поверьем, что жертва должна перед смертью обязательно увидеть своего убийцу, чтобы её призрак, расставшись с телесной оболочкой, неотступно преследовал мучителя. Итак, кого же увидел в последние мгновения своей жизни Тутанхамон? Жена Тутанхамона, 16-летняя Ахнесепаатон, искренне любила своего мужа. Одно из свидетельств тому – положенный ею в саркофаг покойного букет незабудок, который, пролежав там свыше 3 тыс. лет, предстал в сохранности перед восхищённым взором Говарда Картера и его коллег. И всё же любовь есть любовь, а политика есть политика. Ахнесепаатон была дочерью Эхнатона и Нефертити. После смерти Эхнатона и с воцарением Тутанхамона гражданская война двух религиозных направлений прекратилась, но восторжествовали приверженцы старой религии. Убийство Тутанхамона стало, по всей видимости, последней отчаянной попыткой сторонников Эхнатона заявить о себе, попытаться вернуть власть. |
|
1 девочка |
Да, мне что-то расхотелось лезть внутрь пирамиды. А вот живого фараона я бы посмотрела! |
|
2 девочка (слайд 28) |
О! Это не так просто. Хочешь знать, как попал к фараону один красноречивый поселянин? Так слушай! |
|
Автор |
Был человек по имени Хэвинануп. И была жена у него по имени Мерит. И вот говорит он своей жене: |
|
Поселянин |
Пойду-ка я в город, чтобы принести оттуда еды моим детям. Приготовь мне хлеба, да буду я жив этим в дороге! |
|
Автор |
Нагрузил Хэвинануп осла солью, добытой им со дна Солёного озера, битой птицей и шкурами пойманных в капканы пантер. С этими товарами он тронулся в путь. Узкая дорога шла вдоль Нила. Вот показалась усадьба богатого вельможи. Правитель усадьбы по имени Тхутинахт увидел осла с поклажей и подумал: |
|
Вельможа |
Какому бы богу помолиться, чтобы он помог мне завладеть этим имуществом! Эй, слуги! Принесите-ка из дома ткань, да поживее! |
|
Автор |
Ткань расстелили поперёк дороги. Тот конец, что был украшен бахромой, лёг на ячмень. А другой – упал в воду. |
|
Вельможа |
Остановись, поселянин! Разве ты наступишь на мою ткань? |
|
Поселянин |
Я сделаю то. Что ты пожелаешь: не наступлю. |
|
Вельможа |
Разве мой ячмень для тебя дорога? |
|
Поселянин |
Так где же мне пройти? Ведь ты загородил дорогу тканью. |
|
Автор |
Тут осёл схватил пучок ячменя. Именно этого и ждал Тхутинахт. |
|
Вельможа |
Вот я заберу твоего осла, поселянин, потому что он ест мой ячмень! Осёл пригодится мне: он будет топтать колосья при молотьбе.. |
|
Автор |
Так и поступил Тхутинахт: забрал осла, да ещё избил ограбленного бедняка веткой гибкого тамариска. Возвратившись домой, Хэвинануп с плачем рассказал жене о своём горе. Женщина закричала: |
|
Жена |
От слёз нет толка. Добивайся справедливости. Я слышала. Что нашим округом управляет богатый вельможа Ренси. Иди к нему! |
|
Автор |
Вот наступил час, когда Ренси вышел из ворот своего дома, чтобы сесть в ладью и плыть к самому фараону. Бросился поселянин к вельможе: |
|
Поселянин |
Начальник дома, господин мой. Руководитель всего того, что есть и чего нет! Ты –отец бедняка! Ты – защита того, у кого нет матери! Сделай так, чтобы я славил тебя! Вот я отягощён печалью, защити меня, вот я в беде! |
|
Ренси |
Воистину, поселянин, ты говоришь цветистым слогом!..Но стоит ли наказывать Тхутинахта за ничтожную горсть соли и за твоего осла! |
|
Автор |
И вот вельможа прибыл во дворец фараона. |
|
Ренси |
Мой господин! Ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира. А я знаю человека, который прекрасно говорит! |
|
Фараон |
Если ты хочешь видеть меня здоровым, доставь его сюда. |
|
Ренси |
Сам владыка Египта желает слушать твои жалобы! Говори. Не бойся – изысканная речь приятна сердцу его величества! |
|
Поселянин |
О великий из великих, ты уничтожаешь ложь и творишь истину! Не будь же слеп к тому, что видишь! Не будь глух к тому, что ты слышишь: накажи грабителя, защити пострадавшего! |
|
Автор |
Царь молча наслаждался красивой речью. Час за часом говорил Хэвинануп. Наконец его величество смилостивился и повелел отдать ограбленному бедняку осла с поклажей, а в придачу – и всё имущество Тхутинахта. Да свершится правосудие! |
|
1 девочка (слайд 30) |
Тема 11: Египетские женщины.(Слайд 29)Луна и Нил. По берегу, к пещерам, Тема 4: Иной мир.(Слайды 31-32) |
|
2 девочка |
Смотри, по Нилу кто-то плывёт в лодке. |
|
1 девочка (слайд 34) |
Давай послушаем, о чём они говорят. (Грамм. “Поучения Ахтоя”) Тема 8: Образование. Тема 10: Цифры.(Слайды 34-35) |
|
2 девочка (слайд 36) |
Сфинкс улёгся на страже
святыни, |
|
1 девочка |
Интересно, а что стало потом с этим могущественным государством? |
|
2 девочка |
Его завоевали ещё более могущественные соседи. Одним из них было государство Ассирия. |
|
Царь Ассаргадон |
Я – вождь земных царей и царь
Ассаргадон, |
|
Учитель |
Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов-учёных были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них. Например, мы делим год на 365 дней, как это делали египтяне. Мы знаем, что кроме звёзд есть планеты, которые меняют свое положение среди звёзд в зависимости от времени года, – это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмение Солнца и Луны. Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников. Наше слово “химия” происходит от арабского “кеми” – так арабы называли науку, которой они научились у египтян – жителей Чёрной земли, Кемет. Даже некоторые древнеегипетские имена в ходу у современных народов: Сусанна (в переводе – лотос), Таисия (Та-Исис – Земля богини Исиды), Онуфрий (О-Нофре – добрый, красивый), Сидор (Исидор – дар Исиды). Большая часть египетского наследия дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреям. |
Спектакль-игра "Путешествие в страну фараонов"
- Борис Марина Юрьевна, учитель истории, обществознания. экономики
Разделы: История и обществознание