Открытый урок чтения по теме "Как к нам приходит книга"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры. Формирование представления о труде людей, создающих книги.

Задачи урока:

  • развитие у учащихся мотивации к чтению;
  • воспитание уважения к книге.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Читать книги любят все. Маленькие дети с интересом слушают, когда им читают взрослые, а, научившись читать, они уже никогда не расстаются с книгами. Ведь книги помогают познать окружающий мир, узнать о давно прошедших временах, представить себе жизнь будущих поколений.

“Книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего”, – писал великий русский писатель Максим Горький.

– Слушая сказку, рассказ, повесть, рассматривая иллюстрации, у вас, ребята, наверное, возникает вопрос: какой путь прошла книга, сколько людей принимало участие в ее создании?

– Хотите об этом узнать? Тогда слушайте.

2. Как к нам приходит книга.

  1. – Ребята, как вы думаете, из чего делают книги? (Из бумаги).
  2. – А из чего делают бумагу? (Из дерева).

    Наша страна богата лесами, но это не значит, что их нужно уничтожать. Существуют специальные службы, которые следят за тем, чтобы не вырубить больше деревьев, чем это предусмотрено нормами.

    Лесорубы валят деревья, затем обрубывают с них ветки и очищенные стволы вывозят на склад. Там их распиливают на отдельные бревна, мощными кранами загружают в железнодорожные вагоны, которые повезут их на комбинат по производству бумаги.

    В некоторых районах нашей страны лес сплавляют по рекам.

  3. Нелегок труд писателя. Чтобы написать хорошую, интересную книгу, нужно много знать и уметь передать свои знания другим людям в виде сказок, стихотворений, рассказов, повестей и т.д.
  4. Многие детские книги выпускают с яркими, красочными иллюстрациями.
  5. – А кто создает эти иллюстрации? (Художники). Да, иллюстрации к книге создает художник, который должен хорошо знать и понимать содержание литературного произведения. А вот иллюстрации помогают читателям глубже вникнуть в содержание произведения, ярче представить образы его героев.

  6. –А что происходит прежде, чем книги отпечатают в типографии?
  7. Прежде чем книги отпечатают в типографии (на книжной фабрике), они попадают в издательство. Здесь рукопись писателя и иллюстрации художника издательские редакторы и корректоры подготовят к передаче на книжную фабрику. В нашей стране много специализированных издательств, в том числе такие, которые издают только детскую литературу.

    Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру.

    Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам и оттиск.

    Редактор – человек, который редактирует что-нибудь, специалист по редактированию.

    Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

  8. – Что происходит с подготовленными издательством рукописями?
  9. Подготовленные издательством рукописи попадают в наборный цех. Здесь на самых современных фотонаборных автоматах оператор подготовит фотонабор, т.е. изображение рукописного текста на фотопленке. Фотонаборные автоматы почти полностью заменили ручной и строкоотливной набор, о котором когда-то писал С.Я. Маршак:

    Она и строчки соберет,

    И отольет в пластинки.

    А ты работаешь, как тот,

    Кто пишет на машинке.

  10. Современная техника пришла на помощь и при изготовлении цветных иллюстраций. Оператор работает на одном из новейших электронных автоматов.
  11. А это печатный цех. В нем установлен целый ряд многосекционных печатных машин.
  12. В печатную машину закладывают подготовленную бумагу и специальные полиграфические краски, на каждой секции закрепляют металлические пластины с нанесенными ни них соответствующими текстами и иллюстрациями. В результате сложного технологического процесса, происходящего в машине, печатник через несколько секунд после включения получает цветное изображение.
  13. А это брошюровочно-переплетный цех. На одном из его участков отпечатанные листы сгибают в такой последовательности, чтобы страницы книги были расположены в соответствии с нумерацией. Эту работу выполняют машины, которые называются фальцевальными.
  14. Чтобы листы не рассыпались и не растерялись, их нужно скрепить друг с другом. На этих машинах подобранные листы одной книги сшивают и получают книжный блок. Для более прочного скрепления книги корешок блока намазывают клеем и просушивают. Готовый блок обрезают с трех сторон, чтобы все страницы имели одинаковые поля и размеры.
  15. Когда книжный блок готов, его вставляют в заранее подготовленный переплет и закрепляют. Вот уже книга и готова. Ее проверяют, упаковывают и отправляют на книжные склады, а оттуда – в книжные магазины.
  16. Как видите, ребята, книга, прежде, чем попасть к вам, проходит длинный и сложный путь. А как нужно обращаться с книгами? Все знают, что книжки надо беречь, аккуратно с ними обращаться, осторожно перелистывать, чтобы не порвались страницы. Но если вдруг с книгой случается беда, дети приходят ей на помощь: подклеивают обложку, оторванные страницы.
  17. – Как вы думаете, а всегда ли книги печатались?

Когда-то, давным-давно, книги не печатались, а писались и рисовались о руки. В то время книги были большой редкостью и ценились очень дорого. Потом люди придумали специальный станок, и книжки стали печатать.

Основателем книгопечатания в России был Иван Федоров, памятник которому установлен во Львове.

  1. Чтение стихотворения С. Маршака “Как печатали вашу книгу”.

3. Литературная страничка.

М. Гауфи

Мои книги

Я спросил себя однажды: одинок ли я?
Ведь всегда со мною книги – верные друзья.

Мне без книг не научиться, знаний не достать.
Только книги мне помогут человеком стать.

Отыскать помогут счастье, радостные дни:
Книги в жизнь меня выводят – мать, отец они.

Каждая стоит на полке, честно друга ждет.
В чудный мир раскрытой книги все доступен вход.

То расскажут о прекрасном, то дадут совет…
Так у нас проходят годы дружбы и бесед.

– С кем автор сравнивает книги? (С друзьями)

Загадки

Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас? (Книга)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (Книга)

Пословицы и поговорки

Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга не мед, а всякий берет.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Дом без книги, что без окон.
Книга мала, а ума придала.
Книга не говорит, а правду сказывает.

4. Подведение итогов.