Урок русского языка в 4-м классе по теме "Местоимение"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • сформировать общее понятие о местоимении
  • на основе характеристики местоимения определить отличие местоимения от других частей речи

Оборудование:

  • таблица,
  • алгоритм определения грамматических признаков местоимения,
  • раздаточный материал.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Определение темы урока.

Вывешивается таблица, на которой напечатаны предлоги, союзы, местоимения.

- На какие группы можно разбить эти слова? Выпишем эти слова по группам. Как в русском в языке называют предлоги, союзы, местоимения?

- Как вы думаете, какая часть речи среди них лишняя?

- Какую работу выполняют предлоги?

- Какую работу выполняют союзы?

- А какую работу будет выполнять местоимение?

- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

3. Определение грамматических признаков местоимения.

- Задайте вопрос своему соседу?

- Есть ли в вашем вопросе местоимение?

- На кого указывает местоимение ты?

- А как ответишь на вопрос?

- На что указывает местоимение я?

- Так какую работу выполняет местоимение?

- Послушайте сказку. Обратилось Имя существительное к Местоимению.

- Будьте любезны, займите на время мое место. Я уже всем глаза намозолило.

Так Имена существительные вместо себя оставляют заменителей.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как образовано слово местоимение?

Игровой момент.

- Какое местоимение может загордиться и считать себя самым главным?

- Какие местоимения любят за другими все замечать?

- Какие местоимения всегда вежливы?

- А какое желает быть со всеми вместе?

- А как в русском языке называют эти местоимения?

- Можно ли эти местоимения разбить на группы?

- Прослушайте стихотворения, определите, на месте каких частей речи употреблены местоимения.

Утром - так заведено
Разомкнешь ресницы
И к тебе войдет оно
Розовой жар птицей.

А стемнеет - он придет
Тоненький смущенный
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.

Срок прошел - плывет она
В пелене тумана
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна.

- Какие местоимения употребили?

- Какие слова они заменили?

- Какой вывод можно сделать?

Работа с текстом. Заменить в тексте существительные местоимениями.

У кого гнездо лучше?

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у королька. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой стружкой.

Проверка текста. Каким членом предложения являются местоимения?

4. Самостоятельная работа.

- Посчитайте сколько в стихотворении местоимений выпишите их.

Я пошел гулять в лесок
Потерял свой башмачок
Я нашел его у пня
Он скучал там без меня.

- Какой вывод можно сделать?

(По ходу всей работы на уроке на доске вывешиваются грамматические признаки местоимения).

Местоимение - часть речи.
Указывает на лицо.
Заменяет существительное.
Личные местоимения.
3.л. ед. число, указывает на род.
Подлежащим.
Просклонять.

 5. Рефлексия.

- Что нового мы узнали о местоимении?

- За что бы вы могли себя похвалить на уроке?