Цель:
- сформировать общее понятие о местоимении
- на основе характеристики местоимения определить отличие местоимения от других частей речи
Оборудование:
- таблица,
- алгоритм определения грамматических признаков местоимения,
- раздаточный материал.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Определение темы урока.
Вывешивается таблица, на которой напечатаны предлоги, союзы, местоимения.
- На какие группы можно разбить эти слова? Выпишем эти слова по группам. Как в русском в языке называют предлоги, союзы, местоимения?
- Как вы думаете, какая часть речи среди них лишняя?
- Какую работу выполняют предлоги?
- Какую работу выполняют союзы?
- А какую работу будет выполнять местоимение?
- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
3. Определение грамматических признаков местоимения.
- Задайте вопрос своему соседу?
- Есть ли в вашем вопросе местоимение?
- На кого указывает местоимение ты?
- А как ответишь на вопрос?
- На что указывает местоимение я?
- Так какую работу выполняет местоимение?
- Послушайте сказку. Обратилось Имя существительное к Местоимению.
- Будьте любезны, займите на время мое место. Я уже всем глаза намозолило.
Так Имена существительные вместо себя оставляют заменителей.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Как образовано слово местоимение?
Игровой момент.
- Какое местоимение может загордиться и считать себя самым главным?
- Какие местоимения любят за другими все замечать?
- Какие местоимения всегда вежливы?
- А какое желает быть со всеми вместе?
- А как в русском языке называют эти местоимения?
- Можно ли эти местоимения разбить на группы?
- Прослушайте стихотворения, определите, на месте каких частей речи употреблены местоимения.
Утром - так заведено
Разомкнешь ресницы
И к тебе войдет оно
Розовой жар птицей.А стемнеет - он придет
Тоненький смущенный
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.Срок прошел - плывет она
В пелене тумана
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна.
- Какие местоимения употребили?
- Какие слова они заменили?
- Какой вывод можно сделать?
Работа с текстом. Заменить в тексте существительные местоимениями.
У кого гнездо лучше?
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у королька. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой стружкой.
Проверка текста. Каким членом предложения являются местоимения?
4. Самостоятельная работа.
- Посчитайте сколько в стихотворении местоимений выпишите их.
Я пошел гулять в лесок
Потерял свой башмачок
Я нашел его у пня
Он скучал там без меня.
- Какой вывод можно сделать?
(По ходу всей работы на уроке на доске вывешиваются грамматические признаки местоимения).
Местоимение - часть речи. Указывает на лицо. Заменяет существительное. Личные местоимения. 3.л. ед. число, указывает на род. Подлежащим. Просклонять.
5. Рефлексия.
- Что нового мы узнали о местоимении?
- За что бы вы могли себя похвалить на уроке?