Незнающие пусть научатся, а
Знающие вспомнят еще раз.
Афоризм
Образовательные цели курса:
Формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики, развитие навыков теоретического мышления и творческого поиска.
Основные задачи:
- Расширение и углубление знаний по физике
- Систематизация методов решения задач, более широкое использование математического аппарата.
- Знакомство с оригинальными методами решения задач.
- Развитие умения моделировать и творчески мыслить
- Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
Организация оценивания учащихся:
- Учитель проводит диагностику достижений учащихся по результатам выполнения заданий по степени самостоятельности решения задач, по активности участия в работе группе, по представлению полученного результата (свой метод решения задач)
- Использует систему самооценки и взаимооценки учащихся.
- Итоговый зачет проводится на самостоятельное определение метода и получение дополнительного результата при решении задач.
Учебно- методический план
Форма занятий: краткое изложение учителем сути конкретного метода и приемов решения задач; его применение, самостоятельная работа в группах
( в парах сменного состава, обобщение знаний).
Предполагаемая продолжительность занятия 2 часа.
Содержание.
№ | Тема | Кол-во часов |
Содержание | Литература (см. библио-графию) |
1. | Метод софизмов и парадоксов | 2 | 1.Понятие софизма и парадокса. 2.Демонстрационный эксперимент «Гидростатический парадокс» 3.Решение задач по механике. |
[10] стр.146-153 |
2. | Графический способ решения задач. | 6 | 1.Метод графической оценки. 2.Метод динамических рисунков. 3. Графический метод в кинематике |
[10] стр.89-90, 95-98 [7] |
3. | Метод обратимости и зеркальных отображений. | 2 | 1.Понятие обратимости. 2.Примеры обратимости в разделах физики. 3.Примеры решения задач. |
[10] стр.21-25 |
4. | Векторный способ решения задач | 2 | 1.Повторение правила действия с векторами. 2.Их применение в решении задач по кинематике. |
[1] |
5. | Метод рационального выбора системы отсчета | 2 | 1.Показать целесообразность выбора системы отсчета на примере решения конкретных задач. | [9] |
6. | Метод виртуальных перемещений. | 2 | 1.Знакомство с основными принципами механики и путями описания процессов. 2.Формулировка принципа виртуальных перемещений. 3.Применение принципа для решения задач. |
[10] стр.30-36 |
7. | Использование принципа условий равновесия твердого тела. | 4 | 1.Условие равновесия тела не имеющих оси вращения и их применение для решения задач. 2.Понятие центра масс твердого тела. 3.Теорема о движении центра масс |
[10] стр.25-29 |
8. | Использование закона сохранения | 2 | 1.Роль законов сохранения в процессе познания физических форм движения материи 2.Закон сохранения импульса и его применение для решения задач 3.Закон сохранения энергии и его применение к решению задач. |
[10] стр.42 |
9. | Математические методы исследования функции при решении физических задач | 2 | 1.Математические способы исследования квадратичной функции. 2.Решение задач на определение наибольшего (наименьшего) значения физических величин использовать свойства квадратичной функции |
[10] стр.126-132 |
10. | Методы расчета электрических цепей. | 8 | 1.Знамомство с правилами Кирхгофа и их применение для решения задач. 2.Метод потенциальных узлов. 3.Метод расчета эквивалентных схем. 4.Метод расчета параметров больших систем. |
[10] стр.60-63 стр.75-76 |
11. | Зачетное занятие (групповое) | 2 | Презентация задачи: метод, которого не определен; защита целесообразно выбранного метода. | [10] стр.154-157 |
Критерии оценки по курсу:
Балл | |
Самооценка |
|
Взаимооценка |
|
Оценка учителя |
|
Средний балл |
Карта: 0 баллов < 70 %;
1 балл посещены все занятия, но пассивны;
2 балл активное участие в работе курса;
3 балла объем выполнен полностью, представили презентацию задачи.
Библиография
- Александров Д, «Векторные уравнения в кинематике» журнал «Квант» № 2 1991г., стр. 59
- Бодик В.А. Стрешинский И.Я. «О графическом способе решения некоторых физических задач», журнал «Квант» №4, 1987г., стр. 49.
- Дамингер В.А. «О некоторых приемах реализаций связей, математика - физика», журнал «Физика в школе» № 2, 2003 г., стр. 28.
- Зильберман А.Р. «Расчет электрических цепей» журнал «Квант» № 8 1989 г., стр. 58.
- Зильберман А.Р. « Статика» журнал «Квант» № 2 1989 г., стр. 62.
- Каплунович И.Я., Калина Т. В «Учет индивидуальных особенностей пространственного мышления школьников при решении задач» журнал «Физика в школе» № 1, 2002 г.
- МукушевБ.А. « Метод графических оценок» «Квант» № 12 1989 г., стр. 52.
- Черноуцан А.И. «Кинематические связи в задачах динамики» журнал «Квант» № 2 1988 г., стр. 57.
- Черноуцан А.И. «Система отсчета в задачах механики», журнал «Квант» № 2, 1990 г., стр. 62.
- Шапиро А.И., Бодик В.А. «Оригинальные методы решения физических задач», Пособие для учителя. – Киев-Магистр -3, 1996г.