Элективный курс "Оригинальные методы решения задач по физике"

Разделы: Физика


Незнающие пусть научатся, а
Знающие вспомнят еще раз.
Афоризм

Образовательные цели курса:

 Формирование интереса и познавательной мотивации при  обучении физики, развитие навыков теоретического мышления и творческого поиска.

Основные задачи:

  • Расширение и углубление знаний по физике
  • Систематизация методов решения задач, более широкое использование математического аппарата.
  • Знакомство  с оригинальными методами решения задач.
  • Развитие умения моделировать и творчески мыслить
  • Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.

Организация оценивания учащихся:

  • Учитель проводит диагностику достижений учащихся по результатам выполнения заданий по степени самостоятельности решения задач, по активности участия в работе группе, по представлению полученного результата  (свой метод решения задач)
  • Использует систему самооценки и взаимооценки учащихся.
  • Итоговый зачет проводится на самостоятельное определение метода и получение дополнительного результата при решении задач.

Учебно- методический план

Форма занятий: краткое изложение учителем сути конкретного метода и приемов решения задач; его применение, самостоятельная работа в группах ( в парах сменного состава, обобщение знаний).
Предполагаемая продолжительность занятия 2 часа.

Содержание.

Тема Кол-во
часов
Содержание Литература
(см. библио-графию)
1. Метод софизмов  и парадоксов 2 1.Понятие софизма и парадокса.
2.Демонстрационный эксперимент «Гидростатический парадокс»
3.Решение задач по механике.
[10]
стр.146-153
2. Графический способ решения задач. 6 1.Метод графической оценки.
2.Метод динамических рисунков.
3. Графический метод в кинематике
     [10]
стр.89-90,
95-98
[7]
3. Метод обратимости и зеркальных отображений. 2 1.Понятие обратимости.
2.Примеры обратимости в разделах физики.
3.Примеры решения задач.
[10]
стр.21-25
4. Векторный способ решения задач 2 1.Повторение правила действия с векторами.
2.Их применение в решении задач по кинематике.
[1]
5. Метод рационального выбора системы отсчета 2 1.Показать целесообразность выбора системы отсчета на примере решения конкретных задач. [9]
6. Метод виртуальных перемещений. 2 1.Знакомство с основными принципами механики и путями описания процессов.
2.Формулировка принципа виртуальных перемещений.
3.Применение принципа для решения задач.
[10]
стр.30-36
7. Использование принципа условий равновесия твердого тела. 4 1.Условие равновесия тела не имеющих оси вращения и их применение для решения задач.
2.Понятие центра масс твердого тела.
3.Теорема о движении центра масс
[10]
стр.25-29
8. Использование закона сохранения 2 1.Роль законов сохранения в процессе познания физических форм движения материи
2.Закон сохранения импульса и его применение для решения задач
3.Закон сохранения энергии и его применение к решению задач.
[10]
стр.42
9. Математические методы исследования функции при решении физических задач 2 1.Математические способы исследования квадратичной функции.
2.Решение задач на определение наибольшего (наименьшего) значения физических величин использовать свойства квадратичной функции
[10]
стр.126-132
10. Методы расчета электрических цепей. 8 1.Знамомство с правилами Кирхгофа и их применение для решения задач.
2.Метод потенциальных узлов.
3.Метод расчета эквивалентных схем.
4.Метод расчета параметров больших систем.
[10]
стр.60-63

  стр.75-76
стр.119-122

11. Зачетное занятие (групповое) 2 Презентация задачи: метод, которого не определен; защита целесообразно выбранного метода. [10]
стр.154-157

Критерии оценки по курсу:

   Балл

Самооценка

 

Взаимооценка

 

Оценка учителя

 

Средний балл

 

Карта:  0 баллов < 70 %;
1 балл посещены все занятия, но пассивны;
2 балл активное участие в работе курса;
3 балла объем выполнен полностью, представили презентацию задачи.

Библиография

  1. Александров Д, «Векторные уравнения в кинематике» журнал «Квант» № 2 1991г., стр. 59
  2. Бодик В.А. Стрешинский И.Я. «О графическом способе решения некоторых физических задач», журнал «Квант» №4, 1987г., стр. 49.
  3. Дамингер В.А. «О некоторых приемах реализаций связей, математика - физика», журнал «Физика в школе» № 2, 2003 г., стр. 28.
  4. Зильберман А.Р. «Расчет электрических цепей» журнал «Квант» № 8 1989 г., стр. 58.
  5. Зильберман А.Р. « Статика» журнал «Квант» № 2 1989 г., стр. 62.
  6. Каплунович И.Я., Калина Т. В «Учет индивидуальных особенностей пространственного мышления школьников при решении задач» журнал «Физика в школе» № 1, 2002 г.
  7. МукушевБ.А. « Метод графических оценок» «Квант» № 12 1989 г., стр. 52.
  8. Черноуцан А.И. «Кинематические связи в задачах динамики» журнал «Квант» № 2 1988 г., стр. 57.
  9. Черноуцан А.И. «Система отсчета в задачах механики», журнал «Квант» № 2, 1990 г., стр. 62.
  10. Шапиро А.И., Бодик В.А. «Оригинальные методы решения физических задач», Пособие для учителя. – Киев-Магистр -3, 1996г.
Приложение