Повторно-обобщающий урок по теме "Тепловые явления" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Образовательные цели урока:

  • Формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики;
  • Развитие навыков теоретического мышления;
  • Творческого поиска;
  • Совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач;
  • Развитие коммуникативных способностей.

Основные задачи:

  • Расширение и углубление знаний по физике
  • Систематизация темы, более широкое использование математического аппарата.
  • Развитие образного мышления.
  • Развитие умения моделировать и творчески мыслить
  • Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мульти - видео проектор;
  • презентация (приложение 1)

Ход урока

Учитель: Что такое внутренняя энергия?
Ученик: Это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело
Учитель: Назовите способы изменения внутренней энергии
Ученик: совершения работы, теплопередача
Учитель: Перечислите виды теплопередачи
Ученик: теплопроводность; конвекция; излучение
Учитель: Что такое теплопроводность?
Ученик: Это передача энергии от более нагретых участков тела менее нагретым
Учитель: Приведите примеры теплопроводности
Учитель: Что такое конвекция?
Ученик: Это передача энергии струями жидкости и газа
Учитель: Дайте, пожалуйста, определение излучения
Ученик: Это передача энергии в безвоздушном пространстве.

 Задачи (качественные):

  1. Почему снег, покрытый сажей или грязью тает быстрее, чем чистый?
  2. Почему на зиму ставят двойные рамы?
  3. Почему алюминиевая кружка с чаем обжигает губы, а фарфоровая нет.
  4. Какого цвета следует носить одежду зимой, летом. Почему?
  5. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?
  6. Почему пушинка, находящаяся над горящей свечой быстро поднимается вверх?

Учитель: Расчет количества теплоты

При повторении основных физических процессов ребята заполняют таблицу

Физический процесс Физическая величина Обозначение Единица измерения
Количество теплоты      
Нагревание (охлаждение)      
Плавление (отвердевание)      
Парообразование (конденсация)      
Сгорание топлива      

Учитель: Продолжите следующие фразы:
Количество теплоты это …………
Обозначается………………………
Единица измерения ……………….
Учитель: Назовите процессы, рассматриваемые при изучении темы «Тепловые явления»
Учитель: Продолжите следующие фразы:
Формула расчета количества теплоты при нагревании…………………………
Величина, характеризующая процесс нагревания (охлаждения) ………………
Удельная теплоемкость вещества показывает……………………………………
Обозначается……………………………………………………………………….
Единица измерения ……………………………………………………………….
Формула расчета количества теплоты при плавлении ………………………….
Величина, характеризующая процесс плавления ……………………………….
Удельная теплота плавления вещества показывает……………………………..
Обозначается……………………………………………………………………….
Единица измерения ………………………………………………………………..
Аналогичные вопросы относительно процессов: парообразования; сгорания топлива.

Учитель: Рассмотрим график зависимости температуры от времени

Вопросы к графику:

  1. Какие процессы происходят с веществом?
  2. Какое это вещество?
  3. На каких участках энергия:

а) поглощается (АВ, ВС, СД, ДЕ)
б) выделяется (ЕМ, МN, NK)

  1. В каком состоянии находится вещество в
  • Точке 1 (твердом и жидком)
  • Точке 2 (жидком)
  • Точке 3 (твердом)
  • Точке 4 (жидком и газообразном)

Самостоятельная работа «Проверь себя» выполняется на 2варианта индивидуальные задания (приложение 2)

Пример решение задачи
Сколько нужно сжечь сухих дров, чтобы расплавить 2 кг льда, взятого при температуре -100С и обратить в пар.

Анализ решения задачи
Решение задачи

Подведение итогов