Урок математики в 4-м классе по программе Л.Г. Петерсон "Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника"

Разделы: Начальная школа


ПРЕДМЕТ - Математика (Л.Г. Петерсон)

КЛАСС - 4

ТЕМА УРОКА  - Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника.

ТИП УРОКА - ОНЗ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Ознакомить со способом нахождения площади прямоугольного треугольника на основе умения находить площадь прямоугольника.
  • Развивать навыки анализа и решения составных геометрических задач.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение выполнять действия над именованными числами.
  • Способствовать развитию математических способностей, логического мышления, математической речи учащихся.
  • Воспитывать доброту, взаимовыручку, способность к сопереживанию.

ТЕХНОЛОГИИ:

  • ИКТ
  • Проблемное обучение.
  • Дифференцированное обучение.
  • Системно-деятельностная педагогика (Л.Г.Петерсон).
  • Здоровьесберегающая технология.
  • Игровая технология.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Словесный: приобретение и закрепление теоретических знаний.
  • Наглядный: развитие наблюдательности, внимания, интереса.
  • Самостоятельной работы: развитие навыков самостоятельной работы.
  • Практический: развитие практических умений.
  • Деятельностный: самостоятельный поиск решения новой проблемы.
  • Метод разноуровневой работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Компьютер.
  • Экран.
  • Проектор.
  • Тема урока.
  • Слайды.
  • Разноцветные прямоугольники на каждого ученика для практической работы.
  • Шарики с ответами к самостоятельной работе для зрительной гимнастики.
  • Игрушка кота.
  • Магнитофон, кассета с записью песни "Вместе весело шагать".

ЭТАПЫ УРОКА.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения детей к взаимопомощи.

Организация учебного процесса на этапе I.

- Ребята. Запишите в тетрадях число, классная работа. (стук в дверь) Слайд 1.

- Да, конечно, Илюша, но почему ты опоздал?

Двойка: Ха-ха-ха! И не найдешь! Помнишь двойку за геометрическую задачу? Это я. И я не отдам тебе Адмирала до тех пор, пока ты не докажешь, что умеешь решать геометрические задачи. А заданий будет много:

- Ну что ты, Илюша! Разве ребята нашего класса бросали кого-нибудь в беде?! Мы с удовольствием поможем тебе вернуть Адмирала. Правда, ребята? А ты занимай свое место и будь на уроке внимательным.

Ученик: (входит)

- Извините, можно войти?

- У меня пропал мой кот Адмирал, мой друг. Я везде искал его, звал, но его нет нигде.

- Что же мне теперь делать? Неужели я никогда не смогу вернуть друга?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цели:

  • повторить изученные геометрические понятия;
  • закрепить умение находить известные геометрические величины;
  • формировать вычислительные навыки;
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний для нахождения площади прямоугольного треугольника.

Организация учебного процесса на этапе II.

Презентация.

- Ну что ж, Двойка, ребята готовы. Давай свои задания.

(фронтальная работа)

Слайды 2,3

Двойка: - Решите задачи устно. Объясните свое решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с этими заданиями.

Двойка: - Да это просто очень легкие задачки. А вот эту попробуйте.

Слайд 4.

- Давайте проанализируем задачу. Что нам известно? Что необходимо найти?

(Рядом с задачей ставится большой вопросительный знак)

а)

Р кв.=а*4

12*4=48 (дм)

S кв.=а*а

12*12=144 (дм?)

б) Для того, чтобы найти площадь квадрата, надо найти длину стороны квадрата.

А кв. = Р кв. : 4 56:4=14 (см)-а

14*14=168 (см?)-S

в) Чтобы найти периметр прямоугольника, надо найти его длину.

А пр. = S : в

77 : 7=11 (м)

Р пр. = (а+в)*2

(11+7)*2=36 (м)

г) Чтобы найти площадь фигуры, надо из площади большого прямоугольника вычесть площадь маленького.

13*6-4*3=66 (см?)

д) Радиус окружности равен половине диаметра.

38 : 2 = 19 (дм)

- В четверти окружности диаметром 16 см вписан прямоугольник АВСD. Диагональ делит его на два треугольника. Нам надо найти площадь одного треугольника. Но мы не знаем, как находить площадь треугольника.

Постановка цели деятельности.

Цель: определить тему и цель нашего урока.

Организация учебного процесса на этапе III.

- Чему нам надо научиться, чтобы решить эту задачу?

- Посмотрите внимательно на чертеж, площадь какого треугольника нам надо найти?

- С помощью чего мы находим площади геометрических фигур?

- Определите цели нашего урока.

- Правильно. Итак, тема нашего урока: "Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника" Слайд 5.

- Научиться находить площадь треугольника?

- Прямоугольного.

- С помощью формул.

- Вывести формулу прямоугольного треугольника и с ее помощью решить задачу.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цели:

  • организовать практическую работу с целью нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • зафиксировать новые знания в виде формулы.

Организация учебного процесса на этапе IV.

- У вас на столах разноцветные прямоугольники. Возьмите их. Измерьте длины сторон прямоугольника и найдите его площадь. Запишите в тетради формулу и вычисления.

- Проведите диагональ в ваших прямоугольниках. Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что вы получили?

- Как называются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?

- Как называется сторона, лежащая напротив прямого угла?

Слайд 6.

- Что вы можете сказать об этих треугольниках?

- Как вы догадались?

- Мы нашли площадь прямоугольника. Знаем, что диагональ разделила его на два одинаковых треугольника. Как же найти площадь каждого из этих треугольников?

- Запишите формулу.

- Чему равна площадь прямоугольника? Подставьте в нашу формулу. Запишите новый вид формулы.

- Чем являются стороны прямоугольника в треугольнике?

- Проговорите полученную формулу словами.

- Обведите формулу в рамочку и запомните ее.

А=12 см, в=8см.

S пр. = а*в

12*8 = 96 см?

- Два прямоугольных треугольника.

- Катеты.

- Гипотенуза.

- Они равны.

- Сравнили методом наложения.

- Надо площадь прямоугольника разделить на 2.

Sпр.тр.= Sпр. : 2

Sпр.тр.=а*в : 2

- Катетами.

- Площадь пр. тр. равна половине произведения длин его катетов.

Физкультминутка.

Цели: предупредить утомляемость, повысить работоспособность и активизировать мыслительную деятельность детей.

(физкультминутка проводится под песню "Вместе весело шагать")

Первичное закрепление с проговариванием.

Цель: зафиксировать во внешней речи и письменно способ нахождения площади прямоугольного треугольника.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Мы с вами вывели формулу площади прямоугольного треугольника. Но, чтобы решить задачу, предложенную нам Двойкой, без ошибки, мы должны потренироваться. Составьте задачи по их условию и решите. Слайд 7.

(условие составляется коллективно, устно. В тетради записывается формула и решение задачи)

 

 

 

 

 

- Молодцы! Вы хорошо запомнили новый материал. А теперь вернемся к нашей задаче. Начертите от руки схематично условие задачи и решите ее. (Решение по действиям по цепочке) Слайд 8.

а) Катеты прямо угольного треугольника равны 16 см и 11 см. Чему равна площадь?

16*11 : 2 =88 (см?)

в) Длина одного катета пр. тр. равна 14 дм, что на 6 дм больше длины второго катета. Найти площадь пр. тр.

14*(14-6) :2=56см?

1)16 :2=8 (см)-R

2)8-3=5 (см)-в

3)8-2=6 (см)-а

4)5*6 :2=15 (см?)S

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

  • проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки;
  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Организация учебного процесса на этапеVII.

1. Самостоятельная работа. Слайд 9.

- Ну что, Двойка, мы справились с твоим заданием. Отпускай Адмирала.

Двойка: - Все вместе вы хорошо справились. А вот что ваши ребята будут делать, когда им придется решать самостоятельно, особенно Илья?

- Я думаю, все ребята прекрасно справятся и с этим твоим заданием.

Двойка: - Те ребята, у кого были прямоугольники желтого цвета, должны решить задачу №29б на с. 70 учебника. Те, у кого были прямоугольники красного цвета, решают задачу, условие которой записано на доске.

(разноуровневая работа)

(в тетрадях записывается только решение)

2. Зрительная разминка.

- Найдите в классе шарики с правильным ответом и прикрепите их к доске. (по классу развешены шарики с написанными на них правильными и неправильными ответами)

3. Самопроверка по эталону. Слайд 10.

- У кого ответы совпали? Поставьте себе "5".

- У кого другие ответы, поставьте "?".Сравните с образцом решения на доске и найдите свои ошибки. Исправьте их.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно выполняют задание.

2 ученика находят шарики с правильными ответами к их вариантам задач.

Дети выполняют самопроверку.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • закрепить навык решения составных геометрических задач с включением нового знания;
  • совершенствовать умение выполнять действия над именованными числами.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

Двойка: - Вы и с этим справились. А теперь посмотрим, как вы знаете уже изученный материал. Решите задачу.

Слайд 11.

"Сумма длин катетов пр. тр. равна 27 см, причем длина одного катета больше длины второго на 5 см. Найдите площадь этого пр. тр." (коллективно-индивидуальная работа)

Двойка: А теперь вспомните соотношение между единицами длины и площади и решите №32а, д, е на с.71. (соревнование по рядам)

Анализ и алгоритм решения коллективный, решение самостоятельное.

Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

  • зафиксировать достижение поставленных целей;
  • оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе IX.

Двойка: Мои задания закончились. Ваша дружба и знания победили меня. Можешь забрать своего кота, Илья, но впредь будь внимательным и не получай больше двоек.

(Двойка уходит, Илья выбегает и вытаскивает кота из корзинки)

- Вы очень хорошо сегодня потрудились. А что нового вы узнали? Как найти площадь прямоугольного треугольника?

- Что вам понравилось на уроке? Довольны ли вы своей работой? У кого были затруднения? В чем они проявлялись? Что надо предпринять, чтобы эти затруднения исчезли?

- Но самое главное, вы на уроке помогли своему другу найти его любимца, не оставили друга в беде. Слайд 12.

 

 

 

 

Ответы детей.