Цели и задачи урока: ввод новой физической величины, используя проблемный эксперимент, выявление зависимости давления от веса тела и величины приложенной силы, развитие умений делать выводы, обобщать, выделять главное.
Эпиграф урока: "Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешься" Народная пословица.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация "Давление", приложение.
Ход урока
Этап мотивации и постановки учебной проблемы.
Урок начинается с обсуждения проблемных вопросов.
Как вы думаете одинаковы ли у мальчиков вес тела?
Одинаковой ли силой давят мальчики на снег?
Почему же результат действия силы разный?
Вывод:
Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения, а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный?
У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода - снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.
Этап актуализации знаний, необходимых для усвоения нового материала.
Работа с систематизирующими, обобщающими таблицами. Объяснение по опорному конспекту:
F = m g g = 9,8 Н/кг
P = F / S
1 Н/м2 = 1 ПА Паскаль
Этап объяснения нового материала.
Даны серии вопросов, которые направляют мысль учащихся к новым теоретическим выводам.
Все соприкасающиеся тела давят друг на друга или, как принято говорить, действуют друг на друга силой давления.
Сила, которая оказывает давление на какую-либо поверхность, называется силой давления.
Как направлена сила давления? Перпендикулярно поверхности.
Значит, результат действия силы на поверхность зависит не только от ее величины, направления , точки приложения, но и от площади опоры давящего тела. Учащиеся делают вывод: в зависимости от площади поверхности, одна и та же сила, которая давит на поверхность, может оказывать разное давление.
Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость?
Почему заостренные предметы / иглы, зубы, клыки, когти, жала, ножи / очень хорошо колют и режут?
Значит, давление - это физическая величина, которая равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
За единицу давления в системе Си принят 1Па=1Н/1 м2;
1 Па - это такое давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхнотси1 м2.
Производные единицы: 1 кПа=1000 Па;
1МПа= 1000000 Па; 1 гПа=100Па;
Этап закрепления нового материала:
Для чего нужно уменьшать давление? Опишите способы увеличения давления.
Организуется проблемно, в ходе эвристической беседы.
Ребята сами сделают вывод: Чем больше площадь опоры, тем меньше давление.
Этап обобщения и систематизации знаний на основе практической работы.
Опыт №1.
Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры.
Что у них общего?
Чем они отличаются?
Поставьте их основанием на песок.
Какой цилиндр погрузился в песок глубже?
Почему?
Вывод: чем :::: вес тела, тем давление больше
Опыт №2.
Возьмите два стальных цилиндра.
Что у них общего?
Один поставьте на парту на основание, а второй- на бок.
Где площадь соприкосновения больше?
Один поставьте в песок на основание, а другой- на бок.
Какой цилиндр погрузился глубже?
Вывод: чем площадь ::::., тем давление меньше.
Этап обобщения и систематизация материала. Контроль усвоения.
Тестовые задания, качественные вопросы.
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности:
А. :умножить на площадь поверхности.
Б. : разделить на площадь поверхности.
В. :разделить на массу тела
Вам даны два кирпича. Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было максимальным?
Каким образом человек, стоящий на полу, может быстро удвоить свое давление на пол
Для чего при вытаскивании гвоздей из доски подкладывают под клещи железную полоску или дощечку.
Домашнее задание.
Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка - с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.