Давление твердых тел
Цели и задачи урока: ввод новой физической величины, используя проблемный эксперимент, выявление зависимости давления от веса тела и величины приложенной силы, развитие умений делать выводы, обобщать, выделять главное.
Эпиграф урока: "Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешься" Народная пословица.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация "Давление", приложение.
Ход урока
Этап мотивации и постановки учебной проблемы.
Урок начинается с обсуждения проблемных вопросов.
-
Как вы думаете одинаковы ли у мальчиков вес тела?
-
Одинаковой ли силой давят мальчики на снег?
-
Почему же результат действия силы разный?

Вывод:
Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения, а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный?
У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода - снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.
Этап актуализации знаний, необходимых для усвоения нового материала.
Работа с систематизирующими, обобщающими таблицами. Объяснение по опорному конспекту:

F = m g g = 9,8 Н/кг
P = F / S
1 Н/м2 = 1 ПА Паскаль
Этап объяснения нового материала.
Даны серии вопросов, которые направляют мысль учащихся к новым теоретическим выводам.
Все соприкасающиеся тела давят друг на друга или, как принято говорить, действуют друг на друга силой давления.
Сила, которая оказывает давление на какую-либо поверхность, называется силой давления.
Как направлена сила давления? Перпендикулярно поверхности.

Значит, результат действия силы на поверхность зависит не только от ее величины, направления , точки приложения, но и от площади опоры давящего тела. Учащиеся делают вывод: в зависимости от площади поверхности, одна и та же сила, которая давит на поверхность, может оказывать разное давление.
Как от площади поверхности зависит результат, прямая или обратная зависимость?
Почему заостренные предметы / иглы, зубы, клыки, когти, жала, ножи / очень хорошо колют и режут?
Значит, давление - это физическая величина, которая равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
За единицу давления в системе Си принят 1Па=1Н/1 м2;
1 Па - это такое давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхнотси1 м2.
Производные единицы: 1 кПа=1000 Па;
1МПа= 1000000 Па; 1 гПа=100Па;
Этап закрепления нового материала:
Для чего нужно уменьшать давление? Опишите способы увеличения давления.
Организуется проблемно, в ходе эвристической беседы.
Ребята сами сделают вывод: Чем больше площадь опоры, тем меньше давление.
Этап обобщения и систематизации знаний на основе практической работы.
Опыт №1.
Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры.
-
Что у них общего?
-
Чем они отличаются?
-
Поставьте их основанием на песок.
-
Какой цилиндр погрузился в песок глубже?
-
Почему?
Вывод: чем :::: вес тела, тем давление больше
Опыт №2.
Возьмите два стальных цилиндра.
-
Что у них общего?
-
Один поставьте на парту на основание, а второй- на бок.
-
Где площадь соприкосновения больше?
-
Один поставьте в песок на основание, а другой- на бок.
-
Какой цилиндр погрузился глубже?
-
Вывод: чем площадь ::::., тем давление меньше.
Этап обобщения и систематизация материала. Контроль усвоения.
Тестовые задания, качественные вопросы.
-
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности:
А. :умножить на площадь поверхности.
Б. : разделить на площадь поверхности.
В. :разделить на массу тела
-
Вам даны два кирпича. Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было максимальным?
-
Каким образом человек, стоящий на полу, может быстро удвоить свое давление на пол
-
Для чего при вытаскивании гвоздей из доски подкладывают под клещи железную полоску или дощечку.
Домашнее задание.
Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка - с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги.