Пояснительная записка
Настоящая программа разработана для преподавания декоративно-прикладного искусства в детских учреждениях VIII вида учащимся 5-9-х классов разновозрастной группы и может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ VIII вида к самостоятельной жизни.
Программа составлена на один год и рассчитана на 60 часов при условии реализации 2 часа в неделю.
При составлении программы учитывались наиболее ценные традиции русской художественной росписи по дереву (хохломская, городецкая, северодвинская), а также гордость и достояние г. Новокузнецка - Кузнецкая матрешка и традиционные пасхальные писанки.
Цель программы: содействовать становлению и развитию личности ребенка с отклонениями в развитии на национальной основе, заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития его творчества, познакомить воспитанников с наследием художественной росписи, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу.
Обучение умственно отсталого ребенка способом полезного проведения досуга, в данном случае обучение различным художественным техникам, - позволяет решить следующие задачи:
- расширить объем знаний воспитанников об окружающем мире и пробудить творческие качества личности;
- научить приемам работы с различными материалами, росписью в народных, традиционных стилях;
- формировать правильные эмоционально- социальные навыки в процессе творческой деятельности;
- корригировать нарушения психофизических функций посредством творческих занятий;
- развивать наблюдательность, фантазию, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Занятия прикладным искусством способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, конструктивное мышление, творческое воображение; развитию художественного вкуса; развитию умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников 5,6 классов.
Должны знать'.
- элементарные средства выразительности рисунка (композиционное решение на листе, применение разнообразных техник различными материалами, цветовое сочетание);
- отличительные признаки видов известных росписей по дереву.
Должны уметь:
- выявлять связь художественного образа вещи с
ее практическим значением.
Основные требования к знаниям и умениям
воспитанников 7-9 кл
Должны знать:
композиций.
Должны уметь:
Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.
Тематический план (5-6-х класс)
Литература
- Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества [Текст] : учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова ; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой,- Ростов н/Д ; Феникс. 2006, — 347с, ; ил, — (Высшее образование). 18ВМ 5-222-09485-5
- Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
- Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
- Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
- Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.