Краткосрочная модифицированная программа "Искусство росписи по дереву" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для преподавания декоративно-прикладного искусства в детских учреждениях VIII вида учащимся 5-9-х классов разновозрастной группы и может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ VIII вида к самостоятельной жизни.

Программа составлена на один год и рассчитана на 60 часов при условии реализации 2 часа в неделю.

При составлении программы учитывались наиболее ценные традиции русской художественной росписи по дереву (хохломская, городецкая, северодвинская), а также гордость и достояние г. Новокузнецка - Кузнецкая матрешка и традиционные пасхальные писанки.

Цель программы: содействовать становлению и развитию личности ребенка с отклонениями в развитии на национальной основе, заложить основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития его творчества, познакомить воспитанников с наследием художественной росписи, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу.

Обучение умственно отсталого ребенка способом полезного проведения досуга, в данном случае обучение различным художественным техникам, - позволяет решить следующие задачи:

  • расширить объем знаний воспитанников об окружающем мире и пробудить творческие качества личности;
  • научить приемам работы с различными материалами, росписью в народных, традиционных стилях;
  • формировать правильные эмоционально- социальные навыки в процессе творческой деятельности;
  • корригировать нарушения психофизических функций посредством творческих занятий;
  • развивать наблюдательность, фантазию, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Занятия прикладным искусством способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, конструктивное мышление, творческое воображение; развитию художественного вкуса; развитию умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников 5,6 классов.

Должны знать'.

  • элементарные средства выразительности рисунка (композиционное решение на листе, применение разнообразных техник различными материалами, цветовое сочетание);
  • отличительные признаки видов известных росписей по дереву.

Должны уметь:

  • пользоваться схемами построения рисунка;
  • анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;
  • владеть техническими приемами кистевой росписи;

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением.
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников 7-9 кл

Должны знать:

  • элементарные средства выразительности рисунка;
  • отличительные признаки видов известных народных росписей по дереву;
  • отличительные особенности кистевых росписей, традиционных
    композиций.

Должны уметь:

  • пользоваться схемами построения рисунка;
  • самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки;
  • анализировать изображаемые предметы, их конструктивное строение;
  • стилизовать людей, животных, птиц в техниках известных народных росписей по дереву;
  • выполнять орнамент в определенной технике;
  • создавать собственные композиции;
  • выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением;
  • воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;
  • отражать в рисунках единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;
  • реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

Проведение итоговых выставок стимулирует дальнейшую работу детей в декоративном творчестве и желание дальнейшего изучения приемов декоративно-прикладного искусства.

Тематический план (5-6-х класс)

Литература

  1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества [Текст] : учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова ; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой,- Ростов н/Д ; Феникс. 2006, — 347с, ; ил, — (Высшее образование). 18ВМ 5-222-09485-5
  2. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
  3. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
  4. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
  5. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.