Цель:
- Образовательная обобщить знания учащихся о нахождении площадей и объемов; формировать умение применять полученные знания при решении задач.
- Развивающая – формирование умений применять приемы обобщения.
- Воспитательная – воспитание познавательного интереса к изучению материалов, увлеченности ими.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент(2 мин)
2. Повторение ранее изученного материала по теме «Многоугольники. Площади многоугольников»
Цель этого этапа: проверить знания обучающихся по теме «Многоугольники. Площади многоугольников».
Отгадайте зашифрованное слово, решив задачу на нахождение площади многоугольника.
Время для решения 7 мин, необходимо представить полное решение, оцениваются первые 5 учащихся, справившиеся с заданием.
1 | 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. и 7. Решите задачу: Дан квадрат со стороной 2 см. Найдите площадь квадрата.
Е-6 А-4 Р-3 О-8
2. Решите задачу: Дан прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см. Найдите площадь прямоугольника.
А -15 П-20 Е - 9 Ф-1
3. Решите задачу: Дана трапеция со сторонами оснований 4 см и 10 см, высотой 4 см. Найдите площадь трапеции.
Р-26 А-30 О-28 М-18
4. Решите задачу: Дан ромб с диагоналями 8 см и 6 см. Найдите площадь ромба.
А-23 Ф-24 П-14 Н-48
5. Решите задачу. Дан равнобедренный прямоугольный треугольник с катетом 6 см. Найдите площадь треугольника.
Н-16 П-17 Е-18 О-20
6. Решите задачу: Дан равносторонний треугольник со стороной 8 см. Найдите площадь треугольника.
Н -15 М-16 С-20 О-18
Подводим итоги решения.
а | п |
о |
ф |
е |
м |
а |
3. Изучение нового материала (50 мин)
Мы приступаем к изучению новой темы. Вы познакомитесь с различными единицами объема и отношениями между ними, узнаете формулы для вычисления площадей поверхности и объемов.
Объем тела – это количественная мера части пространства, которое заключает это тело.
Основные свойства объема:
- Объем любого тела положительное число.
- Объемы равных тел равны.
- Если какое- то тело состоит из нескольких других непересекающихся тел, то объем этого тела равен сумме объемов составляющих его тел.
Единицы измерения:
- Стандартные: кубический метр – м3, кубический сантиметр – см3, литр, миллилитр.
- Нестандартные: ведро – 12,3 литра, штоф - ведра, галлон – 4 литра, баррель – 160 литров, бушель – 35 дм3.
Составим таблицу для решения задач на нахождение объемов и площадей поверхности.
См. приложение.
4. Первичное закрепление материала
Заполните таблицы по следующим данным.
1. Дан куб.
№ п/п |
а |
dосн |
d |
Sосн |
Sбок |
Sпол |
V |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
9 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
100 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
216 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
1000 |
2. Дан прямоугольный параллелепипед
№ п/п |
а |
b |
c |
dосн |
d |
Sосн |
Sбок |
Sпол |
V |
1 |
3 |
4 |
12 |
|
|
|
|
|
|
2 |
5 |
12 |
|
|
|
|
|
|
600 |
3 |
4 |
|
|
|
|
12 |
|
|
60 |
4 |
|
5 |
|
|
|
20 |
|
|
120 |
5 |
|
6 |
8 |
|
|
24 |
|
|
|
3. Дана правильная треугольная призма
№ п/п |
а |
h |
r |
R |
Sосн |
V |
1 |
6 |
8 |
|
|
|
|
2 |
|
6 |
|
|
4 |
|
3 |
|
|
|
|
5 |
|
4 |
8 |
|
|
|
|
80 |
5 |
|
|
|
|
36 |
216 |
4. Дана правильная четырехугольная призма.
№ п/п |
а |
h |
r |
R |
Sосн |
Sбок |
Sпол |
V |
1 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
6 |
|
|
16 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
25 |
|
|
250 |
4 |
|
|
|
|
64 |
|
|
96 |
5 |
|
|
|
|
36 |
120 |
|
|
5. Дана правильная шестиугольная призма.
№ п/п |
а |
h |
r |
R |
Sосн |
Sбок |
Sпол |
V |
1 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
5 |
|
|
|
90 |
|
|
3 |
|
|
|
|
16 |
|
|
96 |
4 |
|
|
|
|
25 |
|
|
200 |
5 |
|
|
|
|
144 |
|
|
1440 |
6. Дана правильная четырехугольная пирамида.
№ п/п |
а |
h |
r |
R |
Sосн |
V |
1 |
4 |
3 |
|
|
|
|
2 |
|
5 |
1 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
36 |
36 |
4 |
|
6 |
|
|
|
18 |
5 |
|
|
4 |
|
|
192 |
Домашнее задание п.38, п.40 уч. Смирнова И.М. Смирнов В.А. «Геометрия». Решить задачи №7, 10,11 стр. 149