Объемы и площади поверхности многогранников

Разделы: Математика


Цель:  

  • Образовательная  обобщить знания учащихся о нахождении площадей и объемов; формировать умение применять полученные знания при решении задач.
  • Развивающая – формирование умений применять приемы обобщения.
  • Воспитательная – воспитание  познавательного интереса к изучению материалов, увлеченности ими.  

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично-поисковый.

Ход урока

1. Организационный момент(2 мин)

2. Повторение ранее изученного материала  по теме «Многоугольники. Площади многоугольников»

Цель этого этапа: проверить знания обучающихся по теме «Многоугольники. Площади многоугольников».

Отгадайте зашифрованное слово, решив задачу  на нахождение площади многоугольника.

Время для решения 7 мин, необходимо представить полное решение, оцениваются   первые 5 учащихся, справившиеся с заданием.

 1

1. и 7. Решите задачу: Дан квадрат со стороной 2 см. Найдите площадь квадрата.

Е-6       А-4     Р-3       О-8

2. Решите задачу: Дан прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см. Найдите площадь прямоугольника.

А -15     П-20    Е - 9       Ф-1

3. Решите задачу: Дана трапеция со сторонами оснований 4 см и 10 см, высотой 4 см. Найдите площадь  трапеции.

Р-26     А-30  О-28     М-18

4. Решите задачу: Дан ромб с диагоналями 8 см и 6 см. Найдите площадь ромба.

А-23    Ф-24    П-14     Н-48

5. Решите задачу. Дан равнобедренный прямоугольный треугольник с катетом 6 см. Найдите  площадь треугольника.

Н-16     П-17    Е-18      О-20

6. Решите задачу: Дан равносторонний треугольник со стороной  8 см. Найдите площадь треугольника.

Н -15   М-16   С-20     О-18

Подводим итоги решения.

а

п

о

ф

е

м

а

 

3. Изучение нового материала (50 мин)  

Мы приступаем к изучению новой темы. Вы познакомитесь с различными  единицами объема и отношениями между ними, узнаете формулы для вычисления площадей поверхности и объемов.

Объем тела – это количественная мера части пространства, которое заключает это тело.
Основные свойства объема:

  1. Объем любого тела положительное число.
  2. Объемы равных тел равны.
  3. Если какое- то тело состоит из нескольких других непересекающихся тел, то объем этого тела равен сумме объемов составляющих его тел.

Единицы измерения:

  • Стандартные: кубический метр – м3, кубический сантиметр – см3, литр, миллилитр.
  • Нестандартные:  ведро – 12,3 литра,  штоф - ведра,  галлон – 4 литра,  баррель – 160 литров, бушель – 35 дм3.

Составим таблицу для решения задач на нахождение объемов и площадей поверхности.

См. приложение.

4. Первичное закрепление материала

Заполните таблицы по следующим данным.

1. Дан куб.                                                              

№ п/п

а

dосн

d

Sосн

Sбок

Sпол

V

1

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

9

 

 

 

3

 

 

 

 

100

 

 

4

 

 

 

 

 

216

 

5

 

 

 

 

 

 

1000

2. Дан прямоугольный параллелепипед

№ п/п

а

b

c

dосн

d

Sосн

Sбок

Sпол

V

1

3

4

12

 

 

 

 

 

 

2

5

12

 

 

 

 

 

 

600

3

4

 

 

 

 

12

 

 

60

4

 

5

 

 

 

20

 

 

120

5

 

6

8

 

 

24

 

 

 

3. Дана правильная треугольная призма

№ п/п

а

h

r

R

Sосн

V

1

6

8

 

 

 

 

2

 

6

 

 

4

 

3

 

 

 

 

5

4

8

 

 

 

 

80

5

 

 

 

 

36

216

4. Дана правильная четырехугольная призма.

№ п/п

а

h

r

R

Sосн

Sбок

Sпол

V

1

2

5

 

 

 

 

 

 

2

 

6

 

 

16

 

 

 

3

 

 

 

 

25

 

 

250

4

 

 

 

 

64

 

 

96

5

 

 

 

 

36

120

 

 

5. Дана правильная шестиугольная призма.

№ п/п

а

h

r

R

Sосн

Sбок

Sпол

V

1

2

4

 

 

 

 

 

 

2

 

5

 

 

 

90

 

 

3

 

 

 

 

16

 

 

96

4

 

 

 

 

25

 

 

200

5

 

 

 

 

144

 

 

1440

6. Дана правильная четырехугольная  пирамида.

№ п/п

а

h

r

R

Sосн

V

1

4

3

 

 

 

 

2

 

5

1

 

 

 

3

 

 

 

 

36

36

4

 

6

 

 

 

18

5

 

 

4

 

 

192

Домашнее задание п.38, п.40 уч. Смирнова И.М. Смирнов В.А. «Геометрия». Решить задачи №7, 10,11 стр. 149