Цели:
- Обобщить знания детей о натуральном ряде чисел, его записи и свойствах.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Формировать умение правильного написания изученных цифр.
- Воспитывать культуру общения детей в группах.
Оборудование:
- Сказка "Золушка";
- Учебник: И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина Математика 1 класс, 2ч.
- 2 больших рисунка Золушки (в рабочем и бальном платье);
- 5 рисунков тыкв разного размера;
- Игрушки пирамидки (по 1-ой на парту);
- Набор цифр на магнитах от 1-9;
- Таблички: название темы урока, свойства, 4 ряда натуральных чисел (3 в неправильном порядке)
- 5 конвертов с заданием для групп (наборы цифр, натуральный ряд цифр);
- Образцы цифр: 2, 3, 8;
- Числовой веер у каждого ребенка;
Ход урока
1. Организационный момент.
-Сядьте так, чтобы я видела, что вы готовы к уроку.
2. Актуализация знаний.
- Сегодняшний урок я начну со сказки. Послушайте отрывок и узнайте сказку.
(Чтение вступление сказки "Золушка)
-Что это за сказка? (Золушка)
- Вспомните тот момент, когда Мачеха с родными дочерьми поехала на бал и строго настрого наказала Золушке привести все в порядок и выполнить за ее дочек задание по математике!
- Давайте, ребята, поможем Золушке, навести порядок, выполнить задания по математике и тогда она сможет попасть на бал.
(Прикрепить картину Золушки в рабочем платье на доску)
- А как вы понимаете слово порядок?
- Золушке нужно навести порядок в пирамидках, поработайте в парах, соберите колечки по порядку.
Проверка: Покажите, как вы собрали.
- В каком порядке вы собирали колечки?
(В порядке уменьшения)
- Вспомните, чем была карета для Золушки?
-Посмотрите на доску. Как среди тыкв навести порядок?
(1 ученик расставляет тыквы в порядке увеличения, 2 - в порядке уменьшения)
- Вы правильно навели порядок в игрушках, но порядок бывает и в математике.
3. Формулировка темы и целей урока.
Самостоятельная работа.
- Откройте учебник с.14, №28, возьмите ручки.
- Узнайте, сколько этажей в каждом доме? Напишите в клетках над домами.
Проверка: Сколько этажей в:
- 1 доме? (3)
- во 2? (1)
- в 3? (9)
- в 4? (6)
- в 5? (4)
- в 6? (7)
- в 7? (2)
- в 8? (5)
- в 9? (8)
По ходу ответов выставляются карточки с соответствующими цифрами.
3 1 9 6 4 7 2 5 8
- Числа расположены по порядку? Подчеркните ответ ДА или НЕТ в учебнике.
- Какой ответ вы подчеркнули?
- Давайте наведем порядок и среди чисел?
- Как предлагаете навести порядок?
(Расположить числа в порядке увеличения и записать в учебнике)
- Как записали?
Поменять карточки с цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Как называется такой ряд чисел?
- Кто уже догадался, какая тема урока?
Прикрепляется табличка: "Натуральный ряд чисел"
- Сегодня на уроке нам надо установить свойства натурального ряда чисел.
Прикрепить табличку: "Свойства"
4. Работа по теме урока.
- Посмотрите на доску, Какой ряд чисел является натуральным рядом чисел?
(Выбрать из 4-х рядов)
- Почему?
- Молодцы. Вы правильно объяснили и назвали свойства натурального ряда чисел. Золушка очень рада.
- С какого числа начинается натуральный ряд чисел?
Прикрепляется табличка: "Начинается с 1"
- Повторим хором.
- Как расположены числа в натуральном ряду чисел. На сколько следующее число больше предыдущего?
Табличка: "Увеличивается на 1"
Хором.
- Что обозначает многоточие в конце?
Табличка: ": Обозначает"
Хором
- А кто может назвать числа дальше?
- А записать? Кто сможет, запишите.
- Молодцы. Вы хорошо поработали, навели порядок, Золушка очень довольна вами. А теперь можем отдохнуть.
Физ. минутка.
1. Игра "Будь внимателен"
- Я называю натуральный ряд чисел, если ошибусь, хлопните в ладоши.
1.2 : 3,: 5, 6, : 8: 10
2. - Сколько треугольников зеленых, столько сделаем наклонов (4)
- Присядем, столько раз, сколько кругов у нас. (3)
3. Проследить за секундной стрелкой до определенной цифры и хлопнуть в ладоши.
Закрепление.
- Золушка желает убедиться в том, что все дети знают порядок в натуральном ряду чисел.
Работа с числовым веером.
- Какое число стоит на 7 месте?
- Какое число предшествует числу 7?
- Какое число следует за числом 7?
- Какое число стоит между числами 1и3?
- Какое число стоит справа от 8?
- Какое число стоит слева от 6?
- На сколько предшествующее число меньше последующего?
- Какое число является началом натурального ряда чисел?
- Какое число завершает натуральный ряд чисел?
- Золушка очень рада, что вы хорошо знаете порядок в натуральном ряду чисел.
Минутка чистописания.
- Мы изучаем порядок чисел в натуральном ряду чисел, а какие знаки есть, для обозначения чисел на письме? (Цифры)
- Золушке важно, чтобы вы красиво написали цифры, но сначала нужно угадать их.
(Табличка со звездочкой)
- Какие это могут быть цифры? (2, 3,8)
Выставить образцы цифр.
- Напишите в порядке увеличения, каждую цифру 3 раза.
- А теперь проверим. Какая цифра первая? За ней? Последняя? Проверка с доски. Подчеркнуть самую красивую цифру.
Работа в группах
- А сейчас предлагаю поработать в группах. Мачеха оставила для Золушки задания в конвертах.
1гр. Берет конверт, который стоит пятым по счету.
2гр. Берет конверт, который стоит между 1 и 3.
3гр. Берет конверт, который стоит слева от 4.
4гр. Берет конверт, который стоит справа от 1.
5гр. Остался один конверт, каким он стоял по счету? Что значит быть первым в математике?
- Откройте конверты. Найдите ошибки в записи, восстановите натуральный ряд чисел.
1:,3:,5:,7:,9:
:2:,4:,6:,8:
1,2:,4,5:7,8:
1, 2, 7, 4, 5, 6, 3, 8, 9, :
:2:4:6:8:
Ученики прикрепляют карточки своих групп на доску с соответствующими цифрами.
- Как можно назвать записи, которые получились у каждой группы? (Натуральный ряд чисел)
Итог урока.
- Какая была тема урока?
- Какие свойства натурального ряда чисел узнали?
Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, справились со всеми заданиями, во всем помогли Золушке, и теперь она сможет она попасть на бал.
(Смена Золушки в бальном платье)