Повторительно-обобщающий урок по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"

Разделы: Физика


Цели урока: Проверить и скорректировать знания учащихся по основным вопросам изученной темы; Сформировать умения планировать и проводить простейший эксперимент по исследованию свойств физических объектов, объяснять результаты эксперимента, применять полученные знания практике. Урок представлен в виде презентации.

Сам урок проводится в виде сказки, где ребят вместе с её героями ждут приключения. Выполнение учащимися ряда заданий помогает героям выйти из затруднительных ситуаций.

Оборудование и материалы: Мел, кристаллики марганцовки, пробирка, флакон духов, кусочек ваты, пробирка с кристаллами перманганата калия, мензурка с водой, лист бумаги, стеклянная трубка, 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, свеча, яблоко, спички, стекло, песок.

Сценарий урока

Вступительное слово

Сегодня на уроке нас ждет приключение. Получила, письмо от вашего ровесника Сережи ему требуется помощь, Змей Горыныч похитил его сестру, вот на её поиски мы и отправимся. Но путешествие не простое, а физическое, нам с вами потребуется вспомнить все, что мы знаем о строении вещества. Вы готовы? Тогда в путь!

Слушаем его историю.

Одна обыкновенная семья жила на горушке. В приличной избушке. (кадр 3)

И было у них двое детишек Сережка и Маришка. (кадр4)

Жили они счастливо. Детки учились в школе в 7 классе. Родители работали (кадр5)

Возвращались ребята как-то со школы, обсуждая планы на выходные. (кадр 6)

Вдруг небо покрыли черные тучи, поднялся сильный ветер подхватив Маринку и унес в неизвестном направлении. (кадр 7)

Сережа как любящий брат отправился на поиски сестры.

Шел лесами, шел полями, но на след сестры никак не мог напасть. (кадр 8)

Долго шел Сережа и увидел, необыкновенные деревья обратился к ним: «Не вида ли они его сестру?»

Деревья ему ответили: «Помоги, нам и мы поможем тебе».

А чем я могу вам помочь?»

У нас все листики перепутались, развесь на одно дерево листики ,где указаны физические тела, на другое только вещества. (кадр 9)

Солнце, капля воды, масло, оловянная палочка, часы, керамическая кружка, вода, стол, деревянная линейка, стол, бензин, стекло, книга, железо, медный брусок, чайник, ртуть. (кадр 10)

Поблагодарили деревья Сережу. Открыли ему тайну, что его сестру похитил Змей Горыныч и указали дорогу. (кадр 11)

Только вышел мальчик на дорогу не успел сделать и несколько шагов, как перед ним мышонок. ПОМОГИ! «Лиса за мной гонится, я не могу физические явления по группам распределить, она меня съест. Сережа, помоги». (кадр 12)

Едет машина, горит свет, спеют яблоки, греет обогреватель, тает снег, падает мяч, работает плойка, плывут гуси, чирикают воробьи, работает телевизор, каркает ворона, плывет лодка, светит солнце. (кадр 13)

Отправился Сережа дальше в путь. Шел долго лесами, полями и оказался возле непреодолимого ущелья. Как пройти?

Вдруг откуда не возьмись Старичок-Боровичек. Покажу тебе секретную тропинку, если перечислишь все положения строении вещества и ответишь на несколько вопросов. (кадр 14).

Поможем ребята Сереже, что бы узнать тайную тропку. (кадр 15)

  1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешней стороне цилиндра. Чем это можно объяснить?
  1. Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли при этом промежутки между частицами резины?
  1. Одинаковы ли объем и состав молекул холодной и горячей воды?
  1. Как можно ускорить диффузию в твердых телах?
  1. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
  1. Что общего между склеиванием бумаги и паянием металлических изделий?
  1. В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот?

Ответы впишите в таблицу, начертив её в тетради (кадр 16)

Следующая встреча по трудной дороги поиска произошла с волшебником, который обещал указать дорогу к Змею, а в замен попросил показать и объяснить волшебные опыты. (кадр 17)

Наблюдение делимости вещества.

Цель работы: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.

Выполнение работы.

  1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? Опишите ваши наблюдения.
  2. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
  3. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.
  4. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.
  5. Сделайте вывод: (кадр 18)

Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.

Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.

Приборы и материалы:

  • флакон духов,
  • кусочек ваты,
  • пробирка с кристаллами перманганата калия,
  • мензурка с водой,
  • лист бумаги,
  • стеклянная трубка.

Выполнение работы.

  1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.
  2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.
  3. Сделайте вывод: ( кадр 19)

Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.

Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Приборы и материалы:

  • 2 стакана с водой,
  • 2 пакетика чая

Выполнение работы.

  1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема в один холодную, в другой горячую.
  2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
  3. Наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.
  4. Сделайте вывод:

(Опыт проводит один ученик на демонстрационном столе). (кадр 20)

Наблюдение взаимодействия частиц вещества.

Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.

Выполнение работы.

  1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?
  2. натри стекло свечой. Накапай на него несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
  3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
  4. Сделайте вывод: ( кадр 21)

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! УДАЧИ ВАМ! (кадр 22)

Вот на горизонте и показался замок Змея. Сам Змей вышел навстречу отважному брату. Похвалил его за стойкий характер, а еще больше за знания по физике, но возвращать Маришку не спешил. Решил испытания сам устроить. (кадр 23)

  1. На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку?
  2. С разных концов медного провода длиной в тысячу километров парочка физиков отколупнула по одной молекуле меди. Чем отличаются эти молекулы?
  3. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
  4. Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокентий нарочно прикладывал к штанам, сами не держаться – приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли, что уже не отдерешь?

Почему семиклассник Петя, за которым гоняется мама с веником, не может сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину? (кадр 24)

Ну, молодцы!

Физику вы знаете.

Возвращаю Маришку. А Сереже и вам, ребята, желаю успехов в учебе! (кадр 25)

Счастливые ребята вернулись домой, и о своих приключениях ничего не рассказали родителям. А физика стала их самым любимым предметом (кадр 26)

Приложение

Используемая литература:

  1. Сборник задач по физике В.И.Лукашик Висагинас Альфа 1998
  2. Физика Г.Остер Москва «Росмэн» 1997
  3. Тетрадь «Юный исследователь» для учащихся 7 классов по теме «Строение вещества» составила учитель физики, МОУ «Средняя школа №2», станица Каневская Краснодарский край Жукова О.П.