За 20 с небольшим лет работы в школе поняла, что для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала!
В этом мне помог Синквейн.
Синквейн - это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Написание синквейна требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе учащихся.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Т.е. синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Знакомство учащихся с синквейном начинаю с конкретного примера - стихотворения, пытаюсь их заинтересовать, затем знакомлю с историей и правилами написания такого стихотворного произведения:
1-я строка – название синквейна - одно слово,
обычно существительное, отражающее главную
идею;
2-я строка – два прилагательных, описывающих
основную мысль;
3-я строка – три глагола, описывающие действия в
рамках темы;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное, связанное с первым,
отражающее сущность темы.
Убеждаю в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Привожу ещё несколько примеров синквейнов, написанных старшими ребятами, называю имена авторов. За это время, более сообразительные ученики уже проводят “пробу собственного пера” и, обычно, к концу моего пояснения в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. С разрешения авторов начинаем подробно разбирать стихотворения, выясняем, на что при написании синквейна необходимо обратить особое внимание. Затем предлагаю всем написать синквейн по теме сегодняшнего урока, даю 5 - 8 минут. Сначала работа вызывает затруднения. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе а парах, в группах. Каждый ученик может обсудить свой синквейн с соседом и вдвоём из двух синквейнов они могут составить один, который устраивает обоих. Потом все знакомятся с синквейнами в своей группе. В результате очень часто возникает дискуссия, и рождаются новые, более усовершенствованные синквейны. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. В дальнейшем ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи. У нас есть целые книжки синквейнов по различным темам, красочно оформленные и на компьютере и вручную.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей, идеи, которые они могут сопоставить со своими.
Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся. Детям нравится эта работа. Обычно первое знакомство с синквейном провожу в конце 6 класса, но с большим удовольствием пишем мы их до конца 11 класса.
Приложения
Примеры синквейнов:
1. Теорема Пифагора
2. Строгая, логичная.
3. Строим, доказываем, вычисляем.
4. Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме
квадратов, построенных на катетах.
5. Прямоугольный треугольник.
(Никонкова Анастасия, 8*а класс)
1. Теорема Пифагора
2. Точная, практичная.
3. Доказываем, учим, считаем.
4.
Строим мы угол прямой,
Катеты на нём отмечаем,
А квадрат гипотенузы –
Легко вычисляем:
с2= а2 + в2
5. Красота!
(Удовина Руслана, 8*а класс)
1. Теорема Пифагора
2. Необходимая, важная.
3. Строим, учим, измеряем.
4.
Сумму квадратов катетов – мы знаем,
Квадрат гипотенузы – вычисляем,
Корень квадратный из неё извлекаем
И результат - всегда получаем.
5. “Пифагоровы штаны на все стороны равны!”
(Удовина Руслана, 8*а класс)
1. Египетский треугольник.
2. Нужный, точный.
3. Показывает, определяет, помогает
4.
Три, четыре и ровно – пять
Прямой угол нам отыскать:
52= 42 + 32
5. Практика!
(Никонкова Анастасия, 8*а класс)
1. Прямые.
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. Строим, проектируем, совмещаем.
4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.
5. Это бесконечность!
(Гущин Владимир, 7*а класс)
1. Смежные углы.
2. Красивы, но не всегда равны.
3. Чертим, измеряем и знаем,
4. Что сумма их равна 1800.
5. Теорема.
(Ткачёва Алина, 7*а класс)
1. Контрольная работа.
2. Интересная, понятная.
3. Пишем, строим, вычисляем.
4. Тетрадь для контрольных работ.
5. Математика.
(Казаков Артём , 5*а класс)
1. Экзамен.
2. Строгий, трудный.
3. Проверяет, доказывает, подтверждает
4.
Что ты знаешь, а чего не знаешь,
И какую оценку за это получаешь.
5. Подведение итогов, испытание.
(Удовина Руслана, 9*б класс)