Открытый урок математики в 1-м классе с использованием компьютерной презентации "Прибавить и вычесть 1"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. закреплять знание нумерации, умение прибавлять и вычитать 1, тренировать в чтении равенств; используя термины «плюс», «минус», «равняется»;
  2. развивать математическую речь, память, внимание, логическое мышление;
  3. прививать интерес к математике, трудолюбие, формировать сознательную дисциплину.

Оборудование на уроке

для учителя:

  • компьютерная презентация, подготовленная учителем;
  • грамзаписи для физминутки, организационного и заключительного этапов урока;
  • на доске прикреплено изображение солнышка, закрытого тучами (образец рисунков дан в Приложении 1 (Презентация к уроку, слайды 2-3)),
  • плакат «Числовой луч»;

для учеников:

  • тексты обучающего теста, самостоятельной работы по вариантам;
  • веера с цифрами;
  • для заключительного этапа урока – «лучи солнышка» трёх цветов (красный, оранжевый, жёлтый), клеящие карандаши.
  1. Организационный момент.

Создание перед началом урока праздничного настроения. Звучит музыка. На доске вывешено изображение «солнышка», закрытого «тучами». (Приложение1).

Дети приветствуют гостей.

- Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)

- На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.

  1. Сообщение цели.

- Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

(+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее)

(Учитель убирает тучки и обращает внимание детей на числовой луч).

- Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать.

- Как называется этот луч? (числовой)

- А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца)

- Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1)

- А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1)

- Сегодня, начиная новую тему «Сложение и вычитание», вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся в этом.

  1. Актуализация знаний. Выполнение теста. (Обучение выполнять и проверять тестовые задания)

Дети выполняют задания и тут же с помощью компьютерной презентации проверяют свои ответы (слайды 4-6).

Образец выполнения теста: (запиши в окошки верные числа или знаки.)

Задание

Ответы

1. Число, которое при счёте следует за числом 5.

6

2. Число, которое при счёте предшествует числу 8.

7

3.Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6.

5

4.Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1.

 8

 5.Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3.

 4

6.Запиши верный знак сравнения между числами 8 и 9.

<

7. Запиши три числа, которые пропущены в ряду:

4, 5, , 7, , , 10.

 6,8,9

8.На сколько надо увеличить 6, чтобы получить 7.

1

-Итак, что получим, если число увеличим на 1? (следующее в ряду натуральных чисел)

- А если вычтем 1? (предыдущее)

  1. Физминутка для глаз .

(Под музыку дети представляют , что на большой палец вытянутой вперёд руки села бабочка. «Рассматривают» бабочку: следят глазами, не поворачивая головы, вслед за движениями руки слева направо, справа налево, вверх - вниз, к себе, от себя.)

  1. Изучение нового на основе закрепления пройденного (+, - 1, нумерация 1-10)

Презентация «Математическое путешествие».

  1. Введение в тему.

Слайды 7-9. Из-за туч выглянуло солнце, ударило лучами света по непогоде, как волшебной палочкой. Сразу всё ожило, засверкало. В небе засверкала радуга.

- А почему её называют радугой? (дуга)

- А на нашем слайде какой она формы? (кривая)

- Радуга вселяет радость, хорошее настроение. А сколько цветов в радуге?

Как получить число 7? (1и 6, 2 и 5, 3 и 4, и наоборот)

- По радуге мы перешли в сказочную страну математики. На другом конце радуги нас встречает маленькая девочка - эльф. Она рада встрече с вами. Но эльфы не любят так просто показываться людям. И вот вам доказательство: внезапно появляется другой эльф, который пытается нам помешать пройти в сказочную страну. Мы сможем туда попасть только тогда, когда правильно выполним все задания.

  1. Закрепление знания нумерации, + 1. Работа с веерами

Слайды 10 -13. (нумерация, последовательность, состав числа 10)

- Какие числа пропущены? Докажите.

- В каком порядке идут числа? (возрастания) На сколько? (на 1)

-Какое число получим, прибавив 1? (следующее)

-А если мы будем считать в обратном порядке? (убывания) На сколько? (на 1)

- Вычитая 1, какое число мы получим?

- На какие две группы можно разбить эти числа? (чётные и нечётные)

- Назовите нечётные числа. (1, 3, 5, 7, 9)

-Назовите чётные числа? (2, 4, 6, 8, )

- Почему их так называют? (их можно разложить на два одинаковых числа)

- Назовите следующее чётное число(10). Как получить 10?

Слайд 14. («соседи» чисел)

- Мы справились с нашим заданием и оказались в деревне эльфов Десяткине. Нас встречают жители. Мы легко узнаем, кто из них в каком доме живёт, если знаем соседей чисел первого десятка. (дети показывают ответы с помощью вееров).

-Вы так хорошо отвечали, что наш проказник вызвался проводить нас через математическую страну вслед за лучом.

  1. Отработка умения + 1. (Комментирование по цепочке или можно позволить, как вариант, хоровые ответы)

Слайды 15 -31.

-Выйдя из тёмного леса на солнечную поляну, наш проводник делает шаг и …исчезает: он стал невидим, но его следы помогут нам найти дорогу, если мы правильно выполним действия. (Дети по цепочке присчитывают по единице и контролируют себя по значениям выражений, которые появляются на «следах» эльфа в кадре.)

-Вы правильно присчитывали по единице. Скажите, как изменяется число, если прибавить 1?

- Как называется действие, в результате которого число увеличивается? (сложение)

- Эльф – проказник доволен вашей работой. Он снова появился на краю поляны, ввёл нас в тёмный лес и …снова исчез. Нам предстоит новое испытание: найти дорогу из леса. (Слайды 32 -49.) Для этого нужно найти значения выражений слева (-1).

-Что мы будем делать? (отсчитывать по 1)

-Как будут изменяться числа? (уменьшаться на 1)

-Итак, в путь! (дети хором решают примеры и «прокладывают» дорожку из тёмного леса.)

Слайд 50.

-Снова появился эльф: вы правильно справились с заданием, мы «дошли» до единицы, впереди появился солнечный луч. Ответьте на вопросы эльфа, чтобы выйти к свету знаний.

-Как изменялись числа по дороге из леса? (уменьшались на 1)

-Как называется действие, в результате которого числа становятся меньше?

  1. Подведение итогов основного этапа. (дети делают «последний шаг»: 1-1=0)

- Вы молодцы, в очередной раз справились с заданием, и мы вернулись к началу нашего пути. Что такое нуль на числовом луче? (точка отсчёта, начало счёта)

-А вот и сигнал правильности вашего ответа и оценка вашей работы! (кадр яркого солнечного света)

  1. Физминутка. «Танец утят».
  2. Закрепление пройденного. (+ 1)
  1. 1) «Луч учит». Комментирование. (слайд 52)
  2. 2) «Луч проверяет». Индивидуальные ответы. (слайд 53)
  3. 3 ) Самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой.

(слайды 54-56)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ 1   . ВАРИАНТ 2.   
3+1=

6-1= 

5+1= 

8-1=

9+1=

7-1=

1+0=

1-1=

2-1=

4+1=

9-1=

0+1=

8+1=

5-1=

6+1=

3-3=

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. Самооценка с помощью «лучиков солнца».

Пожелание успехов детям и в будущем.

Слайд 57.

- Закончилось наше математическое путешествие, заканчивается и наш урок. Как хотелось бы, чтобы в ваших знаниях было бы так же ясно как на этой фотографии.

- Наше солнышко улыбается, давайте вспомним, какие «тучки» мы сегодня «разогнали» на уроке: что изучали на уроке?

-Как называется действие, в результате которого числа увеличиваются? (сложение)

-уменьшаются? (вычитание)

-Что получим, если к числу прибавить 1? (следующее число)

-вычесть 1? (предыдущее число)

- Посмотрите на доску. Чего не достаёт нашему солнышку? (лучей)

-Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте выбранные вами лучи на наше солнышко.

( Дети выбирают цвет лучика и приклеивают его на солнышко: жёлтый – отлично работал, оранжевый – хорошо, красный – цвет опасности – «мог бы работать лучше»)

На этом уроке большинство детей оценило свою работу как отличную, но несколько человек сочли свою работу достойной оценки хорошо.

- Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей? (Дети сказали, что надо быть внимательнее, добросовестнее, увереннее в своих силах, ну, а если кому-то нужна помощь, не стесняться говорить об этом.)

- Мы с солнышком уверены, что ваши советы и помощь помогут ребятам отлично учиться!

Приложение 1 (презентация)