Цель урока:
- закреплять знание нумерации, умение прибавлять и вычитать 1, тренировать в чтении равенств; используя термины «плюс», «минус», «равняется»;
- развивать математическую речь, память, внимание, логическое мышление;
- прививать интерес к математике, трудолюбие, формировать сознательную дисциплину.
Оборудование на уроке
для учителя:
- компьютерная презентация, подготовленная учителем;
- грамзаписи для физминутки, организационного и заключительного этапов урока;
- на доске прикреплено изображение солнышка, закрытого тучами (образец рисунков дан в Приложении 1 (Презентация к уроку, слайды 2-3)),
- плакат «Числовой луч»;
для учеников:
- тексты обучающего теста, самостоятельной работы по вариантам;
- веера с цифрами;
- для заключительного этапа урока – «лучи солнышка» трёх цветов (красный, оранжевый, жёлтый), клеящие карандаши.
- Организационный момент.
Создание перед началом урока праздничного настроения. Звучит музыка. На доске вывешено изображение «солнышка», закрытого «тучами». (Приложение1).
Дети приветствуют гостей.
- Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце)
- На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Чтобы разогнать тучи и освободить солнце, надо порадовать себя и учителя знаниями, включить воображение, и тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.
- Сообщение цели
- Посмотрите на тучки. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
(+1 – получить следующее при счёте число, -1 – предыдущее)
(Учитель убирает тучки и обращает внимание детей на числовой луч).
- Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать.
- Как называется этот луч? (числовой)
- А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца)
- Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1)
- А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1)
- Сегодня, начиная новую тему «Сложение и вычитание», вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы уже очень много. Давайте убедимся в этом.
- Актуализация знаний. Выполнение теста
Дети выполняют задания и тут же с помощью компьютерной презентации проверяют свои ответы (слайды 4-6).
Образец выполнения теста: (запиши в окошки верные числа или знаки.)
Задание |
Ответы |
1. Число, которое при счёте следует за числом 5. |
6 |
2. Число, которое при счёте предшествует числу 8. |
7 |
3.Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6. |
5 |
4.Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1. |
8 |
5.Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3. |
4 |
6.Запиши верный знак сравнения между числами 8 и 9. |
< |
7. Запиши три числа, которые пропущены
в ряду:
4, 5, , 7, , , 10. |
6,8,9 |
8.На сколько надо увеличить 6, чтобы получить 7. |
1 |
-Итак, что получим, если число увеличим на 1? (следующее в ряду натуральных чисел)
- А если вычтем 1? (предыдущее)
- Физминутка для глаз .
(Под музыку дети представляют , что на большой палец вытянутой вперёд руки села бабочка. «Рассматривают» бабочку: следят глазами, не поворачивая головы, вслед за движениями руки слева направо, справа налево, вверх - вниз, к себе, от себя.)
- Изучение нового на основе закрепления пройденного
Презентация «Математическое путешествие».
- Введение в тему.
Слайды 7-9. Из-за туч выглянуло солнце, ударило лучами света по непогоде, как волшебной палочкой. Сразу всё ожило, засверкало. В небе засверкала радуга.
- А почему её называют радугой? (дуга)
- А на нашем слайде какой она формы? (кривая)
- Радуга вселяет радость, хорошее настроение. А сколько цветов в радуге?
Как получить число 7? (1и 6, 2 и 5, 3 и 4, и наоборот)
- По радуге мы перешли в сказочную страну математики. На другом конце радуги нас встречает маленькая девочка - эльф. Она рада встрече с вами. Но эльфы не любят так просто показываться людям. И вот вам доказательство: внезапно появляется другой эльф, который пытается нам помешать пройти в сказочную страну. Мы сможем туда попасть только тогда, когда правильно выполним все задания.
- Закрепление знания нумерации, + 1. Работа с веерами
Слайды 10 -13. (нумерация, последовательность, состав числа 10)
- Какие числа пропущены? Докажите.
- В каком порядке идут числа? (возрастания) На сколько? (на 1)
-Какое число получим, прибавив 1? (следующее)
-А если мы будем считать в обратном порядке? (убывания) На сколько? (на 1)
- Вычитая 1, какое число мы получим?
- На какие две группы можно разбить эти числа? (чётные и нечётные)
- Назовите нечётные числа. (1, 3, 5, 7, 9)
-Назовите чётные числа? (2, 4, 6, 8, )
- Почему их так называют? (их можно разложить на два одинаковых числа)
- Назовите следующее чётное число(10). Как получить 10?
Слайд 14. («соседи» чисел)
- Мы справились с нашим заданием и оказались в деревне эльфов Десяткине. Нас встречают жители. Мы легко узнаем, кто из них в каком доме живёт, если знаем соседей чисел первого десятка. (дети показывают ответы с помощью вееров).
-Вы так хорошо отвечали, что наш проказник вызвался проводить нас через математическую страну вслед за лучом.
- Отработка умения + 1. (Комментирование по цепочке или можно позволить, как вариант, хоровые ответы)
Слайды 15 -31.
-Выйдя из тёмного леса на солнечную поляну, наш проводник делает шаг и …исчезает: он стал невидим, но его следы помогут нам найти дорогу, если мы правильно выполним действия. (Дети по цепочке присчитывают по единице и контролируют себя по значениям выражений, которые появляются на «следах» эльфа в кадре.)
-Вы правильно присчитывали по единице. Скажите, как изменяется число, если прибавить 1?
- Как называется действие, в результате которого число увеличивается? (сложение)
- Эльф – проказник доволен вашей работой. Он снова появился на краю поляны, ввёл нас в тёмный лес и …снова исчез. Нам предстоит новое испытание: найти дорогу из леса. (Слайды 32 -49.) Для этого нужно найти значения выражений слева (-1).
-Что мы будем делать? (отсчитывать по 1)
-Как будут изменяться числа? (уменьшаться на 1)
-Итак, в путь! (дети хором решают примеры и «прокладывают» дорожку из тёмного леса.)
Слайд 50.
-Снова появился эльф: вы правильно справились с заданием, мы «дошли» до единицы, впереди появился солнечный луч. Ответьте на вопросы эльфа, чтобы выйти к свету знаний.
-Как изменялись числа по дороге из леса? (уменьшались на 1)
-Как называется действие, в результате которого числа становятся меньше?
- Подведение итогов основного этапа. (дети делают «последний шаг»: 1-1=0)
- Вы молодцы, в очередной раз справились с заданием, и мы вернулись к началу нашего пути. Что такое нуль на числовом луче? (точка отсчёта, начало счёта)
-А вот и сигнал правильности вашего ответа и оценка вашей работы! (кадр яркого солнечного света)
- Физминутка. «Танец утят».
- Закрепление пройденного. (+ 1)
(слайды 54-56)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1 . | ВАРИАНТ 2. | ||
3+1=
6-1= 5+1= 8-1= |
9+1=
7-1= 1+0= 1-1= |
2-1=
4+1= 9-1= 0+1= |
8+1= 5-1= 6+1= 3-3= |
- Рефлексия. Подведение итогов урока. Самооценка с помощью «лучиков солнца
Пожелание успехов детям и в будущем.
Слайд 57.
- Закончилось наше математическое путешествие, заканчивается и наш урок. Как хотелось бы, чтобы в ваших знаниях было бы так же ясно как на этой фотографии.
- Наше солнышко улыбается, давайте вспомним, какие «тучки» мы сегодня «разогнали» на уроке: что изучали на уроке?
-Как называется действие, в результате которого числа увеличиваются? (сложение)
-уменьшаются? (вычитание)
-Что получим, если к числу прибавить 1? (следующее число)
-вычесть 1? (предыдущее число)
- Посмотрите на доску. Чего не достаёт нашему солнышку? (лучей)
-Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте выбранные вами лучи на наше солнышко.
( Дети выбирают цвет лучика и приклеивают его на солнышко: жёлтый – отлично работал, оранжевый – хорошо, красный – цвет опасности – «мог бы работать лучше»)
На этом уроке большинство детей оценило свою работу как отличную, но несколько человек сочли свою работу достойной оценки хорошо.
- Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей? (Дети сказали, что надо быть внимательнее, добросовестнее, увереннее в своих силах, ну, а если кому-то нужна помощь, не стесняться говорить об этом.)
- Мы с солнышком уверены, что ваши советы и помощь помогут ребятам отлично учиться!
Приложение 1 (презентация)