Сценарий внеклассного мероприятия по истории (4-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цель:

  • в активной игровой форме повторить и закрепить  изученный на уроках материал по курсу Отечественной истории;
  • активизировать интеллектуальную деятельность учащихся в ходе соревнования;

Задача: развивать преемственность знаний и умений между параллелями учащихся в школе.

Организаторы: учитель истории и учащиеся 6-х классов, изучающие курс истории Отечества с древнейших времен до конца XV века.

Мероприятие проводилось в виде игры.

Участники: учащиеся 4-х и 6-х классов. Из учащихся 4-х классов было создано 4 команды( по количеству классов) численностью 7 человек,  которые носили названия восточнославянских племенных союзов (вятичи, кривичи, поляне, древляне). Во главе каждой команды стоял капитан.

В школьных кабинетах располагались 7 станций с названиями: «Хронологическая», «Понятийная», «Былинная», «Историческая личность», «Викторина», «Смекалистая», «Историческая карта». На дверях кабинета были вывешены соответствующие надписи, оформленные в древнерусском стиле. На каждой станции находился «Затейник» (ученик-консультант из 6 класса).
Учитель вместе с учащимися 6-х классов заранее готовит маршрутные листы каждой команде. В листе должны в определенном порядке располагаться названия станций (очередность не должна совпадать у команд). Также в листе должна быть графа для выставления количества баллов, полученных командой на станции и подпись ученика-консультанта («Затейника»).

Порядок проведения игры.

  1. Приветствие команд, объяснение правил игры.
  2. Вручение маршрутных листов капитанам команд.
  3. Старт.
  4. Игра.
  5. Подведение итогов.

Станция «Хронологическая».
Задание: на ленте времени отметить известные вам события из истории Отечества (IX - XVII вв.)
Максимальное количество баллов – 10.

Ожидаемые ответы.
882г. – образование Древнерусского государства.
988г. – крещение Руси.
1054г. – раскол христианской церви на католическую и православную.
1147г. – первое летописное упоминание о Москве.
1240г. – Невская битва.
1242г. – Ледовое побоище.
1380г. – Куликовская битва.
1480г. – стояние на реке Угре.
1547г. – венчание на царство Ивана IV Грозного.
1613г. – избрание царем Михаила Романова.
1703г. – основание Санкт – Петербурга.
1721 г. – Россия становится империей.

Станция  «Понятийная».
Задание: объяснить значение следующих исторических понятий
- князь
- дружина
- дань
- язычество
- пошлина
- монголо-татарское иго
- баскаки
- Золотая Орда
- опричнина
- Смутное время
Максимальное количество баллов – 20 (за каждое понятие – 2балла)

Ожидаемые ответы.
Князь – вождь племени, союза племен, глава государства на Руси.
Дружина – постоянное войско князя.
Дань – плата товарами или деньгами победителю побежденными народами.
Язычество – многобожие, обожествление сил природы.
Пошлина – плата за провоз товаров.
Иго – порядок, установленный монголо-татарами на Руси.
Баскаки – сборщики дани из Орды.
Опричнина – политика Ивана IV Грозного, целью которой была борьба с предполагаемой изменой. Жесткий военный режим с массовыми казнями и конфискацией имущества.
Смутное время – мятежи, раздоры, междуцарствие (безвластие).

Станция «Былинная».
Задание: ответить на вопросы, связанные с былинами.
1. Вспомните и перечислите известные вам былины.
2. Как объяснить значение и происхождение слова былина?
3. Объясните, почему они являются источником знаний.
4. «В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын…» А как его звали?
5. Кто из великих русских богатырей 30 лет пролежал на печи?
6. Про кого сказано: «Сидит он на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет. Все его боятся». Кто его победил?
7. Кто из богатырей умел превращаться в различных животных?
8. Кем оказался пахарь, соху которого не смогла выдернуть из земли целая дружина?
9. Какой новгородский купец побывал в гостях у морского царя?
10. Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем?
Максимальное количество баллов по каждому вопросу – 3.

Ответы:
4. Алеша Попович.
5. Илья Муромец.
6. Соловей-разбойник, которого победил Илья Муромец.
7. Волхв Всеславьевич.
8. Богатырем Микулой Селяниновичем.
9. Садко.
10. Сыном Змея Горыныча.

Станция «Историческая личность».
Задание:  по описанию отгадать о какой исторической личности идет речь.

  • Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу. Установив размеры дани и места ее сборов. Соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека. Управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии. Это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина (Княгиня Ольга).
  • Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет». От своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня. Этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства. В Киеве он приказал изрубить всех идолов, а народу велел креститься (Князь Владимир Красное Солнышко).
  • Этот князь родился в Переславле Залесском. Новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет. Он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище (Князь Александр Невский).
  • В начале своего правления князь имел не очень большие владения, но к концу жизни оказался правителем одного из крупнейших княжеств. Он не только захватывал соседние владения, но много земель купил. При нем в Москве церковь Успения Богородицы из белого камня была построена. Москва разрослась, вокруг Кремля новые дубовые стены появились. Он смог договориться с Ордой и сам собирал дань, которую каждый год  были обязаны платить баскакам (Князь Иван Калита).
  • Этого человека древнерусский источник называет вельможей. Служил он у черниговского князя, но,  услышав о нашествии Батыя, бросился с малой дружиной воевать. Храбрость этого воина восхитила Батыя. И хан отпустил остатки его дружины, разрешив им похоронить тело героя. Этот человек стал героем многих устных сказаний и былин (Евпатий Коловрат)
  • При этом правителе в Москве было большое строительство – Кремль из красного кирпича заложили, в Кремле построили Успенский собор, для иноземных послов Грановитую палату поставили, самое высокое строение Москвы того времени – колокольню Иван Великий поставили (Князь Иван III).

Максимальное количество – 3 балла за одно задание.

Станция «Викторина».
1. У какого русского города был «злой характер»?
2.   Когда и при каком князе был построен сосновый кремль в Москве?
3. Когда «свинья»  представляла опасность для страны?
4.  Когда в России боялись метлы?
5. Когда страной правил «мешок с деньгами»?
6.  Когда и кому Россия заявила о своей благодарности?
7.  О ком сказал русский историк: «Народ прозвал ее хитрою, история – мудрою, церковь назвала святою»?
8.  Когда на престоле сидел царь-ремесленник?
9.  Когда и где князь участвовал в битве в доспехах простого воина?
10.  Когда в Россию прилетел двуглавый орел?
Максимальное количество  - 3 балла за вопрос.

Ответы.

  • Козельск.
  • При Юрии Долгоруком.
  • В 1242 году во время Ледового побоища.
  • В годы опричнины при Иване Грозном.
  • В XIV веке в годы правления Ивана Калиты.
  • В XIX веке был поставлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.
  • Княгиня Ольга.
  • В конце XVII – начале XVIII века, во время правления Петра I.
  • Во время Куликовской битвы князь Дмитрий, который получил прозвище Донской.
  •  В XV веке, в годы правления Ивана III.

Станция «Смекалистая».
I.  Задание: найди «лишних»
Перун -  Велес – Зевс
Дреговичи – древляне – варяги
Баскаки - вече – ярлык
Киев – Новгород - Рязань
Успенский собор – Софийский собор – Архангельский собор
Река Нева – река Дон – река Угра
Иван Федоров – Мамай – Дмитрий Донской.

II . Задание: найдите «пару».

  1. Кий
  2. Нестор
  3. Олег
  4. Святослав
  5. Ярослав Мудрый
  6. Владимир
  7. Микула Селянинович.

а) при нем в Киеве была построена Святая София
б) князь, объединивший Новгород и Киев, назвавший Киев «матерью городов русских»,
в) князь, совершивший много военных походов.
г) автор «Повести временных лет».
д) основатель Киева
е) былинный герой, оратай.
ж) князь «Красное Солнышко».

III.  Найдите пару:

  1. Юрий Долгорукий
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Иван III.

а) белокаменный кремль
б) кремль из красного кирпича.
в) кремль сосновый
г) дубовые стены московского кремля.
1 – в, 2 – г, 3 – а, 4 - б
За каждый правильный ответ – 2 балла.

Станция «Историческая карта».
Задание: найти на карте следующие географические объекты и правильно их показать.
- водный путь «Из варяг в греки».
- Новгород, Киев.
- места поселения восточнославянского племенного союза, название которого носит команда.
- «засечные линии», укрепленные рубежи князя Владимира.
- Владимир, Москва.
- Невская битва, Ледовое побоище.
- место проведения Куликовской битвы.
- стояние на реке Угре.

Оборудование: соответствующие настенные карты или  Атлас по истории Отечества для 4 класса.