Данная программа составлена на основе государственной программы по курсу Русский язык А.В. Поляковой. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Всё это заставляет задуматься педагогов об использовании педагогических средств обучения, исключение факторов педагогического риска, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализма личности формируется индивидуальное здоровье и всего общества (Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин). Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, стрессогенная педагогика, интенсификация учебного процесса являются факторами риска здоровья учащихся.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет, т.е. учащихся начальной школы (А.А. Баранов и И.А. Матвеева 1989 г.). К распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов (76,6 %), уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки (37,1 %), близорукость (30 %), нервно-психические дисфункции (37,7 %).
Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста. Один из подходов к совершенствованию процесса физического воспитания в начальной школе - межпредметная интеграция. Е.А. Горбунова в своём социально-педагогическом исследовании доказала, что принцип межпредметных связей физической культуры с содержанием общеобразовательных предметов способствует повышению физкультурной грамотности школьников и формированию у них позитивной установки на здоровый образ жизни и занятия физическими упражнениями. К сожалению, в отечественной литературе мало освещен вопрос о межпредметных связях физической культуры с другими предметами школьного обучения.
Поскольку у ребят младшего школьного возраста не сформированы гигиенические навыки, нет ценностных установок на здоровый образ жизни, мы считаем необходимым на уроках русского языка расширять, углублять знания учащихся по физической культуре.
Данный здоровьесберегающий компонент включает в себя из различных областей науки о человеке по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждения заболеваний, вредных привычек, а также интегрируется с физической культурой, которая представлена текстами, физпаузами, дыхательной гимнастикой, релаксационными упражнениями, приёмами расширения зрительно-пространственной активности. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, необходимый для развития навыков ребёнка. Его задачами являются: дать представления о здоровой пище, учить противостоять вредным привычкам, показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни, т.е. сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения.
Учащиеся должны называть:
-
повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
-
части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;
-
имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным;
-
глагол, время глагола;
-
предлоги,
-
корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
-
имена собственные;
-
парные согласные на конце слова и правила их правописания;
-
словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на «ты» и «Вы», слова извинения).
Учащиеся должны знать:
-
сведения о человеке по вопросам правильного, рационального питания, личной гигиены, правильной осанки, сохранения зрения и слуха, предупреждения заболеваний, вредных привычек с учётом возрастных особенностей младшего школьника;
-
иметь представление о здоровой пище;
-
лекарственные растения;
-
правила ведения здорового образа жизни об истории происхождения некоторых видов спорта (футбол, хоккей, шахматы, о пользе занятий физическими упражнениями, физической культурой).
Учащиеся должны уметь:
-
находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
-
составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;
-
распознать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов),
-
образовывать множественное число от единого, единственное от множественного существительных и прилагательных и именительном падеже (без термина «падеж»);
-
писать раздельно предлоги со словами;
-
подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
-
находить в словах орфограммы на изученные правила;
-
различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
-
обозначать слова с разделительными ь и ъ;
-
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
-
приводить примеры слов с нужными орфограммами;
-
писать слуховые и зрительные диктанты;
-
использовать правила вежливости и понимать различные в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.
Словарь: Аптека, аппетит, альбом, арбуз, бадминтон, барабан, берёза, билет, быстро, баскетбол, велосипед, вдруг, весело, ветер, виноград, воробей, ворона, витамины, ворота, вратарь, газета, город, гимнастика, девочка, денежный, деревня, директор, железо, женьшень, завтрак, завод, заяц, здоровье, иней, канава, капуста, карандаш, карман, картофель, класс, концерт, корабль, коридор, корова, каникулы, коньки, ладонь, лопата, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, можжевельник, народ, облако, овраг, огурец, одежда, обед, пальто, пассажир, пенал, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пятница, работа, рабочий, ребята, родина, русский, сапоги, сахар, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, ужин, фамилия, фигурист, футбол, хорошо, хоккей, шахматы, щавель, яблоня, яблоко, ягода, язык.