Цели урокa: составить представление учащихся о подземных водах, как части Мирового круговорота. Дать понятие грунтовым водам и межпластовым водам. Рассказать о видах подземных вод и их значение в жизни человека с опорой на знания учеников. Выявить особенности вод Павловского Посада. Продолжать отрабатывать умения составления схем.
ХОД УРОКА
I. Опрос:
1 ученик - изобразить схему Мирового круговорота воды.
2 ученик – изобразить сточные и бессточные озера на доске, рассказать о проис
хождении озер.
3 ученик – болота и их значение.
II. Изучение нового материала
Откройте учебник стр.82 параграф 27 рубрика «вы узнаете».
- Какие воды вы отнесли бы к водам суши? (поверхностные и подземные)
Составить схему:
ледники 97% пресных вод реки, 1,7% от V гидросферы озёра, водохранилища 3% от V пресных вод и 0,06% от гидросферы
- Как связаны между собой эти воды
Вы имеете представление о подземных водах. Попробуйте дать определение:
- Кто видел подземные воды?
- Как они образуются?
2 условия: 1) атмосферные осадки
2) способность горных пород пропускать воду.
- Как называются такие горные породы? (водопроницаемые) Назвать их (песок, галька, гравий)
- До каких пор будет просачиваться вода? (до водонепроницаемых или водоупорных пород)
Назовите их (глина, гранит, глинистый сланец).
Вода, дойдя до водоупорного слоя, начинает занимать пространство между частичками г.п. так как верхняя часть земной коры имеет слоистое строение, состоящее из водоупорных и водопроницаемых пород, то и подземные воды залегают слоями.
Просмотр видеосюжета на компьютере «Подземные воды».
Составление рисунка на доске и в тетрадях.
1. грунтовые воды
2. водоупорный слой или водонепроницаемый
З. водоносный слой или межпластовые воды
4. водоупорный или водонепроницаемый
- Какой слой называется водоносным?
- Что такое грунтовые воды? (воды, находящиеся на первом водоупорном)
Давайте, сравним водопроницаемые и водонепроницаемые горные породы? (устная работа с таблицей)
Водонепроницаемые породы | Водоупорные породы |
1. пропускают воду | 1. … |
2. состоят из крупных частиц, между ними трещины, пустоты | 2. … |
3. насыщаются водами | 3. … |
- Что такое межпластовые воды?
- Как попала сюда вода? (в период формирования горных пород, которые содержат воду, или с атмосферными осадками там, где эти слои выходят на поверхность, или через трещины в граните)
- Как быстро пополняются межпластовые воды?
- Возможно ли её использование? (бурение артезианских скважин)
Вода в межпластовом слое находится под давлением, такие воды называют напорными, вскрытые скважинами, они фонтанируют. Впервые такой колодец был пробурен во Франции в провинции Артуа в XII веке. Отсюда и пошло название колодца.
- Отчего же зависит уровень грунтовых вод?
1) от количества атмосферных осадков (чем больше осадков, тем выше уровень)
2) от расчленённости местности (чем больше расчленён рельеф, тем ниже уровень)
3) от близости и полноводности рек, озёр (чем ближе водоёмы, тем ниже уровень)
- Если вы не видите родников вокруг, значит ли это отсутствие подземных вод?
(нет)
Часть земной коры сложена известняком, солью гипсом, доломитом, мелом.
- Каково отношение этих пород к воде? (растворяются)
Процесс этот называется карст (от названия плато Карст на с-з Балканского п-ва)
- Что образуется в земной коре? (пещеры, полости) (демонстрация картины)
Вода стекает с потолка пещеры, оставляя на нём часть растворённой в ней известняковой породы. Накапливаясь, известняк образует свисающие вниз сталактиты. Вода с остатками
растворённого известняка капает на дно пещеры, образуя сталагмиты.
- В каких состояниях находится вода в земной коре? (жидкой, твёрдой, газообразной)
Составьте самостоятельно схему на доске и в тетрадях.
- Какой бывает подземная вода по t0 . Составьте схему.
- Где в России встречаются термальные воды? (п-в Камчатке, работа с атласами)
- Как можно использовать термальную воду? (теплоснабжение, выработки электроэнергии (Паужетская электростанция на Камчатке), для получения йода, глауберовой соли)
- Какой подземная вода бывает по составу?
В древности происхождение этих источников люди объясняли сверхъестественными силами. Многие источники считались святыми.
Мы поговорили о значении вод. Как вы думаете, в Павловском Посаде имеются запасы подземных вод?
Сообщение по газетному материалу.
«Приезжие москвичи пьют нашу воду, и напиться не могут. Удивительно вкусная! Не такая, как в Москве. Наша вода свежая, чистая, артезианская, поступает в квартиру из глубоких подземных горизонтов. Воду в городе добывают электронасосами, опущенными в артезианские скважины. Глубина их до 100м. Вода накапливается в резервуарах, расположенных на территории водозаборных пунктов. Из резервуаров она направляется в водопроводную сеть и доходит до потребителя. Город потребляет 20000 мЗ в сутки, что превышает положенные нормы, значит, большинство населения пользуется водой без оглядки.
Всего скважин 38, из них 16 - в нашем городе, 22 - в сельской местности. Отборы проб проводятся на СЭС. Пробу воды в течение 24 часов доставляют в лабораторию в стерилизованных бутылках. Вода у нас вкусная, потому что не хлорируется, т.к. подаётся из артезианской скважины и даже не фильтруется».Павлово-Посадские известия 20 ноября 2007 г.
Закрепление изученного материала: Компьютерный тест.
Домашнее задание: параграф 27.