Цель: Создание условий для формирования у выпускников мотивов саморазвития, личностного роста.
Задачи:
- Изучить качества конкурентноспособной личности, необходимые для успешной социализации в обществе, на рынке труда.
- Помочь учащимся:
- – осознать собственные цели и стремления;
- – осознать цели, дающие человеку смысл жизни.
- Создать условия для формирования стремления к нравственному и личностному самовоспитанию.
- Воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи, самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: Портреты знаменитостей, чистые листы, маркеры, таблицы для тестов и для плана самообразования, эпиграф и эпилог, картинки для тестов.
Ход классного часа
Этапы классного часа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Ожидаемые результаты |
Мотивационный |
Сегодня нашу встречу я хотела бы начать словами Карла Юнга: |
Внимательно слушают учителя, следят за его словами по заранее заготовленному тексту эпиграфа. |
Снятие эмоционального напряжения, проявление готовности к работе. |
|
Подумайте и попробуйте разъяснить смысл этого высказывания. |
Предлагают варианты, аргументируют ответы |
Активизация мыслительной деятельности, мотивация готовности к творчеству |
Целеполагание |
В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности. В этом году мы уже очень много говорили о том, какими качествами должен обладать выпускник современной школы. Мы изучили ваш уровень общительности, толерантности, вашу ориентацию в жизни. А сегодня я бы хотела поговорить с вами о тех качествах личности, которые, с вашей точки зрения, необходимо развивать в школьные годы, чтобы добиться осуществления поставленных жизненных целей и успешно продвигаться по карьерной лестнице |
|
Осознание мотивов дальнейших действий |
Групповая работа |
Сейчас будем работать в группах. Перед вами для примера 19 качеств личности. Выберите 5 наиболее значимых качеств, по вашему мнению. Напишите их маркером на листе бумаги. Ваша задача обосновать выбор группы, защитить ответ. После работы написанные качества прикрепите к доске, чтобы было видно всем. Обратите внимание, вы должны выбрать те качества, которыми должен обладать конкурентоспособный работник. |
Работают в группах, готовят защиту ответа, чёткое обоснование. |
Мотивация на коллективное обсуждение, принятие общего решения. Ситуация выбора |
|
А сейчас я обращаю ваше внимание на портреты, которые размещены на доске. (Заранее на доску помещаются портреты знаменитых и успешных людей нашего времени и прошлых лет). Как вы думаете, почему я выбрала именно этих людей? (На доске портреты В.В. Путина, Л.Н. Толстого, С.В.Ковалевской, И.Лобачёвой). |
Ученики предлагают варианты ответов, рассуждают, приходят к общему мнению |
Умение распознавать и оценивать достоинства другого человека, анализируя его общественную значимость |
Индивидуальная работа. |
Мы с вами определили те качества личности, которые нужно, по вашему мнению, в себе развивать, чтобы стать конкурентоспособным работником и добиться жизненного успеха. А сейчас проведём небольшое исследование для того, чтобы проверить некоторые особенности своего развития |
|
|
|
Первый тест – «наблюдательность». Второй тест – «Словесная беглость и гибкость». Исследует творческое мышление. Третий тест – «Смысловые пары». Исследует смысловую память. |
Выполняют задания тестов, по ключу определяют свой результат, заполняют индивидуально свою таблицу. |
Выявление уровня сформированности некоторых особенностей своего развития |
|
Результаты исследований обязательно занесите в таблицу. |
|
|
Индивидуальная работа |
А теперь давайте рассмотрим план самообразования, который составил для себя в 16 лет Л.Н.Толстой и план самообразования нашего современника. Прошу обратить особое внимание на цели и пути их достижения. Наша задача заключается в том, чтобы каждый из вас составил свой план самообразования в соответствии со следующими графами: |
Внимательно изучают предложенные планы и высказывают своё мнение. |
Мотивация необходимости планирования целей для достижения успеха в жизни |
|
– Качества, которые у меня развиты для достижения поставленных жизненных целей |
Самостоятельно составляют свой план самообразования, используя результаты диагностик, заполняя таблицу. |
|
Работа в парах |
Итак, ваша работа по составлению своего плана самообразования закончена. Я прошу вас обменяться таблицами с соседом по парте. Ваша цель – проанализировать таблицу соседа и написать небольшую рецензию. Можно так же дополнить графы таблицы, если вы считаете план товарища неполным |
Ребята работают над таблицами соседа по парте и делают свои замечания |
Умение анализировать работу товарища, оценивать его личностные качества. Мотивация взаимоконтроля. |
Рефлексия |
Наша работа подошла к концу. Каждый из вас составил индивидуальный план самообразования. |
Дети отвечают на вопросы, обсуждают результаты работы |
Проявление умения анализировать происходящее, свою деятельность, деятельность партнёров по творческому общению. |
Итог классного часа |
Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется словами Л.Н.Толстого: « Человек есть дробь. Числитель это сравнительно с другими – достоинства человека. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству». |
Дети следят по заготовленному тексту. |
|