Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Цели:
- Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
- Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.
- Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре.
- Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Материалы: акварель, кисти, заготовки стаканчиков, бумага для эскизов.
Оборудование: мультимедийная аппаратура.
Зрительный ряд:
- Стенд “Сказочная Гжель”.
- Изделия гжельской керамики.
- Работы учащихся предыдущих лет.
- Презентация “Сказочная Гжель”.
Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).
Сине–голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).
Слайд №1.
Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель”: послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.
3. Проверка домашнего задания
На дом вам было задано подготовить сообщения, подобрать стихи о гжельской керамике. Давайте послушаем ваши сообщения и рассмотрим материал, который вы подготовили. Ребята, будьте внимательны, слушая сообщения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: “Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?”
Сообщение 1 (Слайд №2)
Гжель - это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”.
Сообщение 2 (Слайд №3)
Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история. В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству “табачных трубок и майоликовой посуды”. Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и популярности.
Сообщение 3 (Слайд№4)
Я расскажу, что такое майоликовая керамика. Майолика изготавливается из белой глины, а рисунок на посуду наносится на сырое изделие, т.е. до обжига. Роспись майолики выполняется красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой.
Сообщение 4 (Слайд №5)
Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы. Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко. Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.
Сообщение 5
(Ученица выставляет из корзины игрушки).
А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора.
Ответы учащихся на вопрос: Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?
4. Повторение
А теперь давайте обобщим материал, который изучили за 2 урока, отгадав кроссворд.
Слайд №6
А сейчас, а сейчас
Время физкультминутки для вас!
(учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
5. Практическая работа
Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.
(Учитель напоминает правила работы с красками, кистью).
Учитель: Какой прием работы используют гжельские мастера?
Учащиеся: “мазок с тенями”.
Учитель: В чем его особенность?
Учащиеся: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик
Учитель: Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть. Как вы это будете делать? Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.
Слайд №7
(Учитель выполняет рисунок на доске).
Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование?
Ответы учащихся.
Учитель: Положите второй лист бумаги перед собой. На нем вы выполните эскиз рисунка, который затем перенесете на объемную форму – стаканчик.
Учитель: Как будет расположен ваш узор?
Учащиеся: В центре изделия.
Учитель: с чего вы начнете писать узор?
Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.
Учитель: узор может состоять из одного цветка?
Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.
Учитель: А зачем нужны бордюры?
Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.
Приступайте к работе.
Звучит музыка
(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)
6. Итог урока
а) Экспресс- выставка выполненных работ
Дети выставляют свои работы и рассказывают приготовленные ими стихи.
1 уч. Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.2 уч. На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.3 уч. У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет – синий.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?
А какое практическое применение можно найти вашему стаканчику?
Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?
б) Выставление оценок.
При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить следующими строчками: (Слайд № 8)
Спасибо за урок!