Урок русского языка во 2-м классе. "Разделительный мягкий знак"

Разделы: Начальная школа


Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с разделительным мягким знаком, его ролью в русском языке.
  2. Развивать словарный запас учащихся, их орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Ход урока

(Презентация к уроку представлена в приложении 1)

 I. Организационный момент

Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-сказка. Какая? Об этом чуть позже. А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

II. Словарная работа

Итак, на уроке у нас сказка. Ребята нашего класса любят сказку «Колобок». Вот я и решила пригласить героев этой русской народной сказки к нам на урок.

Герои сказки «Колобок»
Пришли сегодня на урок.
Каждый задание принёс,
А вместо ответа поставил вопрос. (Рисунок 1) [1]

 

Рис.1

Если вы помните, в самом начале сказки Колобок убежал у бабушки с дедушкой в лес. А вот чтобы наш Колобок сумел покатиться по дорожке, мы должны справиться со словарной работой. Запишите словарные слова, отгадав загадки:

- То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка! (Тетрадь)

- Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (Медведь)

- Рад своей он трудной доле,
Учит он ребяток в школе,
Буквы складывать, считать,
И за труд им ставит «5» (Учитель, учительница)

- Они похожи раньше были на коня,
Зимою быстро мчат меня.
Им нужен лёд зимой и летом
Чтобы кататься можно было где-то (Коньки)

- Нужна такая вещь зимой,
Оно - не шуба,
Но от холода спасает.
А в межсезонье (осенью, весной)
Нас всех ещё и украшает (Пальто)

- На какие две группы можно разделить все эти слова?
- Одушевлённые и неодушевлённые предметы
- А чем похожи все эти слова?
- Во всех этих словах есть буква мягкий знак.
- Что вы уже знаете про эту букву?
- Буква мягкий знак звука не обозначает. Её роль – делать согласные звуки мягкими.
- Молодцы! Наш Колобок отправился в путешествие по лесу.

III. Объявление темы урока

А я по секрету вам скажу, что сегодня на уроке мы узнаем о ещё одной роли буквы мягкий знак. Будьте внимательны, не пропустите самого важного на уроке.

IV. Работа по теме урока

Колобок сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил. (Рисунок 2) [1]

Рис. 2

Поможем Колобку убежать от Зайца. А для этого надо выполнить задание. На доске записано предложение. Спишите.

Коля принёс колья.

- Найдите похожие слова.
- Коля, колья
- Объясните значения слов. От чего зависит, что значения слов различны?
- ь, ударение.
- Какую роль играет Ь в этих словах?
- Не даёт сливаться согласному с гласным.
- Посчитайте кол-во звуков в каждом слове.
- Коля– 4 зв., колья – 5 зв..

- В русском языке есть такое правило:

Если в слове после мягкого согласного перед гласными е, ё, ю, и, я слышится звук [й], то в таком слове пишется разделительный мягкий знак.

- Посмотрите на слова и скажите, почему буква ь называется разделительным?

Бельё, семья, соловьи, ученье, вьюга.

- Мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным.
- После каких букв пишется ь-разделительный?
- После согласных.
- Перед какими буквами он пишется?
- Перед гласными е, ё, ю, и, я.
- Какое ещё условие должно выполняться при написании разделительного ь?
- В словах с разделительным ь всегда слышится звук [й].
- Запишите слова с доски, подчеркните в них разделительный ь.

Молодцы! С вашей помощью Колобок сумел убежать от Зайца. А впереди – Волк.

Вот навстречу серый Волк,
В Колобках он знает толк. (Рисунок 3) [1]

Рис. 3

Чтобы помочь Колобку убежать от Волка, надо выполнить упражнение № 201.[2]

- В каких словах подчеркнули разделительный мягкий знак?

- Полью, оленьи.
- Обоснуйте свою точку зрения.
- Пишется после согласного, перед глаcными ю, и, в словах слышится звук [й].

Молодцы! С вашей помощью Колобок сумел убежать от Волка.

Не попал он Волку в лапы,
Вдруг навстречу Косолапый. (Рисунок 4) [1]

Рис. 4

Если справимся с упражнением № 203 [2], Колобок сумеет убежать от Медведя. Постарайтесь помочь Колобку. (Выполнение упражнения, проверка)

Вот и убежал Колобок от медведя.

V. Физкультминутка

Колобок наш утомился,
На пенёчке развалился,
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядка по уму. (Рисунок 5) [1]

Рис. 5

VI. Продолжение работы

Вот и лисонька идёт
И такую речь ведёт:
«Съем тебя я Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 5 минут
Выполнить, что есть вот тут». (Рисунок 6) [1]

Рис. 6

Нам с вами нужно отгадать кроссворд. Будьте внимательны.

- Снежная буря (вьюга)
- Домики для пчёл (ульи)
- Мать, отец, дети (семья)
– Животное (обезьяна)
- Ягоды, сваренные в сахаре (варенье)
И с этим заданием вы справились, а это значит, Колобок и от Лисы спасся.

VII. Домашнее задание

Посмотрите на упражнение № 202.[2] Все ли задания вам понятны? Есть ли вопросы по выполнению упражнения? Запишите в дневники: упр. 202, правило.

VIII. Подведение итогов урока

- Ребята, вспомните, что нового вы узнали на уроке?
- Мягкий знак может быть не только показателем мягкости согласных, но и разделительным.

Мне понравилось, как вы работали. Молодцы. Спасибо вам не только от меня, но и от Колобка, которому вы помогли благополучно вернуться домой. Урок закончен.

Список литературы

  1. «Альбом для раскрашивания» Изд. №243 р. Внешторгиздат . Москва, 125807, Оружейный пер., 25 а. Можайский полиграфкомбинат. Можайск, 1432000, ул. Мира, 93. 48030 (без объявления)
  2. Учебник «Русский язык». Автор Т.Г. Рамзаева. Москва, «Дрофа» 2007 г.