Тема: Разделительный мягкий знак.
Цель:
- Познакомить учащихся с разделительным мягким знаком, его ролью в русском языке.
- Развивать словарный запас учащихся, их орфографическую зоркость.
- Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Ход урока
(Презентация к уроку представлена в приложении 1)
I. Организационный момент
Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-сказка. Какая? Об этом чуть позже. А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
II. Словарная работа
Итак, на уроке у нас сказка. Ребята нашего класса любят сказку «Колобок». Вот я и решила пригласить героев этой русской народной сказки к нам на урок.
Герои сказки «Колобок»
Пришли сегодня на урок.
Каждый задание принёс,
А вместо ответа поставил вопрос. (Рисунок 1) [1]
Рис.1
Если вы помните, в самом начале сказки Колобок убежал у бабушки с дедушкой в лес. А вот чтобы наш Колобок сумел покатиться по дорожке, мы должны справиться со словарной работой. Запишите словарные слова, отгадав загадки:
- То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка! (Тетрадь)- Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос (Медведь)- Рад своей он трудной доле,
Учит он ребяток в школе,
Буквы складывать, считать,
И за труд им ставит «5» (Учитель, учительница)- Они похожи раньше были на коня,
Зимою быстро мчат меня.
Им нужен лёд зимой и летом
Чтобы кататься можно было где-то (Коньки)- Нужна такая вещь зимой,
Оно - не шуба,
Но от холода спасает.
А в межсезонье (осенью, весной)
Нас всех ещё и украшает (Пальто)
- На какие две группы можно разделить все эти слова?
- Одушевлённые и неодушевлённые предметы
- А чем похожи все эти слова?
- Во всех этих словах есть буква мягкий знак.
- Что вы уже знаете про эту букву?
- Буква мягкий знак звука не обозначает. Её роль – делать согласные звуки мягкими.
- Молодцы! Наш Колобок отправился в путешествие по лесу.
III. Объявление темы урока
А я по секрету вам скажу, что сегодня на уроке мы узнаем о ещё одной роли буквы мягкий знак. Будьте внимательны, не пропустите самого важного на уроке.
IV. Работа по теме урока
Колобок сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил. (Рисунок 2) [1]
Рис. 2
Поможем Колобку убежать от Зайца. А для этого надо выполнить задание. На доске записано предложение. Спишите.
Коля принёс колья.
- Найдите похожие слова.
- Коля, колья
- Объясните значения слов. От чего зависит, что значения слов различны?
- ь, ударение.
- Какую роль играет Ь в этих словах?
- Не даёт сливаться согласному с гласным.
- Посчитайте кол-во звуков в каждом слове.
- Коля– 4 зв., колья – 5 зв..
- В русском языке есть такое правило:
Если в слове после мягкого согласного перед гласными е, ё, ю, и, я слышится звук [й], то в таком слове пишется разделительный мягкий знак.
- Посмотрите на слова и скажите, почему буква ь называется разделительным?
Бельё, семья, соловьи, ученье, вьюга.
- Мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным.
- После каких букв пишется ь-разделительный?
- После согласных.
- Перед какими буквами он пишется?
- Перед гласными е, ё, ю, и, я.
- Какое ещё условие должно выполняться при написании разделительного ь?
- В словах с разделительным ь всегда слышится звук [й].
- Запишите слова с доски, подчеркните в них разделительный ь.
Молодцы! С вашей помощью Колобок сумел убежать от Зайца. А впереди – Волк.
Вот навстречу серый Волк,
В Колобках он знает толк. (Рисунок 3) [1]
Рис. 3
Чтобы помочь Колобку убежать от Волка, надо выполнить упражнение № 201.[2]
- В каких словах подчеркнули разделительный мягкий знак?
- Полью, оленьи.
- Обоснуйте свою точку зрения.
- Пишется после согласного, перед глаcными ю, и, в словах слышится звук [й].
Молодцы! С вашей помощью Колобок сумел убежать от Волка.
Не попал он Волку в лапы,
Вдруг навстречу Косолапый. (Рисунок 4) [1]
Рис. 4
Если справимся с упражнением № 203 [2], Колобок сумеет убежать от Медведя. Постарайтесь помочь Колобку. (Выполнение упражнения, проверка)
Вот и убежал Колобок от медведя.
V. Физкультминутка
Колобок наш утомился,
На пенёчке развалился,
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядка по уму. (Рисунок 5) [1]
Рис. 5
VI. Продолжение работы
Вот и лисонька идёт
И такую речь ведёт:
«Съем тебя я Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 5 минут
Выполнить, что есть вот тут». (Рисунок 6) [1]
Рис. 6
Нам с вами нужно отгадать кроссворд. Будьте внимательны.
- Снежная буря (вьюга)
- Домики для пчёл (ульи)
- Мать, отец, дети (семья)
– Животное (обезьяна)
- Ягоды, сваренные в сахаре (варенье)
И с этим заданием вы справились, а это значит, Колобок и от Лисы спасся.
VII. Домашнее задание
Посмотрите на упражнение № 202.[2] Все ли задания вам понятны? Есть ли вопросы по выполнению упражнения? Запишите в дневники: упр. 202, правило.
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, вспомните, что нового вы узнали на уроке?
- Мягкий знак может быть не только показателем мягкости согласных, но и разделительным.
Мне понравилось, как вы работали. Молодцы. Спасибо вам не только от меня, но и от Колобка, которому вы помогли благополучно вернуться домой. Урок закончен.
Список литературы
- «Альбом для раскрашивания» Изд. №243 р. Внешторгиздат . Москва, 125807, Оружейный пер., 25 а. Можайский полиграфкомбинат. Можайск, 1432000, ул. Мира, 93. 48030 (без объявления)
- Учебник «Русский язык». Автор Т.Г. Рамзаева. Москва, «Дрофа» 2007 г.