Обобщающий урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Обобщить и закрепить знания об имени существительном.

Задачи урока

1) Формирование умения обобщать, делать выводы.

2) Проверить усвоение знаний об имени существительном.

3) Способствовать развитию речевых и коммуникативных способностей, групповой формы организации деятельности учащихся.

3) Воспитывать уважение друг к другу, к окружающей природе.

Оборудование:

Рабочие тетради, учебники, раздаточный материал для работы в группах, сигнальные карточки, презентация, сюита Э. Грига “Утро”, плакат королевы “Имя существительное”, музыка для физкультурной минутки Дамиана Луиса.

Тип урока.

Урок закрепления знаний, умений и навыков с компьютерной поддержкой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

Мотивация.

- Урок русского языка у нас сегодня необычный. Главной героиней его будет королева, а имя её вы должны сейчас отгадать, определив, какая часть речи больше других будет повторяться в стихотворении. При работе вы будете использовать оценочный лист.

Определение части речи Упражнение в чистописании. Словарная работа .Игра: “Бегущие минутки” Распределение слов по склонениям Работа над деформированным текстом Работа по карточкам Минутка юмора Сочинение Самооценка Оценка учителя
                   

Нам подарили в Новый год чудесные подарки:
конфеты, книжки, паровоз и мяч,
и мячик яркий, машинки, яблоки, цветы
и лыжи, и тетрадки, и пароходы, и шары,
и обруч, мягкий, гладкий.
Спасибо, дедушка Мороз, что ты подарки нам принёс.
Да, нашу королеву зовут “Имя существительное”.
- Какие слова мы называем именами существительными? (Оценка)

 Сюрприз. Звучит мелодия Э. Грига “Утро”, на доске появляется изображение королевы “Имени существительное”.

Пришла она к нам на урок не случайно. Она интересуется тем, на сколько вы грамотны, что вы знаете об этой части речи.

- Что значит, быть грамотным?

Королева принесла с собой сюрпризы, физкультминутки, игры, указы, послания и просьбы.

II. Упражнение в чистописании.

Королева “Имя существительное” просит вас выполнить соединение элементов букв, нарядив ёлочку шарами. ( Записываем число и классная работа в рабочей тетради).

Приложение 1, слайд №1.

хж, эзэ, хжх, эх, зк

Придумайте свои цепочки. Напишите в тетрадях по желанию несколько свих цепочек. (Показ лучших работ, объявление королевой благодарности, взаимооценивание.)

III. Словарная работа.

  • Указ королевы: отгадать загадки, записать отгадки, выделив орфограмму, составить предложение, используя эти слова.
  1. Это слово обозначает неодушевлённый предмет, хотя на нём чаще всего изображены одушевлённые предметы.
  2. Торжественная форма приветствия или отдавания почестей выстрелами, ракетами.
  3. Слово пришло из латинского языка, где означало “будьте здоровы”.
  4. Здание для обслуживания пассажиров.
  5. Собрание однородных предметов.
  6. Листок, который даёт право пользоваться чем–либо, входить куда- нибудь.
  7. Отсутствие ограничений, того, что мешает жизни.
  8. Злак, из которого пекут белый хлеб?
  9. Слово указывает на точное место проживания.
  10. Транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов.
  11. Успех в бою; успех в соревнованиях.
  12. Таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели.

Проверка. Приложение 1.Слайд №2.(Самооценка).

  • Физкультурная минутка для глаз: упражнения для глазных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз);

- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;

- вращать глазами по движению круга. Приложение 1, слайд №3.

IV. Выявление знаний об именах существительных.

Королева предлагает вам поучаствовать в игре: “ Бегущие минутки”.

Расскажите об имени существительном.

  1. Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
  2. Сколько родов у имени существительного?
  3. Как изменяются имена существительные?
  4. Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?
  5. В каком числе имена существительные различаются по склонениям?
  6. Как определить склонение имён существительных?
  7. Какие имена существительные относятся к первому склонению?
  8. Какие имена существительные относятся ко второму склонению?
  9. Какие имена существительные относятся к третьему склонению?
  10. Какая часть существительного изменяется при склонении?
  11. У существительных, каких склонений и в каких падежах окончания - е, - и?
  12. Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (оценивание)

V. Распределение слов по склонениям.

Послание королевы: распределить данные имена существительные по склонениям, поставьте эти имена существительные в родительный, дательный, предложный падеж, обоснуйте правильность свих работ.

Задание 1. Армия, учитель, степь, лошадка, конь, лошадь, площадка, грач, площадь, мама, платье, мать, пустыня, пальто, зелень.

Задание 2. От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.

беглый, верхний, жалобный

Задание: 3. Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.

К л.сному оз.ру от ш..е в.ла у.кая тр.пинка. Ср.ди нал.в.ных к.лос.ев рж. С.нел гл.зок василька. Из т.жёлой тучи спл.шной ст.ной хлынул дож..

(Коллективная проверка с использованием сигнальных карточек: 1, 2, 3 склонение, падежные окончания.) Занесение оценки в оценочный лист.

VI. Работа над деформированным текстом. Приложение 1. Слайд №4.

А как вы справитесь с работой над деформированным текстом? Решила узнать королева, приготовив вам послание на слайде.

Спишите текст, разделите на абзацы, расположив предложения в правильной последовательности.
Поставьте имена существительные в скобках в нужной форме.
Озаглавьте текст.

- Прочитайте текст, который у вас получился. Как озаглавили?
- Какая поговорка встретилась вам в тексте?
- Почему птицам надо помогать зимой?

- В каком падеже стоят имена существительные?

- Как проверили безударные падежные окончания имён существительных?

Проверка. Приложение 1. Слайд №5, №6.

(С этим посланием королевы вы справились, в оценочный лист поставьте оценку.)

VII. Дифференцированная работа по карточкам.

Просьба королевы: вставить пропущенные падежные окончания, указать падеж.

(Учащиеся работают в группах, выбрав по своим способностям карточку.)

Карточка №1.

Гнездо белк. было на дерев..

Из скворечн. слышался писк птенцов.

К вечеру мы добрались до деревн..

Карточка №2.

На вершин. холма виднелась деревенька.

В туман. у перевала стояла сосна.

Больной нуждался в помощ. врача.

Карточка №3.

Дал корм коров..

Листочки пожелтели на берёзк..

Белка прыгала с ветк. на ветку.

Карточка №4.

Любовь матер. согревает нас.

Рассказ был написан в тетрад..

Теплоход подошёл к пристан..

Карточка 5. Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.

К ст.ро.ке л.сника пришла л.сиха. Добле.но трудится м.л.дё.ь на стр.ительстве ж.лого дома. На х.лме над р.кой рос ду. . Л.чебное р.стение зв.робой растёт у р.ки. Задание: Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительных.

Задание 6. В (центр) сп.ртивной (пл.щ.ка) встреч.ется гру..а б.гунов. На (в.рхушка) (ель) сне. л.ж. (ша.ка). По (д.рога) к (с.ло) проехал вездехо. . По (площ.. ь) Маш.на промч.лась к (аптека). Сла.ко спал м.лыш..в (кровать).

(Взаимопроверка по номеру карточки, занесение оценок в лист, благодарность королевы.)

VIII. Физкультурная минутка под музыку Дамиана Луиса.

Пришла зимушка – зима!

Все тропинки, все дорожки

Закружила, замела.

Запряжём-ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
А ногами мы притопывать начнём,
А руками мы прихлопывать начнём.
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова!

IX. Минутка юмора королевы. Оценить творчество Незнайки, сделать вывод. (Работая в группах, учащиеся исправляют в стихотворении окончания имён существительных, обмениваясь, осуществляют проверку, оценивают работу).

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашне и без пальты.
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв песню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.
- Над чем вы так смеялись?

Вывод: слова: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кофе, домино, пенсне не изменяются по падежам.

X. Предварительная подготовка к выполнению домашнего задания. Творческая работа по составлению рассказа по слайду “На кормушке”.

Королева “Имя существительное” имеет в своём королевстве много существительных. Живут здесь и существительные обозначающие названия птиц: воробей, ворона, синица, снегирь, свиристель, поползень и другие. В зимние морозные дни она особенно волнуется за них. Она просит вас, ребята, рассказать о том, как вы заботитесь о птицах. Картина “На кормушке” и опорные слова помогут вам составить сочинение на тему: “Птицы – наши друзья!”.

Опорные слова, словосочетания: Приложение 1.Слайды №6, №7.

холодная зима, белым покрывалом, холодные злые ветры, лютые морозы, помогают, вешают, прилетают, любят, песни, вредителей, пернатые друзья

(Дети устно сочиняют под музыку Э. Грига “Утро”). Слушание 1-2 сочинений. (Оценивание).

XI. Рефлексия. Итог урока. Оценивание своей деятельности на уроке.

Благодарность за работу объявляет учащимся королева “Имя существительное”.

Подсчёт баллов в оценочном листе.

За наивысший балл – 44- 45 вручаются “Совы” – символы мудрости,

от 39 до 43 баллов - “Так держать!”,

ниже 39 баллов – “Не вешать нос!”

XII. Задание домой: написать рассказ по слайду “На кормушке”, указать падеж имён существительных. Приложение 1. Слайд №8, №9.