Цели: уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] и [п]; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа предложения; расширение лексического и глагольного словаря; закрепление в речи структуры распространенного предложения; коррекция психофизических функций; развитие воображения; преодоление двигательной неловкости.
Содержание занятия
1. Оргмомент.
Загадка про Буратино.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
Психогимнастика.
- Правильно, Буратино.
Давайте покажем, каким был в сказке Буратино: весёлым, озорным, грустным и каким он стал послушным, умным, добрым.
(Дети изображают Буратино)
- К нам в гости из школы пришел Буратино и просит помочь ему выполнить домашнее задание. Он не может понять, чем похожи и различаются звуки [б] и [п]?
2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] и [п].
- В каком положении находятся губы? – Сомкнуты.
- Какая воздушная струя призвуке [б], при [п]? – При [б]-слабая, при [п]-сильная.
- Проверьте, работают или нет голосовые связки при образовании данных звуков. Произнесите звуки [б] и [п]. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков (Одинаково). Как мы произносим (Губами, губы сжаты).
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли ваше горло при произнесении звука [б]: б-б-б (Дрожит). С голосом или без голоса произносите звук [п] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? – п-п-п (Не дрожит).
Делается я вывод, что звук [б] произносится с голосом, он звонкий. А [п] произносится без голоса, он глухой.
3. Звуки соотносятся с буквами Б и П.
Упражнения на развития воображения и мышления.
- Посмотрите, какой длинный нос у Буратино! Давайте представим, что наш нос стал длинным, как у Буратино. Мы будем нашим длинным носом в воздухе писать буквы Б и П.
(Выполняются движения).
4. Составление предложений по картинкам: «Кто как передвигается?»
(На доске картинки: лягушка, черепаха, рыба, птица, собака).
Дети называют картинки.
- Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Лягушка, что делает? (Прыгает). Повторите. ( Учитель задает вопрос, а ученики отвечают на него. Итак, про каждого животного). (Лягушка прыгает, черепаха ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает).
- Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышится звуки [б] или [п]? (Прыгает). Какой звук [б] или [п]? – ( [п] ). Какой звук слышится после звука [п]? - ( [р] ). (Также анализируются следующие звуки в слове).
5. Физминутка.
- Ребята давайте поиграем. Я буду называть действия животных, а вы будите изображать! Лягушка прыгает, черепаха ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает. (Учитель называет действие, а ученики изображают).
6. Составление предложений про Буратино.
- Ребята, Буратино хочет задать вам два вопроса. Он спрашивает: «Что у меня содержит звук [п]?». (Шапочка, пуговицы, пряжка). А что содержит звук [б]? (Башмаки, букварь).
- Давайте придумаем предложение со словом «БАШМАКИ». (Дети придумывают предложения).
- Во втором предложении будет слово «БУКВАРЬ».
- В третьем будут слова «КУРТОЧКА», «ПУГОВИЦЫ».
- Посчитайте, сколько пуговиц на курточке у Буратино? (Дети дают полный ответ).
(Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком [б] и [п] ).
7. Подбор предложений к графическим схемам.
Предлагаются следующие схемы:
Каждая схема анализируется по количеству слов. Под схемами раскладываются картинки: «Бабушка принесла яблоки», «Боря упал». Каждое слово соотносится с элементом графической схемы. При назывании слова показывается соответствующий элемент.
- Начертите первую схему в тетради. Запишите под ней предложение: « Бабушка принесла яблоки». Подчеркните букву [б] и [п] разными цветами.
- Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение: «Боря упал». Подчеркните букву [б] и [п] разными цветами.
8. Диктант.
Логопед читает предложения, дети записывают вместо слов буквы Б и П.
«Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки.»
9. Подведение итогов занятия.
Используемая литература:
- Лопаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва,: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика.- Москва,:ЭКСМО, 2007.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва,: ВЛАДОС, 2002.