Цель:Закрепление правильной артикуляцию звука "С", автоматизация звука "С" в словах.
Программное содержание:
- образовательная: закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностей; развитие мыслительных операций: сравнения и обобщения; совершенствование внимания, памяти.
- коррекционная: уточнение движений и закрепление условно - рефлекторных связей на данный артикуляционный образ звука "С"; закрепление произношения звука "С" в слогах; развитие фонематического слуха на данный акустический образ; развитие координации движений, пространственной ориентировки; развитие неречевых функций; совершенствование речевой моторики (переключаемость, координация, точность выполнения движений); развитие орального праксиса.
- воспитательная: взаимоконтроль, соблюдение КГН при выполнении артикуляционной гимнастики, создание положительных эмоций, умение организовать свое рабочее место.
Предварительная работа: игры - упражнения на развитие фонематического слуха "Кто больше", "Где звук?"
Оборудование: магнитофон, кассета с РНП "Два весёлых гуся", маска совы, маска лисы, макет кабины автобуса, руль, стулья по количеству детей, ткань для имитации "лужи".
Ход занятия
1.Организационный момент. Сообщение темы занятия.
/дети рассаживаются за столы/
Логопед: Ребята, давно вы были в зоопарке?
- Кто там живёт?
- Назовите одним словом тех, кто там живёт?
- Сегодня мы поедим на прогулку в зоопарк. Автобус ждёт нас на остановке, давайте пройдём к нему и займём места.
/дети проходят на ковёр/
2. Развитие общей моторики, ориентировки в пространстве.
Логопед: Недавно прошёл дождик. Что остаётся после дождя?
- Давайте перепрыгнем через одну такую лужу, как это умеют делать лягушата
/дети перепрыгивают через "лужу" на двух ногах/
- В зоопарке мы увидим лошадку. Она скачет резво, быстро. Покажите.
/дети имитируют движение лошадки/
Я лошадка, серый бок -
/дети щёлкают языком/
Я копытцем постучу,
/дети щёлкают языком/
Если хочешь - прокачу.
/дети щёлкают языком/
Посмотри, как я красива -
/дети щёлкают языком/
Хороши и хвост, и грива.
/дети щёлкают языком/
Я лошадка, серый бок!
/дети щёлкают языком/
Логопед: Посмотрите, как летают воробушки. Покажите, как летают и прыгают воробышки.
/дети двигаются в произвольных направлениях, отведя руки в стороны, прыгают/
3. Закрепление правильной артикуляции звука "С"
Логопед: Подул ветерок, воробышки разлетелись.
- Улыбнитесь, опустите кончик языка за нижние зубы, и на выдохе произнесите длительно звук "С".
- Хорошо показали и сказали звук "С". Ветерок прохладный, пройдём быстрым шагом, но не бежим, к автобусу.
- Вот и автобус. Посмотрите, у него спущено одно колесо. Накачаем его. Возьмите насосы и накачайте спущенное колесо - звук "С" произносится отрывисто.
/дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены так, как расположены места в автобусе/
- Хорошо накачали колесо, а теперь поехали в зоопарк.
4. Автоматизация звука "С" в словах.
Логопед: Вот мы и приехали, пройдём по зоопарку.
- Здесь в дупле кто-то живёт. Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - летит в дупло. Кто это? /отгадка - "сова"/
/один ребёнок надевает маску совы, остальные дети - птички/
Условия игры: Сова сидит на стульчике, дети бегают вокруг неё и говорят: "Сова, сова, совиные глаза. На суку сидит, во все стороны глядит, да вдруг как полетит:". После этих слов сова начинает ловить птичек, пойманная птичка становится совой /повторить игру 2 - 3 раза/
Логопед: Посмотрите на гусей, плавающих в пруду. Давайте присядем и споём песню про двух весёлых гусей (звучит песня "Два весёлых гуся").
Логопед: В конце нашей прогулки сходим в гости ещё к одному зверю?
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт. Кто это? /отгадка - "лиса"/
- В слове лиса есть звук "С"?
- Какой по счёту звук "С" в слове лиса?
- Вспомните про положение губ, зубов, языка при произнесении звука "С".
- Перед отъездом из зоопарка поиграем?
/один ребёнок надевает маску лисы и прячется за стульчиком, остальные дети - куры/
Условия игры: Куры гуляют, клюют зёрна и приговаривают: "Лиса рядом притаилась, лиса кустиком прикрылась. Лиса носом повела, убегайте кто куда". Лиса выбегает и ловит кур /повторить игру 2 - 3 раза/
5. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, нам пора возвращаться. Уезжаем из зоопарка на автобусе. Подкачаем ещё раз колеса.
/дети имитируют работу насоса и отрывисто произносят звук "С"/
Логопед: Хорошо подкачали колёса. Можно ехать.
- Будьте внимательны: я буду произносить слова, если услышите в названии звук "С" хлопните в ладоши.
/слова: ворона, лиса, вол, слон, белка, сова, сорока, носорог, медведь, зайка, лес/
6. Итог занятия.
Логопед: Вот мы и вернулись в детский сад. Вы были внимательными. Пройдите за столы и сядьте на стульчики.
Логопед:
- Куда мы ездили на прогулку?
- На чём мы ездили?
- Кого мы видели в зоопарке и знаем?
- Какой звук мы правильно учились произносить?
- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук "С" и скажите, где он стоит в начале, в конце или в середине?
/логопед положительно оценивает деятельность каждого ребёнка/