Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Наблюдать над словами-признаками; формировать умение ставить к ним вопросы и выделять существенные и несущественные признаки предметов; определить роль прилагательных в русском языке;
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся, орфографическую зоркость
  • Воспитывать любовь к русскому языку, способствовать воспитанию доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Методы и приемы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • частично-поисковый

 Ход урока

I. Орг.момент.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске - запись:

Круглый, полосатый, сладкий, красный. :::::.

Сильный, бурый, косолапый. ::::::::.

Учитель. Ребята, отгадайте загадки.

Дети. арбуз и медведь

Учитель. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Дети. Парная согласная в корне слова. В слове арбуз парная согласная в корне слова з проверочное слово- арбузы. В слове медведь парная согласная в корне слова д проверочное слово - медведи.

Учитель. Почему легко было узнать предметы?

Дети. В предложении встретились слова- подсказки

Учитель. Как одним словом можно назвать слова- подсказки?

Дети. Слова признаки

Учитель. Кто может назвать тему урока?

Дети. Слова признаки

Учитель. Какая цель урока?

Дети. Наблюдать за словами признаками, для чего они нужны?

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Что означают слова признаки?

Дети (предположения детей)

Учитель. На какой вопрос отвечают слова признаки ?

Дети. Какой? Какая? Какие? Какое?

Учитель. Давайте попробуем подобрать слова признаки к слову мяч

Дети. Круглый, большой, красный, резиновый.

Учитель. Что определили у предмета?

Появляется запись на доске

Круглый

Большой

Красный

Резиновый

по форме

по размеру

по цвету

по материалу

Учитель делит детей на группы

Учитель. Подберите к словам признакам противоположные по смыслу слова.

Работа в группах.

  • Сильный - :::::::::::.
  • Длинный- ::::::::::::
  • Молодой - ::::::::::::
  • Храбрый- ::::::::::: .
  • Веселый - :::::::::::..
  • Глупый - ::::::::::::.

Учитель. По какому признаку подобрали противоположные по смыслу слова?

Появляется запись на доске

Сильный - слабый

Длинный - короткий

Молодой - старый

Храбрый - трусливый

Веселый - грустный

Глупый - умный

по силе

по силе

по возрасту

по храбрости

по настроению

по уму

Учитель. Как называются противоположные по смыслу слова?

Дети. Слова антонимы

Учитель. Зачем нужны слова антонимы?

Дети. Сравнивать 2 предмета, увидеть их отличие.

IV. Закрепление нового материала

Учитель. Проведем игру "Аукцион "

Учитель. Используя алгоритм, опишите предметы. Получите фишку , если назовете больше 5 слов.

  • Шапка - вязанная, шерстяная, теплая, синяя, :::::::::::::::::::.
  • Автобус - красный, железный, новый, длинный, большой::::::::::::::
  • Карандаш - зеленый, красивый, деревянный, длинный:::::::::::::::.
  • Попугай - умный, разноцветный, домашний, говорливый, пугливый:::::::::..
  • Поросята - розовые, грязные, толстые, маленькие, веселые:::::::::::::.
  • Тигр - полосатый, свирепый, хищный, сильный, смелый:::::::::::::::

Учитель. Образуйте от слов предметов - слова признаки

Рука - капуста - рыба -
Лимон - река - мясо -
Чудеса - звезды - весна -

Дети. Ручной, лимонный, чудесный, капустный, речной, звездный, рыбный, мясной, весенний.

V. Домашнее задание

Учитель. Опишите любимое существо с помощью имён прилагательных.

VI. Итог урока

Учитель. Для чего нужны слова-признаки?

Дети. Чтобы речь была красивой.