Урок русского языка во 2-м классе по теме "Неизменяемые слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу со словами, форма которых не меняется;
  • отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
  • отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;
  • обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать интерес к языку;
  • формировать умение самоконтроля.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

– Сегодня мы продолжим работу со словами, форма которых не меняется, будем учиться изменять форму слова, выделять окончание, записывать грамотно слова и предложения.

III. Каллиграфическая минутка (отработка написания и соединения букв Яя, расширение словарного запаса).

– Внимательно посмотрите на слова с одинаковой пропущенной буквой. Догадайтесь, какая буква пропущена? (Буква «я»)

м*ть, р*д, в*з, м*мл*

– Что обозначает слово «вяз»? (Большое дерево с крепкой древесиной)
– Кого называют «мямлей»? (Вялый, нерешительный человек)
– Вспомните, как правильно писать заглавную и строчную букву Яя (Показ учителем, прописывание до конца строки).

IV. Работа с неизменяемыми словами

– На прошлом уроке мы познакомились с неизменяемыми словами. Назовите их. (Пальто, шоссе, кино, метро).
– Откуда эти слова «пришли» в русский язык?
– Почему они так называются? (Не меняют форму, не имеют окончания)
– Придумайте предложения с этими словами.
– Запишем 2 предложения. (У мамы новое пальто. Пойдём в кино!)
– Какие это предложения по цели высказывания? по интонации?
– Подчеркните неизменяемые слова. Выделите окончания. (Дети должны сказать, что неизменяемые слова не имеют окончаний)

V. Работа по изменению формы слова и выделение окончаний по алгоритму

– Давайте вспомним, как надо выделять окончания в словах, использую алгоритм.

  1. Изменю форму слова по вопросам.
  2. Ищу общую часть в формах слова.
  3. Изменяемая часть является окончанием.

Выполнение упражнения в учебнике (стр.69 упр.7) Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные слова, в которых обозначим окончание, используя алгоритм. (бережок – подойти к чему? около чего? Какая часть изменяется? Это окончание. И т.д.)

– Относятся ли выделенные слова к неизменяемым? (Нет, т.к. меняют форму, имеют окончание)

VI. Работа по развитию речи учащихся, обогащению устной и письменной речи, формирование умения самоконтроля

– А сейчас мы будем учиться правильно употреблять в речи и записывать неизменяемые слова.
Незнайка написал письмо Знайкам из 2-го класса, но не все слова записал буквами, вместо некоторых слов нарисовал рисунки. Прочитаем его послание. (На месте слов в скобках размещены рисунки).

По (радио) хвалили новое (кино) . Я надел (пальто) , купил (эскимо) и поехал в (метро) . Фильм про (пони) мне очень понравился!

– Какие слова Незнайка не научился писать? (Неизменяемые)
– Запишите первое и второе предложение, подчеркните неизменяемые слова.

VII. Физминутка под музыку песни «Пони бегает по кругу…»

VIII. Закрепление изученного

Игра «в слова»: « Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет.

месяц, такси, облако, пони, коньки, кенгуру

– Почему слова коньки и пони оканчиваются на одну букву, но записаны в разные столбики?

IX. Итог урока

– Что нужно помнить, когда мы употребляем слова метро, пальто, шоссе? (Эти слова – неизменяемые).