Цели:
- продолжить работу со словами, форма которых не меняется;
- отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
- отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;
- обогащать устную и письменную речь учащихся;
- развивать интерес к языку;
- формировать умение самоконтроля.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
– Сегодня мы продолжим работу со словами, форма которых не меняется, будем учиться изменять форму слова, выделять окончание, записывать грамотно слова и предложения.
III. Каллиграфическая минутка (отработка написания и соединения букв Яя, расширение словарного запаса).
– Внимательно посмотрите на слова с одинаковой пропущенной буквой. Догадайтесь, какая буква пропущена? (Буква «я»)
м*ть, р*д, в*з, м*мл*
– Что обозначает слово «вяз»? (Большое дерево
с крепкой древесиной)
– Кого называют «мямлей»? (Вялый,
нерешительный человек)
– Вспомните, как правильно писать заглавную и
строчную букву Яя (Показ учителем,
прописывание до конца строки).
IV. Работа с неизменяемыми словами
– На прошлом уроке мы познакомились с
неизменяемыми словами. Назовите их. (Пальто,
шоссе, кино, метро).
– Откуда эти слова «пришли» в русский язык?
– Почему они так называются? (Не меняют форму,
не имеют окончания)
– Придумайте предложения с этими словами.
– Запишем 2 предложения. (У мамы новое пальто.
Пойдём в кино!)
– Какие это предложения по цели высказывания? по
интонации?
– Подчеркните неизменяемые слова. Выделите
окончания. (Дети должны сказать, что
неизменяемые слова не имеют окончаний)
V. Работа по изменению формы слова и выделение окончаний по алгоритму
– Давайте вспомним, как надо выделять окончания в словах, использую алгоритм.
- Изменю форму слова по вопросам.
- Ищу общую часть в формах слова.
- Изменяемая часть является окончанием.
Выполнение упражнения в учебнике (стр.69 упр.7) Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные слова, в которых обозначим окончание, используя алгоритм. (бережок – подойти к чему? около чего? Какая часть изменяется? Это окончание. И т.д.)
– Относятся ли выделенные слова к неизменяемым? (Нет, т.к. меняют форму, имеют окончание)
VI. Работа по развитию речи учащихся, обогащению устной и письменной речи, формирование умения самоконтроля
– А сейчас мы будем учиться правильно
употреблять в речи и записывать неизменяемые
слова.
Незнайка написал письмо Знайкам из 2-го класса, но
не все слова записал буквами, вместо некоторых
слов нарисовал рисунки. Прочитаем его послание. (На
месте слов в скобках размещены рисунки).
По (радио) хвалили новое (кино) . Я надел (пальто) , купил (эскимо) и поехал в (метро) . Фильм про (пони) мне очень понравился!
– Какие слова Незнайка не научился писать? (Неизменяемые)
– Запишите первое и второе предложение,
подчеркните неизменяемые слова.
VII. Физминутка под музыку песни «Пони бегает по кругу…»
VIII. Закрепление изученного
Игра «в слова»: « Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет.
месяц, такси, облако, пони, коньки, кенгуру
– Почему слова коньки и пони оканчиваются на одну букву, но записаны в разные столбики?
IX. Итог урока
– Что нужно помнить, когда мы употребляем слова метро, пальто, шоссе? (Эти слова – неизменяемые).