Цель урока:
Обучающая:
1. Учить детей узнавать знакомую по содержанию
книгу в разных изданиях.
2. Расширять читательский кругозор через
знакомство с литературой народов мира, в
частности с творчеством Шарля Перро.
Развивающая:
1. Развивать умение ориентироваться в книгах.
2. Обдумывать прочитанное.
З. Развивать умения самостоятельно задавать
вопросы по содержанию текста.
4. Выделять характерные особенности героев.
5. Формировать творческое воображение, интерес к
слову, рифме.
Воспитывающая:
1 .Воспитывать интерес к учению через
нестандартную форму урока.
2. Воспитывать культуру общения в группах.
3. Воспитывать нравственные черты характера.
Ход урока
I. Организационный момент.
Положительный настрой на урок.
II. Работа над темой урока.
Сегодня, на уроке внеклассного чтения мы побываем в гостях у французского писателя-сказочника Шарля Перро.
- Знаете ли вы сказки Шарля Перро? Назовите их.
- Над какой сказкой мы будем работать на уроке?
III. Умение ориентироваться в книгах.
- На выставке книги, которые вы читали к уроку. В них одна и та же сказка. Объясните, почему книги разные? (ответы детей: разные издательства, год издания, разные художники).
- Найдите лишнюю книгу. Обоснуйте свой ответ. (Среди книг Шарля Перро стоит книга П. Ершова “Конек Горбунок”).
IV. Условие турнира:
Наш урок будет проходить в форме литературного турнира, в котором будут участвовать три команды - каждый ряд. Выберите себе название команды.
Разрешите пожелать вам доброго отношения друг к другу и, конечно же, победы. Следить за игрой будет честное и справедливое жюри. За каждый правильный ответ вы будете получать один балл. Итак, начинаем….
Первый конкурс: “А ну-ка отвечай-ка!”
1. Назовите главных героев сказки?
2. Какое наследство оставил сыновьям отец, после
своей смерти?
3. Почему именно младшему брату достался кот?
4. Почему он горевал по поводу своего наследства?
5. Как отреагировал кот на то, что из его шкуры
сошьют рукавицы?
6. Почему кот решил помочь хозяину?
7. Почему хозяин поверил коту?
8. Куда отправился кот с добычей?
9. Почему кот дал своему хозяину новое имя?
10. Куда собрался отправиться король со своей
дочкой?
11 .Что придумал кот по этому поводу?
12. Почему король помог Маркизу?
13. Почему косари и жнецы говорили королю
неправду?
14. 0 какой волшебной силе Людоеда разузнал кот?
15. Почему Людоед стал превращаться в разных
зверей?
16. Какую хитрость придумал кот, встретившись с
Людоедом?
17. Какое предложение сделал король Маркизу?
18. Почему кот перестал охотиться на мышей?
Второй конкурс: “Пантомима”.
Изобразить героев так, чтобы команда - соперница отгадала ваш персонаж. Необходимо выделить характерные особенности данного героя. (Команды выбирают карточки, на которых записаны герои).
1. Людоед
2. Кот в сапогах
3. Маркиз де Карабас
(Можно использовать реквизит).
Третий конкурс: “Ты мне — я тебе!”
Команды должны составить по два вопроса своим противникам по содержанию сказки. Баллы получают команды задавшие вопрос и ответившие на него.
Четвёртый конкурс: “Угадай-ка!”
Назовите, кому принадлежат показанные вещи:
1. Сапоги
2. Нож
3. Корона
4. Шляпа
5. Сено
6. Капуста
7. Серп
8. Мешок
9. Шпага
10. Мелъница
Пятый конкурс: “Отвечай — не зевай!”
За одну минуту команда должна дать как можно больше ответов на вопросы. Жюри засекает время и считает количество правильных ответов.
1. Кем работал отец, у которого было три сына?
2. Какое наследство после смерти отца досталось:
старшему брату?
3. - среднему брату?
4. - младшему брату?
5. Что хотел сделать с котом младший брат?
6. Для чего сгодилась бы шкура?
7. Что попросил кот у хозяина?
8. Что положил в мешок кот?
9. Для чего нужна была капуста?
10. Какое имя дал кот своему хозяину?
11. Откуда он взял это имя
12. Кто попал коту в мешок во второй раз?
13. Знал ли хозяин замысел кота, когда тот
отправлял его купаться?
14. Что за крик поднял кот на берегу?
15. Куда делась одежда хозяина?
16.Какую помощь оказал Маркизу король?
17. Как разговаривал король с Маркизом?
18. Какие чувства вызвала принцесса у Маркиза?
19. Почему кота не взяли в карету?
20. Кого кот увидел на лугу?
21. Что приказал кот косарям?
22. Кто еще встретился на пути кота?
23. Что отвечали косари и жнецы на вопрос короля?
24. Чьи были владения на самом деле?
25. Как король отнесся к богатству Маркиза?
26. Как принял Людоед кота в замке?
27. В каких зверей превращался Людоед?
28. Кем стал кот после женитьбы Маркиза?
Шестой конкурс: “Творческая страничка”
1. Предлагаю стать соавторами Шарля Перро и придумать свою концовку к сказке.
2. Проба пера.
Задание: Придумать рифму к слову котишка
Дети: плутишка, малышка, хвастунишка, трусишка, мартышка.
Задание: Предлагаю одну строку. Вы должны подобрать к ней рифму.
Однажды кот в сапогах...
Дети:
- Поймал кролика в кустах...
- Съел Людоеда в штанах...
Задание: Ответить на вопрос рифмой:
Котик, котик, где ты был?
Дети:
- Во дворец вчера ходил.
- Я Маркиза поженил.
Задание: Закончить вопрос, исходя из этого вопроса, подобрать рифму к ответу.
Почему у кота...
Дети: - На лапках два сапога?
Чтобы лапы кота.
Дети: - Были сухими всегда.
V. Подведение итогов. Награждение дипломами.
VI. Самооценка.
Предлагаю подарить на свадьбу Маркизу и Принцессе букет роз. Представьте себе, что мы — цветы. Цветы могут быть распустившимися, могут быть в бутонах. Загляни в себя. Дайте себе самооценку: как вы работали на уроке. Если были активными, покажите руками, что цветок раскрылся, если вы работали не в полную силу — цветок в бутоне.
VII. Оценки за урок - дети обсуждают в группах.
VIII. Рефлексия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту
сказку? (ответы детей)
- Добро побеждает зло. Дружба помогает!
- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко.
Быстро передайте тепло своей души другу,
соединив ладонь с его ладошкой.
Пусть ваше тепло согревает друзей и помогает им в трудную минуту.