Цели урока:
Учебная – систематизация и обобщение знаний учащихся по темам: “Линейный алгоритм” и “Функции обработки символьных величин”;
Развивающая цель – развитие приемов творческой активности, умений обобщать и анализировать, развитие алгоритмического стиля мышления;
Воспитательная цель – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, воспитание общей культуры, интереса у учащихся к истории и традициям своего народа, эстетического восприятия окружающего мира; создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации учащегося как личности.
Наглядность и оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, раздаточный материал, карточки с алгоритмами, словари русского языка, “Правила техники безопасности”, рейтинговый экран оценок, прикреплённый на магнитной доске, диск с народными песнями, компьютеры.
Структура урока:
- Организационный этап (1мин)
- Этап проверки домашнего задания(3мин)
- Этап повторения (2 мин)
- Этап закрепления изученного, контроля, самоконтроля и коррекции (20 мин)
- Этап практической работы (15 мин)
- Этап информации о домашнем задании (2 мин)
- Этап подведения итогов(2 мин)
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель: Сегодня мы проводим урок обобщения ваших знаний по теме “Линейные программы с использованием символьных величин”. Вы должны показать, как вы знаете операции над символьными величинами и как умеете применять функции для обработки символьных величин, а также развить навыки и умения самостоятельно работать в среде программирования.
Обобщая знания, мы познакомимся или вспомним некоторые старинные слова и узнаем их значение. Ваши знания будут оцениваться в течение всего урока, и отражаться на рейтинговом экране. Для реализации цели урока вы должны разделиться на 2 группы.
(учащиеся делятся на две группы)
II. Проверка домашней работы.
(В качестве домашней задачи учащимся было предложено написать программу с использованием строковых функций)
Перед уроком один ученик собирает тетради, проверяет домашнее задание, ставит оценки. Домашняя задача решена им и оформлена в виде презентации. После раздачи тетрадей, на данном этапе правильный ответ показан на экране через мультимедийный проектор, и учащиеся анализируют свои оценки и диктуют учителю, оценки заносятся в рейтинговый экран.
Итог: домашнее задание показало, что вы умеете использовать символьные величины в линейных программах и правильно выполняете действия над ними.
III. Повторение.
Учитель: Начнём мы этап повторения с того, чем отличаются символьные величины от числовых величин?
(ученики отвечают).
Учитель: Приведите примеры символьных и числовых величин из текста “Правила техники безопасности”
(ученики работают с текстом по правилам техники безопасности и приводят примеры, каждый ответ оценивается в 1 балл, оценки заносятся в рейтинговый лист)
Итог: Таким образом, мы повторили определение символьных величин и технику безопасности на уроках информатики.
IV. Этап закрепления изученного, контроля, самоконтроля и коррекции.
Учитель: Я попрошу каждого из вас приготовить словарь русского языка Даля, он понадобится нам для выполнения следующих заданий.
(Каждому ученику 1 и 2 группы выдаётся карточка со слогами)
Задание 1. Необходимо каждому:
1) образовать старинное русское слово, подсказкой вам будет служить следующий список слов на доске с помощью операции сложения, записать полученный алгоритм на естественном языке;
2) дать объяснение данному слову (члены одной группы могут помогать друг другу).
Работа в группе прекращается, как только заиграет музыка (музыка подбирается народная).
(При работе учащиеся используют список старинных слов, записанный на доске : арка, бричка, аршин, лазарет, баклуши, алтын, вершок, корец)
Каждый ученик из группы называет получившиеся слова, объясняет их значение, учитель оценивает ответ каждого ученика и выставляет оценку на рейтинговом экране.
Учитель: Какие свойства операции сложения вы можете назвать?
(за каждый ответ учащийся получает 1 балл в рейтинговый экран)
Задание 2.Учащимся обеих групп выдаются карточки со словами для образования из них следующих пословиц:
- Где жить, там и слыть.
- Во всяком подворье своё поверье.
- Всякому молодцу ремесло к лицу.
- На чужой стороне и весна не красна.
Необходимо: используя функцию LEN(A$), написать событийную процедуру подсчёта длины полученной пословицы.
Работа в группе прекращается, как только заиграет музыка (музыка подбирается народная)
(Один ученик из группы записывает получившуюся программу на доске и ставит оценки ученикам из своей группы за участие в составлении программы)
Учитель: Кто может объяснить значение полученных пословиц? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)
Учитель: Какие свойства функции LEN(A$) вы знаете? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)
Задание 3: “Что получилось?”
На доске записано слово A$= “ГОРНИЦА” и следующие выражения:
В$=MID$(A$,1,4)
В$=MID$(A$,1,3)+MID$(A$,7,1)
В$= MID$(A$,1,2)+MID$(A$,4,1)+MID$(A$,6,1)+”ы “
(задание выполняет каждый ученик и записывает в тетрадь получившиеся у него слова, ответ зачитывает первый, кто поднимет руку, он оценивается учителем, остальные оценивают свои ответы сами, ученик, отвечающий у доски, помогает учителю заполнить рейтинговый экран)
Учитель: Кто может объяснить значение слова “Горница”? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)
Учитель: Какие свойства данной функции вы знаете? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)
Задание 4.
Группа 1 получает задание: из слова челобитная получить слова: чело; тело; чебот
Группа 2 получает задание: из слова скоморох получить слова: коморка; комар; хоровод;
Работа в группе прекращается, как только заиграет музыка (музыка подбирается народная).
(Один ученик из группы записывает получившуюся программу на доске и ставит оценки ученикам из своей группы за участие в составлении программы).
Итог: Повторение показало, что вы знаете функции и их свойства, операции над символьными величинами. Можно переходить к практической работе.
V. Практическая работа.
(Перед практической работой учитель выдаёт карточки с алгоритмами)
Учащимся необходимо исполнить на компьютере программы, записанные на доске, запустив приложение “Visual Basic” и показать результат двух программ учителю. Работа строится по следующему алгоритму:
- Включить компьютер
- Загрузить программу Visual Basic 6.0
- Создать графический интерфейс проекта
- Ввести текст событийной процедуры
- Запустить программу на выполнение
- Проверить результат
- При необходимости отредактировать процедуру и запустить программу заново
- Проанализировать результат учителю
(учитель выставляет баллы за практический этап урока каждому ученику в рейтинговый экран)
VI . Подведение итога урока.
Учитель:
- Какие знания мы обобщили?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Для чего нужно помнить старинные слова?
Учитель с помощью проектора показывает критерии оценки на уроки :
От 30 баллов и выше – оценка “5”
От 24 баллов до 29 баллов – “4”
От 18 баллов до 23 баллов – “3”
Ученики считают сумму баллов, полученных на уроке, называют свои оценки, учитель ставит их в журнал.
VII. Домашнее задание.
Подобрать пословицу, содержащую старинные слова, вырезать из пословицы эти слова и записать значение каждого такого слова.