Составление линейных программ с символьными величинами (9-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока:

Учебная – систематизация и обобщение знаний учащихся по темам: “Линейный алгоритм” и “Функции обработки символьных величин”;

Развивающая цель – развитие приемов творческой активности, умений обобщать и анализировать, развитие алгоритмического стиля мышления;

Воспитательная цель – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, воспитание общей культуры, интереса у учащихся к истории и традициям своего народа, эстетического восприятия окружающего мира; создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации учащегося как личности.

Наглядность и оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, раздаточный материал, карточки с алгоритмами, словари русского языка, “Правила техники безопасности”, рейтинговый экран оценок, прикреплённый на магнитной доске, диск с народными песнями, компьютеры.

Структура урока:

  1. Организационный этап (1мин)
  2. Этап проверки домашнего задания(3мин)
  3. Этап повторения (2 мин)
  4. Этап закрепления изученного, контроля, самоконтроля и коррекции (20 мин)
  5. Этап практической работы (15 мин)
  6. Этап информации о домашнем задании (2 мин)
  7. Этап подведения итогов(2 мин)

Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель: Сегодня мы проводим урок обобщения ваших знаний по теме “Линейные программы с использованием символьных величин”. Вы должны показать, как вы знаете операции над символьными величинами и как умеете применять функции для обработки символьных величин, а также развить навыки и умения самостоятельно работать в среде программирования.

Обобщая знания, мы познакомимся или вспомним некоторые старинные слова и узнаем их значение. Ваши знания будут оцениваться в течение всего урока, и отражаться на рейтинговом экране. Для реализации цели урока вы должны разделиться на 2 группы.

(учащиеся делятся на две группы)

II. Проверка домашней работы.

(В качестве домашней задачи учащимся было предложено написать программу с использованием строковых функций)

Перед уроком один ученик собирает тетради, проверяет домашнее задание, ставит оценки. Домашняя задача решена им и оформлена в виде презентации. После раздачи тетрадей, на данном этапе правильный ответ показан на экране через мультимедийный проектор, и учащиеся анализируют свои оценки и диктуют учителю, оценки заносятся в рейтинговый экран.

Итог: домашнее задание показало, что вы умеете использовать символьные величины в линейных программах и правильно выполняете действия над ними.

III. Повторение.

Учитель: Начнём мы этап повторения с того, чем отличаются символьные величины от числовых величин?

(ученики отвечают).

Учитель: Приведите примеры символьных и числовых величин из текста “Правила техники безопасности”

(ученики работают с текстом по правилам техники безопасности и приводят примеры, каждый ответ оценивается в 1 балл, оценки заносятся в рейтинговый лист)

Итог: Таким образом, мы повторили определение символьных величин и технику безопасности на уроках информатики.

IV. Этап закрепления изученного, контроля, самоконтроля и коррекции.

Учитель: Я попрошу каждого из вас приготовить словарь русского языка Даля, он понадобится нам для выполнения следующих заданий.

(Каждому ученику 1 и 2 группы выдаётся карточка со слогами)

Задание 1. Необходимо каждому:

1) образовать старинное русское слово, подсказкой вам будет служить следующий список слов на доске с помощью операции сложения, записать полученный алгоритм на естественном языке;

2) дать объяснение данному слову (члены одной группы могут помогать друг другу).

Работа в группе прекращается, как только заиграет музыка (музыка подбирается народная).

(При работе учащиеся используют список старинных слов, записанный на доске : арка, бричка, аршин, лазарет, баклуши, алтын, вершок, корец)

Каждый ученик из группы называет получившиеся слова, объясняет их значение, учитель оценивает ответ каждого ученика и выставляет оценку на рейтинговом экране.

Учитель: Какие свойства операции сложения вы можете назвать?

(за каждый ответ учащийся получает 1 балл в рейтинговый экран)

Задание 2.Учащимся обеих групп выдаются карточки со словами для образования из них следующих пословиц:

  1. Где жить, там и слыть.
  2. Во всяком подворье своё поверье.
  3. Всякому молодцу ремесло к лицу.
  4. На чужой стороне и весна не красна.

Необходимо: используя функцию LEN(A$), написать событийную процедуру подсчёта длины полученной пословицы.

Работа в группе прекращается, как только заиграет музыка (музыка подбирается народная)

(Один ученик из группы записывает получившуюся программу на доске и ставит оценки ученикам из своей группы за участие в составлении программы)

Учитель: Кто может объяснить значение полученных пословиц? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)

Учитель: Какие свойства функции LEN(A$) вы знаете? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)

Задание 3: “Что получилось?”

На доске записано слово A$= “ГОРНИЦА” и следующие выражения:

В$=MID$(A$,1,4)
В$=MID$(A$,1,3)+MID$(A$,7,1)
В$= MID$(A$,1,2)+MID$(A$,4,1)+MID$(A$,6,1)+”ы “

(задание выполняет каждый ученик и записывает в тетрадь получившиеся у него слова, ответ зачитывает первый, кто поднимет руку, он оценивается учителем, остальные оценивают свои ответы сами, ученик, отвечающий у доски, помогает учителю заполнить рейтинговый экран)

Учитель: Кто может объяснить значение слова “Горница”? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)

Учитель: Какие свойства данной функции вы знаете? (учащиеся отвечают, каждый ответ оценивается в 1 балл)

Задание 4.

Группа 1 получает задание: из слова челобитная получить слова: чело; тело; чебот

Группа 2 получает задание: из слова скоморох получить слова: коморка; комар; хоровод;

Работа в группе прекращается, как только заиграет музыка (музыка подбирается народная).

(Один ученик из группы записывает получившуюся программу на доске и ставит оценки ученикам из своей группы за участие в составлении программы).

Итог: Повторение показало, что вы знаете функции и их свойства, операции над символьными величинами. Можно переходить к практической работе.

V. Практическая работа.

(Перед практической работой учитель выдаёт карточки с алгоритмами)

Учащимся необходимо исполнить на компьютере программы, записанные на доске, запустив приложение “Visual Basic” и показать результат двух программ учителю. Работа строится по следующему алгоритму:

  1. Включить компьютер
  2. Загрузить программу Visual Basic 6.0
  3. Создать графический интерфейс проекта
  4. Ввести текст событийной процедуры
  5. Запустить программу на выполнение
  6. Проверить результат
  7. При необходимости отредактировать процедуру и запустить программу заново
  8. Проанализировать результат учителю

(учитель выставляет баллы за практический этап урока каждому ученику в рейтинговый экран)

VI . Подведение итога урока.

Учитель:

- Какие знания мы обобщили?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Для чего нужно помнить старинные слова?

Учитель с помощью проектора показывает критерии оценки на уроки :

От 30 баллов и выше – оценка “5”
От 24 баллов до 29 баллов – “4”
От 18 баллов до 23 баллов – “3”

Ученики считают сумму баллов, полученных на уроке, называют свои оценки, учитель ставит их в журнал.

VII. Домашнее задание.

Подобрать пословицу, содержащую старинные слова, вырезать из пословицы эти слова и записать значение каждого такого слова.