Цели и задачи:
- обобщить знания учащихся по истории средних веков периода зрелого феодализма, помочь воссоздать колорит эпохи, приблизиться к пониманию мотивов поведения и образа мыслей исторических героев, воспитывать интерес к предмету;
- развивать творческое мышление учащихся, умение выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные признаки разнообразных исторических явлений и процессов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы;
- с помощью учебно-познавательных игр, упражнений, задач активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитывать у учащихся уважение к точке зрения другого человека, чувство сопереживания, сотрудничества, формировать толерантное мышление.
Оборудование урока: контурные карты, карточки с заданиями, кроссворды, настенные карты, костюмы для театрализованной сценки, видеофильм “Отважное сердце”, учебные картины.
Ход урока
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Постановка проблемно-познавательного задания. Почему XI- XV в.в. занимают особое место в истории средневековья стран Западной и Центральной Европы?
Представление жюри и команд (две по 5 человек), остальные ученики разбиты на команды болельщиков, которые в ходе игры будут стараться как можно больше заработать баллов в общий зачёт команды.
- Разминка. Игра “Вопрос-ответ”.
Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ 1 бал).
- Почему в XI веке в странах Западной Европы происходит возникновение новых и рост старых городов?
- В чём основное отличие города от деревни?
- Мы знаем, что в средние века купцы объединялись в гильдии, крестьяне – в общины, ремесленники в цеха. Почему средневековому человеку были необходимы эти объединения?
- Что означает слово “демократия”? Какие средневековые городские порядки можно рассматривать как элементы зарождающейся демократии?
- На ярмарку в Шампань.
Учитель обращается к болельщикам с вопросами (за каждый правильный ответ 1 балл в копилку команды).
- Как назывались люди, занимающиеся исключительно торговлей? (Купцы)
- Назовите основные центры торговли в Европе. (Брюгге, Венеция, Генуя)
Задание командам: мысленно перенесёмся в эпоху средневековья. Представьте себе, что вы купцы. Одни – новгородские, другие – бейрутские. Примерно, в одно и то же время вы отправляетесь на знаменитую ярмарку в Шампань. Отметьте на контурной карте свой путь, расскажите о тех трудностях и превратностях судьбы, которые встретятся вам на вашем пути. Победит та команда, которая сумеет правильно указать маршрут /не только на контурной, но и на настенной карте/, и наиболее интересно об этом рассказать. Не упустите из виду товары.
Команды выполняют задание, болельщики обмениваются кроссвордами по заданной теме, составленными заблаговременно в качестве домашнего задания. За правильно выполненное задание получают 1 бал, который идёт в зачёт их команды.
- Мозговая атака.
Учитель поясняет, что в течение минуты командам нужно дать как можно большее количество правильных ответов на предложенные вопросы.
- Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных стран (ярмарка).
- Объединение ремесленников одной специальности в союз (цех).
- Хранилище больших сумм денег (банк).
- Выдающееся произведение искусства (шедевр).
- Церковный суд (инквизиция).
- Богатого человека в средние века называли… (“мешок перца”).
- Странник, ходивший на поклонение святыням (паломник).
- Владелец банка (банкир).
- Союз купцов (гильдия).
- Центр торговли на северо-востоке Франции (Шампань).
- Продукт труда, произведённый для продажи (товар).
- Хозяйство, при котором всё необходимое для жизни производится внутри хозяйства (натуральное).
- Отступник от веры (еретик).
- Здание городского совета (ратуша).
- Специалисты по денежным делам (менялы).
- Центр Российской торговли на севере страны (Новгоро).
- Во главе средневековых цехов стояли (старшины).
- Главная городская церковь (собор).
- Центр северной торговли (Брюгге).
- Союз подмастерьев (братство).
- Материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия (сырьё).
- Система власти в средневековом городе (самоуправление).
- Хозяйство. При котором продукт труда производится для продажи на рынке (товарное).
- Глава городского совета (мэр).
- Союз 70-ти немецких городов для торговли в Северной Европе (Ганза).
- Человек, занимающийся ремеслом (ремесленник).
- Человек, дающий деньги в долг под высокий процент (ростовщик).
- Правила, обязательные для всех членов цеха (устав).
- Средства для покупки вещей (деньги).
- Поселение ремесленников и торговцев (город).
- Католическая церковь.
Учитель напоминает учащимся о том, что церковь оказывала очень сильное воздействие на жизнь средневекового общества. Именно она явилась организатором и вдохновителем крестовых походов.
Задания командам.
- В XI веке во время пребывания на папском престоле Григория VII духовенству и священникам, было запрещено вступать в брак, обзаводится семьёй и детьми. Как вы думаете, с какой целью был введён такой порядок?
- Каковы были причины могущества папской власти в XI-XIII веках?
Соотнести события и даты (команды получают карточки – необходимо стрелочками соотнести события и даты).
Образование Папской области | Разделение церкви | Поход бедноты |
Взятие рыцарями Иерусалима | 1099 1054 1096 1204 1261 |
Образование Священной Римской империи |
Изгнание рыцарей Из Константинополя | Возникновение ислама | Взятие Константинополь |
Игра с болельщиками “Чьи слова”.
- “Всем, идущим туда. В случае их кончины отныне будет отпущение грехов”. (Урбан II в Клермоне).
- “Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами”. (Иннокентий III).
- “Он может освобождать поданных от присяги плохим владыкам” (папа Григорий VII).
- “Земля та течёт молоком и мёдом. Кто здесь горестен и беден, там станет богат (Урбан II, речь в Клермоне).
Учитель приглашает ребят совершить путешествие в средневековье, посмотреть сценку о продаже индульгенций, при необходимости подыграть и в последующем ответить на вопрос:
-О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, католической церкви в целом, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс).
- Образование централизованных государств в странах Западной Европы.
- Что вы понимаете под централизацией власти?
- Какие слои населения и почему были заинтересованы в централизации власти?
- Что свидетельствовало о слабости королевской власти во Франции в XI в.?
- Какими особенностями истории Англии можно объяснить более раннее образование в ней централизованного государства?
Учитель: Именно в период централизации власти произошло обострение классовой и национально-освободительной борьбы.
Следующее задание: Учащиеся получают карточки, в которых отмечают стрелочками события классовой и национально-освободительной борьбы.
Национально-освободительная борьба | Гуситские войны Жакерия Битва на Косовом поле События 1066 г. в Англии Восстание У.Тайлера Снятие осады с Орлеана в 1429 г. Изгнание западных феодалов из Константинополя в 1261 г. |
Классовая борьба |
Учитель: Из всех событий классовой борьбы XIV века, безусловно, наиболее яркие Жакерия во Франции и восстание под предводительством У. Тайлера в Англии. Сейчас мы проведём игру “Документ - картина” и попытаемся выяснить, что было сходного в этих двух восстаниях. Команды получают документы и картины. Задача: каждой команде внимательно прочитать документ. Определить тезис и найти его доказательство на картине.
I –я команда: получает документ и картину, относящиеся к событиям Жакерии; II команда: получает документ и картину, относящиеся к восстанию У.Тайлера.
Задание болельщикам:
- Какое восстание, на ваш взгляд, было более организованным и успешным? Почему?
- Крестьяне обычно терпели поражение в борьбе с феодалами и подвергались жестоким расправам. Значит ли это, что классовая борьба крестьян была безрезультатной?
Учащиеся просматривают фрагмент учебного фильма о восстании крестьян и отвечают на вопрос:
- В чём убеждает нас этот фрагмент? (В том, что крестьяне – грозная сила…)
Конкурс капитанов - викторина “Что? Где? Когда?”(капитаны поочерёдно отвечают на вопросы).
- “Я действительно обещал тебе, еретик. Безопасный проезд, но только сюда. А это ты получил. Обратный же путь я не обещал. Твоё требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов”. (Так ответил Сигизмунд Яну Гусу на церковном соборе в Констанце в 1415 году).
- “- Откуда взялся ты стрелок. И как тебя зовут?
- Моё жильё – Шервудский лес. А имя - … (Робин Гуд, друг всех угнетённых в Англии, “вольные стрелки”, XIV в.). - “Это ещё не все требования мужиков. Сейчас я прочту твоему величеству всё. Что надо. Мы не покинем Лондона до тех пор, пока новые пункты не будут внесены в королевский патент”. (Речь У.Тайлера, восстание в Англии 1381 г.)
- “Ослеплённый полководец
На воду бесстрашно стоя,
Голосом, подобным грому
Направляет ярость боя”.
Кто сей полководец? (Главный организатор и руководитель гуситских войн Ян Жижка.) - “Много копий там разбито в щепки,
Там разбито сербских, и турецких.
И турецких. Только сербских больше.
Там ломали копья свои сербы,
Защищали государя-князя”. (Битва на Косовом поле под предводительством Милоша Обилича в 1389 г.) - “Дворяне хотели не только убить, но и надругаться над крестьянским полководцем. На его голову был надет докрасна раскалённый перевёрнутый вверх ножками железный треножник” (Жакерия, 1358 г., казнь Гильома Каля.)
- “209 дней длилась томительная осада. Многие уже теряли надежду на победу. Но случилось чудо…”. О каком чуде идёт речь? (События Столетней войны, появление Жанны д,Арк у стен Орлеана.)
- “Как паук, один, плёл он сети в своём уединённом углу. Его окружали лишь преданные ему люди. Когда это было выгодно. Он льстил людям, которых ненавидел и боялся. Король любил говорить: “Кто не умеет притворяться. Тот не умеет царствовать”. (Людовик XI. Именно при нём в XV в. завершилось объединение Франции. Он сумел победить своего главного противника Карла Смелого.)
Учитель: В чем значение образования централизованных государств?
Ответы учащихся.
Учитель обращает внимание, что наряду с основной линией исторического процесса, характерной для Франции, Англии, имели место и отклонения. Такие страны Западной Европы, как Германия, Италия, долгое время ещё оставались раздробленными.
- Культура Западной Европы в XI-XV в.в.
Задания командам (за правильный ответ – 1 бал).
- Укажите факторы, благоприятствующие развитию культуры в Западной и Центральной Европе в XI-XV в.в. /рост городов, развитие хозяйства, торговли, образование централизованных государств/.
- Что способствовало расширению представлений о мире? /путешествия купцов (Марко Поло), бродячие артисты, паломники, гонцы/.
Игра “Кто больше?” (необходимо назвать как можно больше достижений и открытий, сделанных европейцами в XI-XV в.в. Команды, не повторяясь, называют их по очереди. Побеждает тот, кто больше назовёт достижений и открытий.)
Задания болельщикам:
- Подумайте, остались бы европейцы, надолго без книгопечатания, если бы Гутенбергу не удалось его изобрести?
- В конце XIII в. в Европе были изобретены очки. О чём свидетельствует этот факт?
Задания командам: “Стиль – элементы”.
Команды получают карточки по архитектуре:
- I-я команда должна отметить романский стиль и соответственно элементы романского стиля;
- II-я команда – готический стиль и присущие ему элементы.
Учитель: Вы знаете, что скульптура была неотделима от архитектуры.
Задания:
- Чем готические статуи отличались от романских? (античное искусство прославляло красоту человеческого тела, готическое – богатство мыслей, чувств, настроений человека, точнее дан облик человека).
- Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? (Церковь – главный заказчик. Человек должен чувствовать себя слабым и ничтожным перед могуществом Бога.)
(При наличии времени можно предложить викторину).
Викторина: “Счастливый случай”.
- Знаменитый учёный Англии XIII века (Роджер).
- Глава университета (ректор).
- Год издания первой печатной книги (1445).
- Наука, определяющая будущее по звёздам (астрология).
- Глава факультета в университете (декан).
- Изобретатель книгопечатания (Гутенберг).
- Объединение студентов одной страны (землячество).
- Наука о религии (богословие).
- Спор студентов по заданным вопросам (диспут).
- Картина из кусков прозрачного стекла (витражи).
- Венецианский купец и путешественник (Марко Поло).
- Наука, занимающаяся превращением различных веществ в золото (алхимия).
- Металлическая буква, используемая в печатном станке (литера).
- Первые университеты в Европе появились в… (XII в).
- Изображение богоматери в Западной Европе называлось “мадонна”, что означает… (моя госпожа).
- Язык науки в средние века (латинский).
- Цель поисков алхимиков (золото).
- Очки были изобретены в Европе в … (XIII в.).
- Бэкон утверждал, что способы достижения истины … (наблюдение, опыт).
Заключительный этап урока.
Учитель: Итак, урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к главному вопросу нашей темы.
Учащиеся без труда дают ответ на главный вопрос повторительно-обобщающего урока – ППЗ и приходят к выводу о том, что XI-XV в.в., несмотря на всю их сложность и противоречивость, являются наивысшей ступенью развития средневекового общества.
В заключении, определяется команда-победитель, проводится награждение, поощряется лучшая команда болельщиков и выставляются оценки.
Задание на дом: Составить кроссворд по теме (не менее 15 слов).