Цели:
- учить детей грамотному построению предложений, умению последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас слов;
- развивать навыки грамотного письма, творческой активности, внимания, воображения;
- показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками; воспитывать любовь природе, к родному краю.
Оборудование:
- грамзапись пьесы П. И. Чайковского « Март»,
- картины художников Саврасова «Грачи прилетели», Левитана «Март»,
- Мухина «Последний снег»,
- рисунки детей, корзина с подснежниками, мультимедиа.
Ход урока.
- Сообщение темы урока.
- Постановка цели.
- Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения вы узнаете, отгадав загадку.
- Отгадывание загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна).
- Назовите весенние месяцы. Какой месяц
наступил сейчас?
- Вот и март! Потепление сразу поменяло облик
природы. Март – излом зимы, торжество солнца.
- Как называют в народном календаре месяц март? Презентация. Слайд 1 (по щелчку 1, 2. 3. 4,
5). Март
- Как понимаете значение слов?
- протальник
- свистун
- ветронос
- водотёк
- капельник
- весновей
3. Прочитаем эпиграф к нашему уроку (Презентация. Слайд 2.)
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
А.К. Толстой.
- В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.
- Подготовка класса к восприятию материала.
- Вступительное слово учителя.
- Да, весна пришла в наши края полноправной
хозяйкой.
- А вы ощущаете её свежее дыхание?
- Что происходит в природе весной?(пробуждается
ото сна, в природе всё оживает, рождается заново)
- Подтвердите словами стихотворений о тех изменениях, которые происходят в природе.
Чтение отрывков о весне учащимися наизусть.
Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
(М.И. Исаковский.)Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает,
Влажным теплом подувает-
Ветер с раздольных полей …
(А.С.Дрожжин)Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
(Е.А. Баратынский)Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака.
(С.Тараховская)Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился!
(Дрожжин)
- Вывод.
Весна – это необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.
- Работа по картинам русских художников.
Вот и сейчас я прошу вспомнить картины художников, с которыми вы знакомились в своё время. (Дети называют автора и название картины)
- Левитан «Март».
- Саврасов « Грачи прилетели».
- Мухин «Последний снег».
- Каково сочетание красок на картинах? (Краски
нежные, прозрачно – золотые, розоватые,
голубоватые, фиолетовые)
- По каким признакам можно судить о приближении
весны? (Изображено тёплое ласковое солнце,
свежий, прозрачный воздух, голубое небо)
- Какой изображена природа? (Спокойной,
таинственной, торжественной)
- Какое настроение создают картины у зрителя?(Они
точно передают радостное, весеннее настроение) .
Нельзя оставаться равнодушным к красоте нашей природы, изображённой на картинах! Художники передают эту красоту при помощи красок.
- Какие краски использовала маленькая поэтесса Юля Башките в своем стихотворении «Фея – весна»? (Региональная литература М. Ходаковской «Лукошко»).
Дети читают отрывки из стихотворения, называют цвета.
1) Машет кисточкой волшебной,
Красит зеленью кусты
И деревья превратила
Все в воздушные шары.2) А черёмуху одела
В платье кружевное.
Будто с неба прилетело
Облачко седое.3) Окунула кисть потом
В голубую краску.4) Жёлтой краски набрала
И обрызгала опушки.
(Жёлтые, зелёные, фиолетовые, голубые).
- Какие краски использовали вы, рисуя свои рисунки? (Оформлена выставка детских рисунков о весне. Дети дают ответ).
- Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Март».
Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март» и нарисуйте словесную картинку к этому произведению.
- Какую картину вы представили, слушая музыку?(Ласковое солнышко, журчание ручейков, шум ветра, пение птиц).
- Составление динамической картинки «Весна пришла».
- Чтение стихотворения вместе с учителем.
Сейчас я предлагаю вам вместе с Весной совершить небольшую прогулку.
Лёгким шагом, пройдя по тропинке,
На полянку выходит Весна.
Что увидела здесь наша гостья?
Ну, скажите, довольна она?
Презентация.Слайд 3
- Ответы на вопросы:
- Что увидела Весна на полянке? (Берёзку)
- Довольна ли она увиденным? Почему? (Не
чувствуется прихода весны)
- Давайте оживим картинку?
а) Начнём с изменений, происходящих в неживой природе:
Поэты, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. Давайте и мы найдём красивые слова, чтобы описать эту весеннюю картинку? Посмотрите вокруг. (Слова развешаны в классе, дети находят подходящее, объясняют написание и помещают рядом с ключевыми словами, которые послужат планом для написания рассказа).
На щелчок появляется нужное изображение.
небо | голубое, прозрачное | |
солнце | весеннее, ласковое, пригревает, посылает | 1 |
облака | лёгкие, пушистые) | 2 |
2) - А теперь изменения, происходящие в живой природе.
цветы | первые, синий глазок | 3 |
трава | шелковистая, зелёная | 4 |
листочки | липкие, маленькие | 5 |
птицы | вестники весны, долгожданные | 6,7 |
Вот и получилась у нас весенняя картинка. Она вам нравится? Теперь вам надо стать на время писателями, и, используя слова и выражения, написанные на доске, описать эту картинку.
На парте у каждого памятки «Текст», «Редактор».
- Запись текста в тетради.
- работают самостоятельно
- работают по карточке (Приложение 1)
Ученики пишут сочинения. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского.
- Прослушивание рассказов, написанных детьми. (Приложение 3)
- Итог урока.
Всё в природе согрето весенним дыханием – ярким солнцем, свежим ветром и от этого всё кругом оживает, любит и поёт. Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.
Чтение стихотворения учеником.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
В память о нашем уроке Весна дарит вам вот эти подснежники. (корзина с подснежниками).
- Домашнее задание (творческое). Презентация. Слайд 5.
Предлагаю, используя рифмы, сочинить стихотворение, которое будет напоминать о нашем уроке. лес - чудес цвет - привет (Приложение 2).
Дети, прочитаем все вместе слова: Презентация. Слайд 6
Спасибо за урок!