Сочинение с элементами описания "Весна пришла"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить детей грамотному построению предложений, умению последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас слов;
  • развивать навыки грамотного письма, творческой активности, внимания, воображения;
  • показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками; воспитывать любовь природе, к родному краю.

Оборудование:

  • грамзапись пьесы П. И. Чайковского « Март»,
  • картины художников Саврасова «Грачи прилетели», Левитана «Март»,
  • Мухина «Последний снег»,
  • рисунки детей, корзина с подснежниками, мультимедиа.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.
  1. Постановка цели.

- Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения вы узнаете, отгадав загадку.

  1. Отгадывание загадки.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна).

- Назовите весенние месяцы. Какой месяц наступил сейчас?
- Вот и март! Потепление сразу поменяло облик природы. Март – излом зимы, торжество солнца.
- Как называют в народном календаре месяц март? Презентация. Слайд 1 (по щелчку 1, 2. 3. 4, 5). Март
- Как понимаете значение слов?

  • протальник
  • свистун
  • ветронос
  • водотёк
  • капельник
  • весновей

3. Прочитаем эпиграф к нашему уроку (Презентация. Слайд 2.)

Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
А.К. Толстой.

- В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.

  1. Подготовка класса к восприятию материала.
  1. Вступительное слово учителя.

- Да, весна пришла в наши края полноправной хозяйкой.
- А вы ощущаете её свежее дыхание?
- Что происходит в природе весной?(пробуждается ото сна, в природе всё оживает, рождается заново)

  1. Подтвердите словами стихотворений о тех изменениях, которые происходят в природе.

Чтение отрывков о весне учащимися наизусть.

Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
(М.И. Исаковский.)

Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает,
Влажным теплом подувает-
Ветер с раздольных полей …
(А.С.Дрожжин)

Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
(Е.А. Баратынский)

Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака.
(С.Тараховская)

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился!
(Дрожжин)

  1. Вывод.

Весна – это необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.

  1. Работа по картинам русских художников.

Вот и сейчас я прошу вспомнить картины художников, с которыми вы знакомились в своё время. (Дети называют автора и название картины)

  • Левитан «Март».
  • Саврасов « Грачи прилетели».
  • Мухин «Последний снег».

- Каково сочетание красок на картинах? (Краски нежные, прозрачно – золотые, розоватые, голубоватые, фиолетовые)
- По каким признакам можно судить о приближении весны? (Изображено тёплое ласковое солнце, свежий, прозрачный воздух, голубое небо)
- Какой изображена природа? (Спокойной, таинственной, торжественной)
- Какое настроение создают картины у зрителя?(Они точно передают радостное, весеннее настроение) .

Нельзя оставаться равнодушным к красоте нашей природы, изображённой на картинах! Художники передают эту красоту при помощи красок.

- Какие краски использовала маленькая поэтесса Юля Башките в своем стихотворении «Фея – весна»? (Региональная литература М. Ходаковской «Лукошко»).

Дети читают отрывки из стихотворения, называют цвета.

1) Машет кисточкой волшебной,
Красит зеленью кусты
И деревья превратила
Все в воздушные шары.

 2) А черёмуху одела
В платье кружевное.
Будто с неба прилетело
Облачко седое.

3) Окунула кисть потом
В голубую краску.

4) Жёлтой краски набрала
И обрызгала опушки.

(Жёлтые, зелёные, фиолетовые, голубые).

- Какие краски использовали вы, рисуя свои рисунки? (Оформлена выставка детских рисунков о весне. Дети дают ответ).

  1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Март».

Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март» и нарисуйте словесную картинку к этому произведению.

- Какую картину вы представили, слушая музыку?(Ласковое солнышко, журчание ручейков, шум ветра, пение птиц).

  1. Составление динамической картинки «Весна пришла».
  1. Чтение стихотворения вместе с учителем.

Сейчас я предлагаю вам вместе с Весной совершить небольшую прогулку.

Лёгким шагом, пройдя по тропинке,
На полянку выходит Весна.
Что увидела здесь наша гостья?
Ну, скажите, довольна она?

Презентация.Слайд 3

  1. Ответы на вопросы:

- Что увидела Весна на полянке? (Берёзку)
- Довольна ли она увиденным? Почему? (Не чувствуется прихода весны)
- Давайте оживим картинку?

а) Начнём с изменений, происходящих в неживой природе:

Поэты, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. Давайте и мы найдём красивые слова, чтобы описать эту весеннюю картинку? Посмотрите вокруг. (Слова развешаны в классе, дети находят подходящее, объясняют написание и помещают рядом с ключевыми словами, которые послужат планом для написания рассказа).

На щелчок появляется нужное изображение.

 небо голубое, прозрачное
 солнце весеннее, ласковое, пригревает, посылает 1
облака лёгкие, пушистые) 2

2) - А теперь изменения, происходящие в живой природе.

цветы первые, синий глазок 3
трава шелковистая, зелёная 4
листочки липкие, маленькие 5
птицы вестники весны, долгожданные 6,7

Вот и получилась у нас весенняя картинка. Она вам нравится? Теперь вам надо стать на время писателями, и, используя слова и выражения, написанные на доске, описать эту картинку.

На парте у каждого памятки «Текст», «Редактор».

  1. Запись текста в тетради.

- работают самостоятельно

- работают по карточке (Приложение 1)

Ученики пишут сочинения. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского.

  1. Прослушивание рассказов, написанных детьми. (Приложение 3)
  2.  Итог урока.

Всё в природе согрето весенним дыханием – ярким солнцем, свежим ветром и от этого всё кругом оживает, любит и поёт. Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.

Чтение стихотворения учеником.

Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

В память о нашем уроке Весна дарит вам вот эти подснежники. (корзина с подснежниками).

  1.  Домашнее задание (творческое). Презентация. Слайд 5.

Предлагаю, используя рифмы, сочинить стихотворение, которое будет напоминать о нашем уроке. лес - чудес цвет - привет (Приложение 2).

Дети, прочитаем все вместе слова: Презентация. Слайд 6

Спасибо за урок!